Russia Profile

Одной из самых быстрорастущих церквей в мире до сих пор не удалось добиться основательного присутствия в России; эта церковь за 17 лет с начала официальной деятельности в стране смогла обратить в свою веру только 19 000 новых членов. Теперь Церковь мормонов приняла решение не направлять своих проповедников из Северной Америки в Россию, при этом мормоны сослались на визовые ограничения, что сильно осложнило пребывание миссионеров и выполнение ими своей работы. Несмотря на официальную позицию Церкви, которая отрицает наличие каких бы то ни было ограничений со стороны российского правительства, общество уже выражает озабоченность растущей религиозной нетерпимостью, что ставит под сомнение желание России быть открытой для проповеди других вероучений.

Мормоны - жертвы российских законов

В соответствии с новыми российскими законами, сотрудники гуманитарных учреждений могут находиться в стране не более 90 дней, после чего они должны выехать из России и вновь обратиться с запросом о получении визы, при этом общий срок пребывания в стране в течение одного года не должен превышать 180 дней. Миссионеры Церкви мормонов обязаны два года посвятить миссионерской деятельности, обычно это делается за границей, и они должны сделать все возможное для распространения религии и обратить как можно больше людей в свою веру. Все эти изменения в законодательстве, по сути, лишают мормонов возможности заниматься своей миссионерской деятельностью.

'Этой церковной традиции уже больше 150 лет, - подчеркнула глава отдела по связям с общественностью Церкви мормонов в Восточной Европе Елена Нечипорова. - Миссионеры оплачивают эти поездки из своего собственного кармана, а выезды и въезды могут стоить очень дорого. Миссионеры копят деньги для этого всю свою жизнь; у них, как правило, пять или шесть детей, так что оплата поездок весьма обременительна для семейного бюджета'.

'Мы будем выполнять законы, как мы всегда это делали, а новое законодательство не направлено непосредственно против нас', - добавила Нечипорова.

Соблюдайте осторожность

Еще до вступления новых законов в силу у мормонов, а также у других церковных миссионеров, представляющих религиозные течения, которые воспринимаются в России как нетрадиционные и к которым относятся настороженно, было достаточно проблем. 'Мы сталкиваемся с определенными сложностями в России', - отметил внештатный советник по юридическим вопросам Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Лев Симкин. 'Наши сотрудники обвинялись в использовании некоторых видов воздействия на аудиторию с целью установления контроля над сознанием людей, хотя мы этим не занимаемся. Да и какой вред вообще могут причинить эти ребята, очищающие парки и занимающиеся гуманитарной деятельностью?'

Притеснения не ограничиваются только этими обвинениями. 'В Новочеркасске наши миссионеры, преимущественно американцы, помогали местным жителям в изучении английского языка, и они просто проводили с этой целью различные дискуссии, - отметил Симкин. - О вере там не было и речи. У тех, кто хотел узнать больше, была возможность побеседовать на тему о том, зачем эти люди приехали в Россию'. В результате миссионеров обвинили в преподавании без лицензии, и у них могли отобрать визы. 'Это было странно, так как они никого ничему не учили, - подчеркнул Симкин. - Кроме того, был еще случай в городе Шахты, где местные власти обвинили наших миссионеров в том, что они находятся не в том месте, где они зарегистрированы, и заставили их покинуть страну. Мы вынуждены были обратиться в суд, чтобы оспорить это решение и вернуть миссионеров в Россию'.

'Все это свидетельствовало о предвзятом мнении, при этом все эти меры принимались по большей части местными властями, и мы столкнулись с таким отношением к нам, прежде всего, в некоторых южных городах, в частности, в Новочеркасске, Краснодаре и Ростове, - подчеркнул Симкин. - Суды, тем не менее, были очень объективны'.

Не только собственно местные власти, но также и простые люди не всегда были настроены доброжелательно по отношению к иностранным проповедникам. 'Мы сталкивались с различными формами притеснений в течение всего периода нашей работы, - отметила Нечипорова. - Люди разбрасывали листовки против мормонов в нашем молельном доме в Томске, еще в наши окна бросали камни. Ничего противопоставить этому мы не могли, и мы только делали уборку и продолжали нашу работу'.

