С геостратегической точки зрения Турция является не только страной европейской, но и азиатской. Однако от признанных азиатских держав Китая и Индии она находится на расстоянии 10 тыс. километров., а с Российской Федерацией имеет в настоящее время лишь морскую границу. Опять же, рассматривая Турцию с позиции ее географического расположения, она имеет важное стратегическое значение для большинства соседних с ней государств. Она представляет собой естественные ворота для государств региона, чьи берега омываются Черным морем. Для Турции очень важна стабильность в Ираке, однако для этого понадобится большое количество времени. Исходящие оттуда угрозы, решаются руководством Турции совместно с Соединенными Штатами. Несмотря на наличие общих интересов между Турцией и Ираном, между государствами существуют довольно серьезные трения.

Если посмотреть с другой стороны, Турция существенно заинтересована в отношениях с государствами Азии, особенно Центральной Азии. Она пристально следит за событиями, происходящими в этом обширном регионе, поддерживает крепкие экономические отношения с ключевыми государствами региона, как Россия, Китай и Индия. Однако из-за того, что Турция не является членом Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), она не может оказывать существенное влияние в этом регионе.

Проблемы национальной безопасности

С точки зрения национальной безопасности возникающие угрозы можно разделить на внутренние и внешние, которые необходимо детально прорабатывать в краткосрочной, средней и долгосрочной перспективах. Основные проблемы, связанные с вопросами национальной безопасности внутри страны, это покушения на территориальную целостность Турции радикальных групп и течений, наркотрафик, проблемы мирового продовольственного кризиса и его последствия в Турции, и появление в связи с этим всевозможных чрезвычайных угроз.

Угрозы Рабочей Партии Курдистана

Очевидно, что главную террористическую угрозу в лице деятельности Рабочей Партии Курдистана (РПК) не представляется возможным решить лишь военными методами и средствами. Это объясняется тем, что большая часть террористов находит убежище в соседнем с Турцией Ираке, где получает логистическую поддержку, и на деятельность которых закрывает глаза местное автономное руководство. Использование дипломатического ресурса для решения этой проблемы по-прежнему не дает конкретного положительного результата. Кроме этого, некоторые страны, которые являются союзниками Турции по североатлантическому блоку НАТО, формируют различного рода препятствия на пути дипломатического решения вопроса с РПК. Поэтому представляется, что решение проблемы Турции и деятельности РПК не удастся решить в краткосрочной перспективе.

Будущее Ближнего Востока и Ирака

Ирак, находящийся под полным военным и политическим контролем американских военных, до сих пор не может добиться внутренней стабильности. Основные вопросы, которые будут напрямую затрагивать интересы Турции относительно развитии ситуации в Ираке, это, прежде всего, решение в среднесрочной и долгосрочной перспективах главного вопроса: сохранит ли Ирак свою территориальную целостность или же будет разделен на автономные части. В случае, если на юго-восточной границе Турции возникнет автономное Курдское государство, Турецкой Республике придется вырабатывать новые механизмы выстраивания отношений и преодоления возможных угроз. По мере того, как в этом регионе останутся американские войска, можно сказать, что за исключением деятельности РПК, у Турции больше не будет каких-либо существенных проблем. Но все же, неопределенность ситуации в Ливане и палестино-израильское столкновение по-прежнему будут представлять один их самых серьезных факторов, влияющих на политику Турции.

Кипрской вопрос

Несмотря на возобновление и продолжение переговоров относительно решения кипрского вопроса, те формулировки, которые навязывают Турции страны ЕС и руководство греческой части острова, далеки от тех, которые могли бы в какой-то мере устроить руководство Турции. Главная проблема острова: его территориальные разграничения. Позиция греческой части острова в одностороннем порядке ввести 12-мильную морскую границу своих территориальных вод, безусловно, представляет самую большую угрозу для Турции с точки зрения национальной безопасности.

Республики Южного Кавказа

То, что некоторые группы США активно поддерживают обвинения Турции в геноциде армянского народа, может расшатать отношения Турции и Армении, которых и без того не существует на официальном уровне. Нерешенность до сих пор вопроса Нагорного Карабаха, нахождение большой части территории Азербайджана под оккупацией Армении и, в связи с этим, статус беженцев, полученный людьми, проживающих на этой территории. Стратегическое сотрудничество Москва-Ереван-Тегеран, и с другой стороны Турции и Азербайджана - является главной причиной неустановления отношений между Турцией и Арменией.

Еще одно государство Южного Кавказа - Грузия - не находится в состоянии стабильного развития и по этой причине пытается развивать стратегическое партнерство с Турцией и государствами НАТО. Поддержка Россией режимов Абхазии и Южной Осетии, возможность провозглашения их независимости, предоставление большей части этих территорий статуса гражданина Российской Федерации еще больше осложняет решение этого вопроса. Серьезные трения, возникающие периодически между Россией и Грузией, представляют серьезную опасность для безопасности трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Российская Федерация

Россия, представляющая серьезного соперника для США в области продажи оружия, продолжает поступательное развитие своего экономического, и в особенности, энергетического секторов. Основная часть доходов России по-прежнему составляет прибыль от продажи оружия, нефти и природного газа, продукции химической промышленности. Российско-турецкие отношения в области энергетики показывают устойчивое развитие. Потребность Турции в российском газе на сегодняшний день составляет более 65%. Российские туристы в большом количестве посещают турецкие курорты, а такие отрасли, как строительство, текстильная промышленность становятся в России объектом вкладывания инвестиций турецких бизнесменов и предпринимателей. Поэтому, несмотря на существенное развитие отношений между Турцией и Россией, можно сказать, что Россия больше не воспринимается в качестве военной угрозы для Турции.

