Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Разгорается новая 'холодная война'

Происходит зарождение новой идеологии, которую мы можем определить как новый третий мир

Разгорается новая 'холодная война' picture
Разгорается новая 'холодная война' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские стратегические бомбардировщики у берегов Аляски, замаскированные угрозы Праге, массовое распространение шпионов в крупных столицах... Газовые месторождения придали Москве силу, и она вновь начинает показывать мускулы. А Вашингтон не сидит, сложа руки

Российские стратегические бомбардировщики у берегов Аляски, замаскированные угрозы Праге, массовое распространение шпионов в крупных столицах... Газовые месторождения придали Москве силу, и она вновь начинает показывать мускулы. А Вашингтон не сидит, сложа руки

Они поднимаются в воздух из Тикси, поселка, расположенного на российском Дальнем Востоке (так в тексте - прим. перев.), на побережье Северного Ледовитого Океана, и из сибирского Анадыря (так в тексте - прим. перев.), административного центра Чукотского автономного округа, губернатором которого еще несколько месяцев назад был олигарх Роман Абрамович. Почтенные стратегические бомбардировщики советской эпохи Ту-95М, 'медведи' по кодовому обозначению НАТО, самые шумные в мире самолеты, производство которых началось в далеком 1952 году, направляются прямо к Аляске. Это происходит почти каждую ночь. Один или два раза в месяц 'Ту' подлетают на расстояние 30 миль до американского побережья, бросая вызов противовоздушной обороне северного командования Norad. С базы в Элмендорфе (Elmendorf), недалеко от Анкориджа, взлетают истребители F-15 и F-22, которые перехватывают 'Ту' и вынуждают их взять курс на Сибирь.

С июня 2007 года по сегодняшний день произошло 18 подобных встреч. Число, достойное 'холодной войны', отмечают в Norad, которое теперь решило использовать более агрессивные правила игры, чтобы отбить у российских генералов охоту к подобной демонстрации силы.

Спускаемся на землю и становимся свидетелями другого способа показать недобрую гримасу. 12 июля нефтепровод 'Дружба', который соединяет сибирские месторождения и Чехию, вдруг начал поставлять меньше нефти. За три дня до этого пражское правительство подписало с госсекретарем США Кондолизой Райс соглашение о размещении на территории Чехии радара, который в будущем будет интегрирован в систему противоракетной обороны НАТО. Технические неисправности? Проблема неосуществленных платежей? Или, скорее, ответная мера? В череде замаскированных обвинений пражских министров и торжественных опровержений Москвы, посыл представляется слишком ясным и похожим на тот, что уже испробовали с Украиной в ситуации с поставками газа в январе 2006 года: 'Берегитесь, потому что Россия может уменьшить вам поставки когда и как захочет'.

Это смесь воинственной пропаганды, политического расчета и обновленного видения мира, которое утверждается в России, в то время как Америка противостоит одному из самых серьезных экономических и финансовых кризисов за всю свою историю и живет в мучительной атмосфере ожидания нового президента. Кто бы ни выиграл - Барак Обама или Джон Маккейн, - предупреждает Москва, пусть не смеет больше считать эту огромную страну парией международного сообщества.

'Сейчас российские лидеры пытаются восстановить большую часть той мощи и влияния, которую они потеряли в конце 'холодной войны', - заявляет политолог Роберт Каган в своем кратком, только что опубликованном эссе The Return of History, в котором он объясняет, почему ожидания, появившиеся вместе с Борисом Ельциным, в эпоху геополитического взаимодействия основных действующих лиц международной политики оказались ошибочными.

Российские власти пытаются выглядеть сплоченными, когда делают первые шаги в том противостоянии, которое кремлеведы называют 'новой 'холодной войной'' по названию вызвавшего большой резонанс эссе, только что опубликованного в США и Великобритании. Его автор - Эдвард Лукас, на протяжении 20 лет работающий корреспондентом The Economist в Восточной Европе и Москве. Он рассказывает о том, как энергетические ресурсы стали наиболее ценным оружием для доминирования в Европе и шантажа Европы; как бывший КГБ возобновил деятельность лучших агентов в крупных столицах, начиная с Лондона и Вашингтона; и как иностранные инвестиции подвергаются постоянному риску со стороны государственных предприятий.