Если сравнить с началом деятельности Церкви мормонов в России, то сейчас характер протестов стал меняться. 'Раньше мы сталкивались с так называемыми антисектантскими протестами против нашей церкви; однако общественное негодование было направлено в основном против представителей протестантского меньшинства, против баптистов, пятидесятников, и адвентистов седьмого дня, - отметил Симкин. - Теперь протесты политически мотивированы. В Липецке представители 'Молодой Гвардии' ни с того ни с сего решили вести борьбу с сектантством и посылали людей для проведения демонстраций и других актов протеста против Церкви мормонов. Я думаю, что они делали это просто потому, что в тот момент у них не было другого повода для протеста'.

'Обычно, люди относятся более или менее терпимо к нашей церкви; отношение теперь более дружественное и, как правило, мы сталкиваемся с непредубежденным отношением к нетрадиционным религиям', добавил Симкин.

Иная проповедь

Первые сообщения в газетах штата Юта вызвали дискуссию относительно того, не специально ли Россия ввела эти ограничения для того, чтобы воспрепятствовать приезду мормонов. Читатели также задавали вопрос, а не стоит ли за этим Русская Православная Церковь, которая является господствующей религиозной организацией в России, чье преимущественно критическое отношение к представителям религиозных меньшинств не является секретом.

'Государство не навязывает какой-либо официальной религии, - отметила Нечипорова. - Русская Православная Церковь не вмешивается в наши дела и не пытается воспрепятствовать нашей деятельности'.

Несмотря на отсутствие открытой критики, Русская Православная Церковь не очень благожелательно настроена в отношении Церкви мормонов, и создается впечатление, что Русская Православная Церковь проводит политику игнорирования церкви Святых последний дней. Мормоны писали письма митрополиту смоленскому и калининградскому Кириллу и предлагали конкретные благотворительные проекты, которые могли бы совместно реализовываться представителями обеих церквей. 'Нам сказали, что ответа мы не получим', - подчеркнула Нечипорова.

Вопрос о религиозной терпимости является актуальным в России, и людей здесь принято считать консервативно настроенными, а также настроенными, в определенной мере, изоляционистски в религиозном и культурном отношении. Поэтому любая новая религия воспринимается с недоверием и скептицизмом. Даже традиционные религии сталкивались в определенный период со сложностями в своей работе в России, и Русская Православная Церковь в прошлом активно выступала против визита папы Иоанна Павла II, и не изменила своей позиции даже тогда, когда понтифик собирался посетить Россию для того, чтобы передать в 2004 году икону Казанской Божьей Матери. Последние исследования показывают, однако, что ситуация в России не отличается существенным образом от того, что происходит в других странах, а иногда дела обстоят здесь даже лучше.

Согласно данным последнего Европейского социального исследования, только 0,6% россиян считают, что их религиозные права ущемлены, тогда как более 60% населения заявляют, что они терпимо относятся к другим религиям.

'Мы не имеет права называть сектами те религиозные организации, которые официально зарегистрированы в России и действуют здесь в соответствии с законами, - подчеркнула секретарь центра 'Религия в современном обществе' Института социологии Российской академии наук Мария Мчедлова. - Что касается различных протестантских организаций, таких как адвентисты седьмого дня, баптисты или пятидесятники, то они находятся здесь более 100 лет, и я могу сказать, что было бы сложно представить себе русскую культуру без них. Более того, протестанты наиболее активны в религиозном плане, и они более прилежно посещают церковь. Я не понимаю, почему к ним надо относиться предвзято'.

Существующая религиозная нетерпимость не связана с какой-то существенной опасностью, которую иностранные религии могут представлять для российского общества; скорее всего, она связана с проявлениями расизма. 'Та осторожность, с которой люди относятся к различным религиозным меньшинствам, объясняется неосведомленностью, и чаще всего люди не знают, что собой представляют другие религии', - подчеркнула Мчедлова.

Возможно, это связано с общим отношением россиян к религии. 'Если вы посмотрите на цифры, то вы увидите, что количество людей верующих меньше общего числа представителей различных религиозных конфессий, - отметила Мчедлова. - Это означает, что религия рассматривается как средство социальной и культурной самоидентификации, а не как догма. Для некоторых людей религия является в большей степени частью их культуры, а не веры. Можно сказать, что это уникальная ситуация'.

__________________________________________

Путин выбирает одну церковь в ущерб остальным ("The New York Times", США)

Президент Путин и патриархи ("The Times", Великобритания)

Русская Православная Церковь возвращает утраченные позиции ("Christian Science Monitor", США)