Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Медведь вернулся

Когда Россия на этой неделе раскрыла свои военные планы, стало ясно, насколько важна для Европы согласованная и взаимосвязанная система обороны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Физически ощутимое давление на нелюбимых соседей, таких как Грузия, которая стремится стать членом НАТО, или прибалтийские государства Эстонию, Латвию и Литву, напоминает нам о том, что 'медведь вернулся', или думает, что вернулся

Россия на этой неделе с оптимизмом сообщила о своих планах создания шести боевых авианосных групп и модернизации ядерного подводного флота. Все это часть вызывающей тревогу тенденции. Эти планы еще раз показали, что возрождение вооруженных сил, начатое Владимиром Путиным и продолженное его преемником на посту президента Дмитрием Медведевым, может со временем создать неприятные проблемы для Европы, которая сегодня решительно уверена в том, что время конфронтации между Востоком и Западом закончилось.

Выдвинутые параллельно с этим российские предложения о создании всеобъемлющей структуры европейской безопасности, которая теоретически может подменить собой НАТО и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, является просто политической декорацией, скрывающей растущие амбиции Москвы. А физически ощутимое давление на нелюбимых соседей, таких как Грузия, которая стремится стать членом НАТО, или прибалтийские государства Эстонию, Латвию и Литву, напоминает нам о том, что 'медведь вернулся', или думает, что вернулся.

Россия проводит испытания новой межконтинентальной ракеты 'Булава-М', которая претендует на то, что сможет проникать сквозь любой противоракетный щит. Это тонкий намек Москвы Джорджу Бушу и его восточноевропейским союзникам: забирайте свои ракеты-перехватчики из 'звездных войн' и проваливайте. А вторжение четырех российских истребителей в воздушное пространство Грузии в прошлом месяце было уже менее тонким намеком. Грузия утверждает, что в Кремле разрабатывают планы нового конфликта на Кавказе.

'Давление оказывается самыми разными способами, - говорит дипломат из Прибалтики, рассказывая о жизни на переднем крае Европы, - есть политическое вмешательство с использованием денег, в качестве инструмента давления применяются поставки нефти и газа. Ведется кибернетическая война в виртуальном пространстве. Делают свое дело и военные. Они [русские] стараются ослабить нас и держат нас в постоянном напряжении. Хороший вопрос - чего они хотят в действительности'.

Один из ответов состоит в следующем. Возрождающаяся Россия, уверенно держащаяся на плаву в своем море нефтяных доходов, готова использовать любые средства, такие как наращивание вооружений, разжигание военной истерии [как в районе Черного моря], дипломатические блокады [как в случае с Косово], политические убийства [как было в Лондоне], чтобы восстановить свой статус лидирующей державы и то влияние, которое она утратила с распадом Советского Союза.

Никто сегодня не говорит о том, что мы возвращаемся к сценариям 'холодной войны', когда натовские стратеги морщили лбы, думая, как отразить советское вторжение в равнинные области северной части Европы. И тем не менее, все свидетельствует о том, что европейские страны и их армии не готовы, не хотят или не имеют единого мнения (либо все вместе) в вопросе о том, что делать с такой манерой поведения России. Как показал прошедший недавно в Париже саммит Средиземноморского союза, их больше волнуют угрозы европейской безопасности с юга, нежели с востока.

Не исключено, что они смотрят не в ту сторону. Но в любом случае, как утверждает в докладе Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations) Ник Уитни (Nick Witney) (доклад называется 'Активизировать европейскую политику в сфере безопасности и обороны'), возможности Евросоюза по защите своих граждан от каких бы то ни было угроз не вызывают большого впечатления. Так называемая Европейская стратегия безопасности действует с 2003 года. Однако, по словам Уитни, для ее продвижения делается недопустимо мало.

Уитни, ранее возглавлявший Европейское оборонное агентство, говорит, что 'медлительность, слабая координация и постоянное уклонение от работы ряда стран-членов' стали главной причиной общей неспособности Европы модернизировать и должным образом оснастить свои вооруженные силы, а также привести их в соответствие с будущими вызовами, чтобы они были в состоянии эффективно осуществлять хорошо финансируемые международные операции. 'Семьдесят процентов сухопутных сил Европы просто не в состоянии действовать за пределами своих стран ... Значительная часть из тех 200 миллиардов евро, что Европа ежегодно тратит на оборону, просто выбрасывается на ветер', - говорит он.

Будь то угроза терроризма, международная контрабанда, неуправляемые потоки иммигрантов или запугивание в стиле России, ведущие страны Евросоюза, по словам Уитни, должны уметь работать в более тесной увязке. Их не должны тянуть назад сопротивляющиеся и безответственные государства.

По его мнению, такие страны как Австрия, Ирландия, Люксембург, Мальта, Болгария, Кипр и Греция, которые вкладывают в оборону относительно небольшие деньги и содержат малочисленные армии, должны быть исключены из процесса принятия политических решений более активно участвующими в этом деле государствами - Британией, Францией и Германией.

Как отмечает Уитни, недавнее изменение характера отношений между Вашингтоном и Парижем может означать, что главные препятствия на пути активизации европейского сотрудничества в оборонной сфере, которое дополняет, а не составляет конкуренцию НАТО, на сегодня устранены. Крайне важно идти дальше, говорит он, приводя в качестве отрицательного примера решение ЕС от 1999 года о создании полностью боеспособных 'сил быстрого реагирования' численностью 60000 человек. Прошло девять лет, а силы эти по-прежнему существуют лишь в теории, хотя на их месте появились более мелкие 'боевые группы'.

Несмотря на эти доводы, а также на то, что Франция на посту председателя ЕС намерена в качестве приоритетной выдвинуть задачу сотрудничества в сфере обороны и безопасности, в условиях сегодняшнего сокращения военных бюджетов и чрезмерной нагрузки на армии ряда стран, таких как Британия, Европа, скорее всего, будет по-прежнему недостаточно делать в этой области. Тем самым, она подвергает опасности собственных граждан, а также обманывает ожидания тех людей в Африке и других уголках планеты, которым могут принести пользу миротворческие операции по стабилизации обстановки под руководством и при поддержке Европы.

Недостатки в оборонном потенциале ЕС давно уже стали предметом критики со стороны Соединенных Штатов. Их претензии носят в целом благожелательный характер. Но поскольку теряющая свое благодушие и становящаяся все более враждебной Россия снова начинает рыскать возле европейских границ, мучительно очевидной становится потребность в более согласованной и организованной системе коллективной обороны Европы, которая не зависит от Вашингтона и не подчиняется ему.

________________________________________

План России - как избежать второй 'холодной войны' ("Christian Science Monitor", США)

Пробуждение медведя ("The Washington Times", США)

Опасности и выгоды возрождения России ("The Boston Globe", США)