Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Следующая остановка - Европа

Обаме предстоит попытаться преодолеть разделение между Старой Европой и Новой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Большинство европейцев убеждены, что внешняя политика г-на Обамы будет сильно отличаться от непопулярной политики администрации Буша. При этом они так и не заметили, что г-н Буш уже смягчил свою позицию, в первую очередь в отношении Ирана и изменения климата, а г-н Обама свою, напротив, ужесточил, обещая воевать в Афганистане активнее, чем в Ираке не потому, что война в Ираке проиграна, а потому, что она практически выиграна

Сегодня Барак Обама (Barack Obama) появится в Берлине в роли нового президента Соединенных Штатов. Конечно, на самом деле выборы еще не прошли, но большинство европейских комментаторов и даже некоторые правительства относятся к ним как к простой формальности. Его превосходство над сенатором Джоном Маккейном (John McCain) по данным европейских опросов даже не подавляющее - сокрушительное: 51 процентный пункт во Франции, 49 в Германии и 30 в старой, скептичной Британии.

В изрядной степени это обусловлено его личностью. Г-н Обама, безусловно, самый талантливый от природы политик со времен Рональда Рейгана (Ronald Reagan) (он недавно отобрал этот титул у Билла Клинтона (Bill Clinton)). У него есть шарм, интеллект, харизма. Поддерживая его, европейцы и американцы искупают былой расизм. Кроме всего прочего, он - не Джордж Буш, рейтинг которого в Европе даже ниже, чем среди американских избирателей.

Однако, если не касаться личностей, все несколько усложняется. Большинство европейцев убеждены, что внешняя политика г-на Обамы будет сильно отличаться от непопулярной политики администрации Буша. При этом они так и не заметили, что г-н Буш уже смягчил свою позицию, в первую очередь в отношении Ирана и изменения климата, а г-н Обама свою, напротив, ужесточил, обещая воевать в Афганистане активнее, чем в Ираке не потому, что война в Ираке проиграна, а потому, что она практически выиграна.

Простые европейцы не вдаются в такие подробности. Они готовы приветствовать 'перемены' и г-на Обаму несмотря ни на что. Что до европейских правительств, которым вдаваться в подробности все же приходится, их уже значительно меньше беспокоят Ирак, превентивная война и 'американский унилатерализм'. Проблема Ирака теряет важность по мере стабилизации обстановки в стране. Новая внешняя политика г-на Буша упирает на дипломатический подход и мультилатерализм. А перед Атлантическим альянсом постепенно встают новые проблемы. И, как еще предстоит увидеть г-ну Обаме, даже единая Европа далека от единства в их отношении.

На этой неделе г-н Обама не планирует посетить Центральную или Восточную Европу - если, конечно, не считать Берлин, который, по крайней мере географически, лишь немногим западнее Праги. Так что он может и не заметить, что она настроена намного более атлантистски и проамерикански и обычно куда ближе к позиции Республиканской партии, чем 'Старая Европа' (то есть Западная Европа за вычетом Британии).

Две части континента волнуют совершенно разные проблемы: 'Старую Европу' - Иран, Ирак, изменение климата, дешевизна поставок энергии; 'Новую Европу' - растущая российская угроза, безопасность поставок энергии, противоракетная оборона, вступление Грузии и Украины в НАТО и Европейский Союз. Чем-то это напоминает разницу между проблемами, интересующими демократов и республиканцев.

Визит г-на Обамы в 'Старую Европу', скорее всего, будет успешным. При этом, как мы видели, часть старых споров между США и ЕС теряет актуальность, или меняет содержание. Администрация Буша всерьез обсуждает изменения климата, а Европа тем временем с ужасом смотрит на последствия мер, еще недавно казавшихся спасительными - например, на рост продовольственных цен, вызванный поддержкой производства биотоплива. Растет цена на нефть, и вот уже неразумным выглядит отягощать и без того склоняющиеся к рецессии экономики дорогостоящей борьбой с выбросами углерода. Американцы заменяют военный подход в отношении Ирана дипломатическим, а Франция требует ужесточить экономические санкции, чтобы снабдить эту дипломатию зубами.

В Париже пристрастие г-на Обамы к переговорам с некоторых пор вышло из моды. Президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) предпочитает фасоны построже.

Почему? Можно, конечно, предположить, что одна из причин в растущей дальности иранских ракет, которые уже сегодня способны достичь городов Восточной Европы. А что же будет завтра? Возможно, под прицелом окажутся города, по которым г-н Обама сейчас совершает свое турне.

Разумеется, страх перед иранскими ракетами - одна из причин того, что Восточная Европа готова разместить на своей земле объекты американской ПРО. Однако гораздо важнее страх перед возрождающейся, богатой энергоносителями и агрессивной Россией, в последние годы не стеснявшейся в политических целях перекрывать поставки энергии в 'ближнее зарубежье'.

Это укрепляет стремление Восточной Европы получить гарантии безопасности от Соединенных Штатов и НАТО, а также их скептицизм относительно чисто европейских оборонных структур.

Это объясняет их 'политику трубопроводов' - т. е. попытки (в особенности к ним склонна Польша) получить трубопровод, который бы доставлял им нефть или газ из Центральной Азии, минуя территорию России.

И это заставляет их предлагать - одно такое предложение было совместно выдвинуто странным тандемом Польши и Швеции - плотнее интегрировать Украину, Грузию и другие посткоммунистические страны в западный институции, в первую очередь в НАТО и Евросоюз.

Эта разница проблематики серьезно осложнит задачи, которые будут стоять на этой неделе перед г-ном Обамой. Разумеется, в первую очередь он будет обращаться к американским избирателям, пытаясь донести до них примерно такую мысль: 'Я хочу вновь объединить Атлантический альянс, пострадавший при Буше. Но подстилкой для этих европейских чистоплюев я не буду. Им придется раскошелиться и усилить военное присутствие в местах вроде Афганистана'.

Второй его адресат - 'Старая Европа'. Им он постарается дать понять приблизительно следующее: 'Подстилкой я, конечно, не буду. Но мне вы можете доверять - я за мультилатерализм'. Все это немножко устарело, однако должно понравиться и европейской улице, и американской прессе, которые до сих пор не заметили, что г-н Буш как переговорщик ничуть не менее решителен.

Главную трудность для г-на Обамы будет представлять вопрос, который ставит перед ним Новая Европа: что делать с растущей проблемой авторитарной России, которая вполне обоснованно беспокоит страны, находившиеся под ее властью до 1989 года? Как нам успокоить Новую Европу, не восстановив против себя Владимира Путина и Кремль?

Словами эту проблему решить нельзя, но можно заретушировать.

Джон О'Салливан - ответственный редактор 'Радио Свободная Европа /Радио Свобода'

__________________________________________________

Обама и 'германский вопрос' ("The Wall Street Journal", США)

Поддержите Обаму в качестве верховного главнокомандующего ("The Financial Times", Великобритания)

Барак Простодушный ("Los Angeles Times", США)