Однако Россия и Турция являются странами-соперниками по вопросу строительства трубопровода Nabucco - энергетического моста между Европой и Азией. В тоже время не уходит с повестки дня возможные угрозы для Турции из-за набирающего темпы российско-иранского сотрудничества. Кроме того, закрытие турецких образовательных учреждений в некоторых областях России, запрет на выдачу виз некоторым гражданам Турции, возвращение обратно в Россию студентов, проходивших обучение в Турции - представляет собой примеры, подрывающие обстановку доверия в отношениях двух стран.

Иран

Иран является одной из главных стран, обеспечивающих Турцию природным газом. Турция поддерживает реализацию проекта Nabucco, и хочет видеть в нем как Иран, так и Туркменистан. Что касается вопроса терроризма и деятельности Рабочей партии Курдистана (РПК), то здесь между Анкарой и Тегераном развивается устойчивое сотрудничество. Однако нельзя не учитывать такие особенности, что Иран активно развивает ядерную программу, поддерживает Армению и развивает систему новых ракет. По этой причине Турции необходимо хорошо подумать над вопросом формирования собственного военно-оборонительного щита.

Республики Центральной Азии

Из группы стран этого региона самое пристальное внимание заслуживает Казахстан. Отношения между Анкарой и Астаной развиваются поступательно и находятся на хорошем уровне. Однако существенную конкуренцию для турецких предпринимателей составляют бизнесмены их Китая, США и стран Европейского Союза. В 2007 году Казахстан подписал соглашение о присоединению к трубопроводной сети Баку-Тбилиси-Джейхан, что является важным моментом для реализации энергетической политики Турции в регионе.

А вот с другой ключевой страной этого региона - Узбекистаном - Турции не удается наладить даже нормальные отношения, не говоря уже о стратегическом партнерстве. Отношения Турции и Узбекистана, пережив настоящий разрыв в середине 1990-х гг., вроде бы стали вставать на новые рельсы, однако о явном или очевидном налаживании сотрудничества говорить не приходится. Сегодня Узбекистан - самое крупное государство Центральной Азии по численности населения, однако не хочет искать какого-либо стратегического партнерства, кроме того, которое страна уже имеет с государствами ШОС.

Что касается Кыргызстана и Таджикистана, то эти два государства с недостаточно развитыми экономическими системами, не могут самостоятельно играть существенной роли. Существенное давление на эти государства оказывает Китай, как в рамках ШОС, так и ходе двусторонних отношений.

Афганистан

На территории Афганистана по-прежнему продолжается гражданская война. Силы движения 'Талибан', несмотря на то, что не находятся у власти, находятся в стадии войны с США и государствами НАТО, контингент которых находится на территории страны. Турция отказалась от отправки своего военного контингента для борьбы с талибами, потому что в ближайшем будущем этой бедной стране не удастся добиться стабильности. Кроме того, Турция всегда испытывала братские чувства по отношению к афганскому народу, среди которого более 1 млн. человек приходится на этнических узбеков и туркменов. Таким образом, государства Центральной Азии представляют большой интерес для Турции с точки зрения исторических корней, а также экономических и политических отношений.

Китай и Индия

Эти два государства, обладающие самыми большими людскими ресурсами, на протяжении длительного периода соперничают друг с другом в научной и технической областях. Турция развивает хорошие торговые отношения как с Индией, так и Китаем. Турецкие рынки завалены дешевыми китайскими товарами, начиная от обуви, мотоциклов, сумок и игрушек. Что касается тех же сумок и игрушек, то на долю турецкого импорта приходится 92%, в результате чего некоторые секторы турецкой промышленности развалились. Это, в свою очередь, приводит к нежелательному для Турции росту уровня безработицы. Кроме этого, для Турции важную роль играет родственное уйгурское меньшинство Китая, которое находится под давлением официальных властей, а также ситуация вокруг давнего союзника Пакистана, который испытывает конфронтацию с Индией.

Заключение

С геополитической точки зрения Турция выступает в качестве моста между Ближним Востоком, Кавказом и Европой, полноправной частью которой она пытается стать и отношения с которой развивается затруднительно. Кроме того, для Европы Турция пытается стать еще и энергетическим мостом. Сегодня Турецкая Республика, среди всех своих соседей, за исключением России и Ирана, обладает многочисленной и профессиональной армией, самым молодым населением, развитой экономикой и предстает как динамично развивающееся государство, которое является членом НАТО, Организации Исламская Конференция (ОИК), а также поддерживает хорошие отношения со всеми мусульманскими государствами. Несмотря на быстро меняющуюся мировую конъюнктуру, Турция продолжает развивать прагматические политические и экономические отношения. В дополнению к этому, Турция старается помогать родственным народам, проживающим в других соседних государствах. Анкара все еще помнит о сотнях тысяч тюркских и мусульманских беженцев, которые пересекали страну в конце XIX - в первой половине XX веков.

Надир Девлет - турецкий эксперт по международным вопросам

Перевод: Александр Бакустин

____________________________________________________

Действительно ли расширение НАТО полезно для Турции? ("Turkish Daily News", Турция)

Турция примеряет на себя роль региональной державы ("Zaman", Турция)

Каспийское послание для США ("Cumhuriyet", Турция)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.