Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Первое ли Крещение Руси мы празднуем?

Одним из убедительных доказательств более раннего крещения Руси является так называемый заговор молчания

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие историки с 'Повестью временных лет' не согласны. Они считают, что крещение Руси произошло намного раньше - в предыдущем веке, во времена правления Аскольда и Дира, где-то в середине IX столетия. Эту теорию признавали и некоторые советские историки, в том числе - украинские; она имеет под собой солидный научный 'фундамент', а недосказанного и непонятного в ней не больше, чем в привычной 'Повести временных лет'.

Все мы всегда со школьной скамьи привыкли считать, что крещение нашего народа состоялось в 988 году. В этом убеждены маститые историки, так написано в учебниках, от этой даты (988) отсчитываются все юбилеи, в том числе - несколько странный (арифметически) юбилей 1020-летия. Для большинства читающей публики достаточным доказательством правдивости этой даты является славная 'Повесть временных лет', согласно с которой 'Владимир велел строить церкви и ставить их на тех местах, где стояли идолы... И начал забирать детей у родителей и посылать на научение книжное'. Казалось бы, все ясно и понятно.

Оказывается, однако, что многие историки с 'Повестью временных лет' не согласны. Они считают, что крещение Руси произошло намного раньше - в предыдущем веке, во времена правления Аскольда и Дира, где-то в середине IX столетия. Эту теорию признавали и некоторые советские историки, в том числе - украинские; она имеет под собой солидный научный 'фундамент', а недосказанного и непонятного в ней не больше, чем в привычной 'Повести временных лет'.

Ниже на рассмотрение читателя предлагаются некоторые исторические факты, на основании которых вполне можно согласиться с тем, что христианство в Киевской Руси было принято еще в IX столетии - более чем за сто лет до крещения Владимира 988 года.

'Заговор молчания'

Одним из убедительных доказательств более раннего крещения Руси является так называемый заговор молчания, который блестяще описал украинский ученый Михаил Юлианович Брайчевский. В своих исследованиях он обратил внимание на то, что в иностранных источниках того времени полностью отсутствуют сведения о крещении Руси 988г. Этой 'подробностью' занимались и другие ученые. Все полученные результаты свидетельствовали о весьма странном обстоятельстве: ни в одном сохранившемся тексте того времени не было обнаружено каких-либо сведений об обращении Руси в христианство в конце X в. Польские, чешские, венгерские, немецкие источники, а также итальянские, французские и др. тоже не упоминают об этом событии. Единственное исключение - некий Титмар Мерзебургский, хотя он был осведомлен только о крещении великого князя в связи с его вступлением в брак. А об обращении народа или страны - ни слова.

Еще более странным является молчание православных источников, в первую очередь византийских и болгарских. Ни одна греческая хроника конца X-XI веков об этих событиях ничего не сообщает. Между тем в письменных источниках имеются сведения о многом другом: о падении Херсонеса, о договоре Владимира Святославича с императором Василием II, о вступлении в брак киевского князя с принцессой Анной и др. Но нет ни одного намека на крещение Владимира и всей его страны, как это описывает 'Повесть временных лет'. Аналогичная картина прослеживается и в восточных источниках. Все это означает только одно - Русь IX-X вв. уже считается христианской страной.

На основании описанного выше Брайчевский и некоторые другие исследователи делают вывод, что отсутствие в иностранных источниках сведений о крещении Владимиром Руси объясняется тем и только тем, что официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся еще в 860 г. - при Аскольде и Дире. И хотя после убийства Аскольда в 882 г. христианство на время утратило статус государственной религии, в глазах окружающих стран Русь была страной христианской.

Аскольдово крещение

Правление Аскольда (погиб в 882 г.) является весьма яркой страницей в истории ранней Руси - молодое государство тогда впервые вышло на мировую арену, завоевав всеобщее признание и утвердив себя как неотъемлемую часть раннесредневековой ойкумены. Титул кагана, принятый Аскольдом, приравнивался к императорскому (царскому) и убедительно свидетельствовал о политических претензиях киевского правителя. Главными (и наиболее удачными) внешнеполитическими деяниями Аскольда были походы на Византию, а также договоры, заключенные с этой супер-державой того времени. Аскольд добился дипломатического признания Руси как великой державы и достойного соседа Византии. Этими походами Киевская Русь утвердила свою международную позицию в тогдашнем мире. Ее отношения и письменные соглашения с Византией сохранились в византийских источниках. Некоторые из них подписаны византийскими императорами.

Успешные походы против Византийской империи показали 'городу и миру', что Русь была тогда одним из наиболее могущественных государств средневековой Европы. Среди результатов походов Аскольда на Византию и заключенных с империей соглашений одним из наиболее важных было введение на Руси христианства.

Относительно крещения Аскольда существует много гипотез, хотя сохранились также некоторые документы того времени. В советской историографии была популярной так называемая сословная точка зрения. Ее тезис состоит в том, что в 60-е годы IX века крестилась не вся Русь, не народ, не государство, а только лишь определенная часть верхушки во главе с киевским каганом - Аскольдом. Население же Руси продолжало оставаться языческим.

Процесс христианизации Руси (как и любой другой страны) не мог быть простым и коротким. Далеко не сразу новая религия была воспринята народом и преодолела старое 'поганство'. Ученые считают, что окончательное провозглашение христианства государственной религией в 988 г. не сразу привело к ликвидации языческих пережитков - несмотря и на Аскольдово крещение. Предполагают даже, что Аскольд погиб из-за существования в Киеве достаточно сильного язычества.

В те времена на Руси начали появляться византийские и римские миссионеры, направлялись и принимались различные посольства, что привело к знакомству русов с религиозными верованиями соседних стран и народов. В пользу Византии говорил тот факт, что эта страна допускала использование для культовых целей не только греческого языка, но и языков других народов. Тогда, как известно, был начат перевод на славянский язык богослужебных книг.

Некоторые ученые считают, что князья приняли крещение в Киеве вместе с некоторым количеством народа от епископа, посланного известным Константинопольским патриархом Фотием. И поэтому в конце IХ в. русская епархия уже числится - по некоторым источникам - в списках константинопольских епископий: сначала на 61 м, потом на 60 м месте.

Все эти события иногда именуют первым крещением Руси. Патриарх Фотий в послании 866-867 года писал: 'И не только этот народ (болгары) променяли прежнее нечестие на веру во Христа, но даже в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые русы, которые, поработив находящихся около них и отсюда возомнив о себе высоко, подняли руки и против Ромейской державы. А в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое практиковали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших - вместо ограбления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго перед тем. И до такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли они христианского епископа и пастыря и с великим усердием и ревностью почитают Бога'.

Справка 'Дня'

Михаил Юлианович Брайчевский, 1924 г.р. В 1948 г. закончил Киевский университет. В Институте археологии работал с 1946 г., еще учась в университете. Был одним из инициаторов создания в 1966 р. Украинского общества охраны памятников истории и культуры. Выступал против тенденциозности советской исторической концепции, за что попал в немилость со стороны ЦК КПУ. В 1968 году его увольняют с работы.

За выдающиеся достижения в развитии исторической науки М. Ю. Брайчевский удостоен международной премии фонда Антоновичей (США), премии Национальной академии наук Украины и звания 'Заслуженный деятель науки и техники Украины', избран профессором Киево-Могилянской академии, действительным членом Свободной украинской академии (США), действительным членом Научного общества им. Т.Г.Шевченко (Львов), членом Украинского исторического общества (США).