В конце предыдущей недели на Украине отгремел церковно-государственный праздник 'Крещение Руси'. Было много гостей, как и положено на большом празднике, много прекрасной духовной музыки. Нарядные киевляне заполняли парки, где выступали приехавшие к нам высокие духовные особы, начиная с таких именитых, как Вселенский патриарх и патриарх Московский; слушали церковных и политических ораторов, обсуждали дальнейшую церковную перспективу православия в Украине. И, как всегда, ожидали от кого-то благодетельных перемен в нашей церковной жизни.

Но чудес не бывает: общество осталось расколотым как в Киеве, так и на всей Украине. Одни желают оставаться прихожанами Московской патриархии, другие - иметь Украинскую независимую автокефальную православную церковь. Тем более что такая независимая церковь у нас уже есть - это Киевский патриархат, за которого, как говорят статистики, - стабильно выступает большая часть украинских православных.

Не стоит отрицать, что церковная жизнь нашей страны весьма оживилась экстраординарным обстоятельством, редким в истории Украины, - приездом православного Вселенского патриарха Варфоломея I, 'первого по чести' в ряду 14-ти признанных православных церквей мира. (РПЦ занимает в этом списке-диптихе пятое место; общая численность православных в мире составляет, по приблизительным расчетам, максимум максиморум 350 миллионов землян).

Патриарх Варфоломей прилетел в Киев, чтобы познакомится с религиозной ситуацией и с потомками тех киевлян, которые 1020 лет назад приняли Крещение от Константинопольских священников и в течение нескольких столетий входили в состав Константинопольского патриарха (до 1687 года - в царствование молодого Петра Первого Киевская церковь оказалась в руках Москвы.)

Как известно, значительная часть украинских православных и сегодня подчинена Москве - это прихожане Украинской православной церкви Московского патриархата. Это обстоятельство приводит к опасному для государственности Украины двоевластию - миллионы украинцев находятся под двойным разнополярным управлением: с одной стороны они являются гражданами Украины, а с другой стороны - покорными прихожанами политизированной Русской православной церкви; вернее, ее филиала - Украинской православной церкви (УПЦ МП).

Стоит еще напомнить, что число всех православных Украины почти равняется числу православных на территории России (не считая зарубежных церквей РПЦ). Поэтому светская и церковная власть нашей соседки твердой рукой держится за украинских православных. Москва так обеспокоена возможностью потерять УПЦ МП, что готова на все. Один пример: когда на Украину приехал патриарх Варфоломей, российский МИД обратился к правительству Турции с требованием отозвать патриарха из Украины (как подданного страны). Вообще, в те дни, когда у нас пребывал высокий гость, некоторые московские политики просто-напросто головы потеряли - протесты, оскорбления (в том числе грубые оскорбления нашего высокого гостя - мы-то привыкли!), политические угрозы переполняли СМИ. Хотя Константинопольский патриарх - надо отдать ему должное - не допустил малейших отклонений как от православных канонов, так и от международных протоколов.

Гости приезжают и уезжают. Какой смысл приезда патриарха Варфоломея для нас с вами? Начнем с негатива. Большой несправедливостью является то, что за кадром описываемых выше событий остались, как бы 'не бывшие вообще', православные верующие Киевского патриархата, которым руководит патриарх Филарет. Иными словами, от обсуждения судеб будущей Украинской автокефальной православной церкви были отрезаны миллионы верующих. Разве они не граждане этой страны, разве не православные? Конечно, у церковников свои очень жесткие правила, но для светской власти Украины все граждане должны быть равны, тем более в таком вопросе, как свобода совести. Их нельзя запирать в 'гетто' и заставлять безмолствовать во время приезда Константинопольского патриарха.

К позитиву визита можно отнести серьезные попытки президента Ющенко объединить украинское православие с помощью высокого гостя. Это благородная и очень актуальная задача! Еще раз подчеркнем - президент сделал возможным невозможное, т.е. визит на Украину Константинопольского патриарха. Но у патриарха Варфоломея - своя, патриаршая логика, корни которой уходят в глубины тысячелетий.

Смущает также стратегия президента - вышло так, что он 'воюет' за поместную церковь почти без 'войск', опираясь лишь на своих ближайших чиновников: УПЦ МП все еще находится под омофором Московской патриархии, а Киевский патриархат - в 'подземельи и молчании'. Поэтому не удивительно, что результат описываемого здесь события для общества пока невидим. Ведь всем известно, что патриарх Варфоломей покинул Украину вечером 27 июля, так и не подписав никакого документа о начале процесса объединения 'ветвей' украинского православия (самые прекрасные и обнадеживающие слова остаются только словами!).

Документ, который аналитики считали главной целью визита патриарха Варфоломея в Киев, так и не был прочитан киевлянам, Украине. Вопреки тому, что, по многим сообщениям СМИ, проект декларации, в которой патриарх Варфоломей заявлял бы о своем согласии начать процесс возвращения в 'каноническое поле мирового православия' 'раскольнических' Украинских Церквей (УПЦ КП и УАПЦ), разрабатывался совместно представителями Вселенской патриархии и секретариата президента Украины. Якобы его должны были подписать президент Украины и предстоятели УПЦ КП и УАПЦ. (Как сообщает Portal_Credo.ru, на 28 июля запланировано заседание Синода Константинопольской Церкви, где будет рассматриваться 'украинский вопрос'. Поживем - увидим). Во всяком случае, Церкви не любят спешить и часто оперируют столетиями там, где другие человеческие системы - годами. Но нам нормальная и единая православная церковь необходима сегодня!

Однако при всех обстоятельствах и недоговоренностях не надо забывать, что сегодня все мы - впервые в новейшей истории Украины и Украинской Церкви - самостоятельно отпраздновали Крещение Руси. Не в Москве, как это там планировалось, а в Киеве - в тех местах, где когда-то и состоялось это эпохальное событие. (Историки утверждают, что около 988 года крестились киевляне и жители окрестных селений, а также той территории, которая называлась Киевской Русью. Это - нынешняя Киевская, Черниговская, Житомирская и некоторые другие земли. Москвы тогда еще не было 'на свете').

Поэтому 1020-летие Крещения Руси можно считать - при всех разочарованиях - знаковым событием в истории независимой Украины; будем верить, что оно принесет далеко идущие последствия для народа Украины.

P.S. Киевляне, присутствовавшие 27 июля у памятника Владимира Святого, были поражены красотой, мощью и восточным своеобразием Литургийного канона, исполненного у подножия Святого Владимира великолепным хором патриарха Варфоломея. Это канон очень древней Византийской традиции, донесенный из глубины веков до нашего времени стараниями вселенских патриархов. Они, собственно, и отвечают за сохранение канона, который исполняется только при патриаршем служении.

___________________

Нет единства во Христе ("Час", Латвия)

Хроники Вашингтонского патриархата ("Обком", Украина)