Владимир Путин, покинувший Кремль и переехавший в московский Белый Дом, здание правительства, является знаменосцем этого возрожденного национализма, который жаждет возвращения России в статус великой державы. ВВП России на протяжении многих лет растет на 7% в год, расходы на оборону возрастают на 20% в год для того, чтобы модернизировать устаревший арсенал, у страны вполне конкретная сфера влияния - от Кавказа до Балкан.

Но и Дмитрий Медведев, если даже и действует как бывший юрист, а не сотрудник КГБ, по-видимому, имеет те же амбиции. Именно новый российский президент будет руководить учениями Северного и Тихоокеанского флотов с участием 'Юрия Долгорукова' - первой гигантской подлодки, произведенной на российских корабельных верфях. Она может оставаться под водой более 100 дней и способна запустить 16 ракет с ядерными боеголовками.

Коммунизм умер и даже Путин не намерен эксгумировать его. Происходит зарождение новой идеологии, которую мы можем определить как новый третий мир. Достаточно послушать то, о чем заявляет Михаил Маргелов, теоретик новой внешней политики Москвы: 'Север мира сдает свои позиции. Юг и Восток планеты, где живет две трети мирового населения, который занимает половину территории Земли и обладает ВВП, равным 9 миллионам миллиардов долларов, не говоря уж о большинстве в Генеральной ассамблее ООН, поднимаются единым фронтом...'.

Еще более ясно выразился министр иностранных дел Сергей Лавров, когда объяснил в ходе выступления по случаю его переназначения на должность, что же происходит в Москве. 'Сегодня наступает новый этап, - сказал он. - Соревнуются два видения мира. Первое заключается в том, что мир должен двигаться в сторону все усиливающегося принятия западных ценностей. Второе, которое предлагаем мы, заключается в подлинно глобальной конкуренции, которая учитывает особенности цивилизаций'.

В двух словах Лавров хотел сказать, что у Москвы есть не только 'прагматические интересы', которые она намеревается защищать, как любит повторять Путин, но и то, что она также может предложить альтернативную модель развития за своими пределами. Комплекс неполноценности России по сравнению с Западом разрешается посредством неожиданного реванша. Противостояние проекту противоракетной обороны, продвигаемому Вашингтоном, не было вызвано опасениями, что ракеты в Польше и радар в Чехии могут угрожать способности России нанести ядерный удар. 'Почему не выбрали Италию, или Турцию, или Францию для защиты от иранских ракет?', - спросил Путин у Джорджа Буша. Правда заключается в том, что премьер и весь военно-энергетический комплекс, подчиняющийся его приказам, претендуют на то, чтобы включить Польшу и другие страны Восточной Европы, вошедшие в НАТО, в зону безопасности под влиянием Москвы. Не говоря уже о Грузии и Украине, которые выступают в качестве кандидатов на вступление в Североатлантический альянс.

Вот почему в наличие имеются все предпосылки к новой 'холодной войне'. Все выходы из этой ситуации ясны наперед. Вашингтон, а также основные европейские столицы, должны осознать, что Россия готова выйти из орбиты западной солнечной системы. Но это не означает ее полной потери для Запада. В действительности у будущего президента США вместе с европейскими союзниками будет сложная задача установления более конкретного и менее традиционного сотрудничества с таким главой Кремля как Медведев, который, возможно, в будущем также отделится от другой орбиты - Путина.

_________________________________________________

У Европы нет энергетической политики, Россию это радует ("Die Welt", Германия)

Европа должна объединиться, чтобы дать сдачи России ("Newsweek", США)

Лесть Запада игнорирует мрачную реальность России ("The Financial Times", Великобритания)

Россия покидает орбиту Запада ("Foreign Affairs", США)