Кавказ - это всего лишь небольшой регион, за который шла и идет настоящая борьба. Имея богатую кровавую историю, этот регион сталкивался с многочисленными испытаниями частично из-за того, что находится на перекрестке двух цивилизаций. Все эти печальные события должны напомнить нам, что ни одна нация не может обеспечить стабильность и безопасность в небольшом регионе без сотрудничества с другими региональными государствами. В этом смысле железная дорога, которая соединяет Карс, Тбилиси и Баку, - это большой шаг вперед и надежда на светлое будущее. Турция, Грузия и Азербайджан, постепенно, но довольно уверенной поступью, добиваются регионального сотрудничества, а может быть даже интеграции в регионе, который прежде ассоциировался лишь только с кровавыми конфликтами.

Сначала, трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) соединил эти три страны; позже, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум лишь укрепил эту связь. Трубопровод, идущий из Азербайджана и Грузии был подсоединен к трубопроводу, идущему из Ирана. Турция и Грузия объединили свое региональное воздушное пространство, а теперь настало время соединить и железнодорожные линии. Таким образом, эти три государства объединяются друг с другом на долгосрочную перспективу, а новая железная дорога указывает на новый уровень регионального сотрудничества.

Проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс включает в себя развитие инфраструктуры 183-километрового участка уже существующей железной дороги и строительства двух новых железнодорожных веток: турецкой линии, протяженностью 76 км, и реставрации грузинского участка, длинной в 26 км. Предполагаемая стоимость проекта - 422 миллиона долларов США. Однако эти затраты вероятно возрастут и достигнут суммы в 600 миллионов долларов США в связи с дополнительными проектами развития железнодорожного полотна. Линия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс будет иметь ежегодный товаро- и грузооборот в 15 миллионов тонн.

На первый взгляд этот проект не представляет для Турции столь большой значимости, исходя из протяженности турецкого участка дороги и его стоимости. Однако значимость проекта для Турции и всего региона в целом, - гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Прежде всего, менее развитая восточная часть Турции будет соединена с Азербайджаном и Грузией. Кроме того, этот проект облегчит транспортировку товаров и торговлю с Азербайджаном, с последующим выходом на районы Средней Азии. Поскольку мы знаем, что торговые и социальные отношения серьезным образом зависят от развитых транспортных артерий. Поэтому можно отметить, что этот проект придаст импульс к развитию отношений между населением этого региона, а также Россией и государствами Средней Азии.

Во-вторых, эта линия в очередной раз станет свидетельством восстановления партнерских отношений между Турцией, Грузией и Азербайджаном. По сути, перед нами появляется пример сотрудничества по типу Европейского Союза, когда экономические интересы, а затем и политические интересы позволяют добиться серьезного результата. Таким образом, мы видим, что в центре региона, название которого порой ассоциируется с хаосом, будет располагаться остров политической и экономичной стабильности. Хотелось бы надеяться, что этот остров будет только расширяться за счет включения в него других государств региона.

Другим преимуществом этой железнодорожной линии является то, что она соединяет Азербайджан с его далекой западной областью - Нахичеванью. Поскольку мы знаем, что Армения находится между Азербайджаном и Нахичеванью, армянское руководство не разрешает какие-либо транспортные перевозки через свою территорию. Использование авиалиний очень дорого по сравнению с железными дорогами. Одно время можно было воспользоваться территорией Грузии, но и там были свои проблемы: вопросы безопасности, высокая стоимость проезда и затраты большого количества времени при использовании грузинского транзитного коридора. Таким образом, Азербайджан будет развивать еще интенсивнее связи со своей Нахичеваньской областью, что в конечном итоге принесет важные материальные выгоды и для Турции.

Другим важным моментом можно считать строительство непрерывной железной дороги, ведущей из Великобритании в Китай. В настоящее время ведутся работы по строительство подземных линий под стамбульским проливом Босфор. Уже в ближайшем будущем каждый из нас будет в состоянии непосредственно добраться из Китая в Лондон, не сходя с поезда.

Так Кавказ и Турция соединят крепкими связями Европу с Азией, поскольку такие страны, как Китай и Казахстан поддерживают претворение в жизнь этого проекта.

Армения

Турецкие государственные деятели считали, что по крайней мере маленькая часть железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс должна была проходить через территорию Армении, потому что страна имеет очень много преимуществ в проектах транспортировки грузов и энергоресурсов. Однако из-за упрямства руководства Армении она отказалась от реализации данного проекта. Вначале Ереван пробовал заблокировать реализацию проекта строительства железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс. Армения, и особенно армянская диаспора, приложили не мало усилий для того, чтобы приостановить реализацию проекта железной дороги, однако в конечном итоге все эти попытки потерпели неудачу. На протяжении длительного периода Армения представляет собой изолированный остров, который располагается в регионе, демонстрирующем в последнее время сильное межгосударственное сотрудничество, и она исключена из регионального экономического сотрудничества.

Надежды на то, что Иран и Россия смогут прорвать эту изоляцию, слишком призрачны. Несмотря на наличие общей границы с Ираном, эта страна не способна соединить Армению с остальным миром. Фактически, сам Иран имеет большие проблемы в вопросах интеграции и сотрудничества с этой 'остальной частью мира'. Армения не имеет общей границы с Россией, но даже если бы она имела с ней общую границу, Россия не сумела бы оказать существенный положительный эффект на развитие страны, которую она так сильно поддерживает. Россия применяет различные методы при выстраивании отношений в международной политике. Она сделала Армению экономически зависимой от себя, имея, например, монополию на поставки энергии в Армении.

Другими словами, Армения платит высокую цену за то, что сотрудничает не с Турцией, а только с Россией. Оставаясь приверженной политике оккупации Азербайджаном армянских земель и добиваясь признания событий 1915 года, как геноцида, страна сама загоняет себя в угол. Ереван не признает национальные границы с Турцией и проводит политику ущемления интересов Турции во всем мире. Как следствие этих проблем, границы Армении с Турцией и с Азербайджаном в настоящее время закрыты. Однако если бы Армения отказалась от своих обвинений в адрес Азербайджана и Турции, не было бы никаких причин исключения страны из региональной интеграции.

Сегодня правительство Турции открыто к полемике на любые темы, в том числе по вопросам требования признания геноцида армянского народа в Османской Империи в 1915 году. Кроме того, в турецком обществе нет твердой ненависти к армянскому населению. Турция готова говорить и обсуждать любые проблемы. Турция готова сотрудничать с Арменией по каждой проблеме. Однако если кто-то хочет сотрудничать со своим соседом, то он должен показать к нему хотя бы каплю уважения.

Седат Ладжинер - председатель Турецкого центра международных стратегических исследований (USAK)

Перевод: Александр Бакустин

__________________________________

Кавказская головка сыра ("The Economist", Великобритания)

Взрывоопасный Кавказ ("The Wall Street Journal", США)

Каспий снова в центре внимания ("The Wall Street Journal", США)

Турция задумывается о формировании собственного военно-оборонительного щита ("Tasam", Турция)