August 6, 2008; Page D1

Роберт Дженкин (Robert Jenkin), генеральный директор занимающейся недвижимостью компании с многомиллионным оборотом, во время поездок в Токио, Нью-Йорк и другие крупные города обычно останавливается в четырех- или пятизвездочных отелях. В Москве он снимает квартиру, героически мирясь с обшарпанными лестничными клетками, мебелью советских времен и необходимостью иметь дело с сомнительными агентствами.

Расчет прост: гостиница на неделю в Москве может обойтись в 5000 долларов, в то время как за квартиру г-н Дженкин, обычно проживающий в столице Болгарии Софии, платит всего 1500 долларов. 'Снимать квартиры в других частях мира не имеет смысла, - говорит он. - Но это Москва'.

Номера в московских гостиницах - одни из самых дорогих в мире, к тому же снять их непросто. По данным Hogg Robinson Group, специализирующейся на корпоративном обслуживании, с 2004 года средняя стоимость гостиничного номера в Москве поднялась на 93 %. В среднем, ночь в номере бизнес-класса в московской гостинице обходилась в прошлом году, как показывает проведенной Hogg Robinson исследование, в 540 долларов. Для сравнения, в Нью-Йорке она обошлась бы в 384 доллара.

Впрочем, если обзвонить центральные московские отели, может показаться, что 540 долларов - это не так уж много. Зачастую номер стоит 1000 долларов за ночь или даже больше. В эти выходные номер в отеле 'Балчуг-Кемпински', часть номеров которого выходит на Кремль, можно было снять минимум за 1600 долларов, в то время как Ararat Park Hyatt, в котором обычно останавливаются западные знаменитости, запрашивал несколько меньше - 1300 долларов.

Причина этому одна - спрос, сильно опережающий предложение. Российский экономический бум, подогреваемый высокими ценами на нефть, вызвал взлет цен на недвижимость в российской столице, а рост инфляции сделал богатых еще богаче. Огромные советские гостиницы сносятся, выводя из оборота тысячи недорогих спальных мест. Иногда на их месте возникают четырех- и пятизвездочные отели. Но зачастую строительство не поспевает за сносом, приводя к хроническому дефициту гостиниц. Тем временем, инвестиции в Россию продолжают расти, и город наводняют толпы западных бизнесменов.

Вдобавок, двух- и трехзвездочные отели в центре Москвы стали исчезающим видом, благодаря высоким ценам на недвижимость, уменьшившим привлекательность подобных проектов для застройщиков. По словам Геннадия Ламшина из Российской гостиничной ассоциации, в период пика спроса - то есть весной и осенью - ни за какие деньги невозможно получить номер, не заказав его за два или три месяца. Это, объясняет он, заставляет людей искать жилье в пригородах Москвы или даже в небольших городах Подмосковья.

Как рассказывают туроператоры, им приходится отказывать группам иностранных туристов, потому что их некуда поселить. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина сообщила, что по этой причине отказ встречает до половины попыток забронировать номер меньше чем за год. 'Нам просто не хватает гостиниц', - говорит она.

После резкого скачка цен на гостиницы в 2007, рассказывает г-жа Тюрина, одна из московских туристических компаний даже пригласила своих британских партнеров в Москву чтобы доказать, что они не солгали насчет повышения цен. 'Британцы просто не могли понять, почему номера в одном отеле внезапно стали дороже на 30 %, притом, что ничего в нем не изменилось'. Нехватка доступных гостиниц ярко проявилась в мае, когда в Москве проходил крупный международный футбольный матч. Многие из приехавших в страну британских болельщиков провели ночь под открытым небом или на диванах у друзей, чтобы сэкономить деньги. Одна предприимчивая фирма сдавала им койки на круизных судах, пришвартованных у берега Москвы-реки.

Московская мэрия заявляет, что понимает проблему. Согласно ее планам, число отелей должно увеличиться к 2010 году более чем в два раза - с 219 до 556. Однако, по подсчетам Российского союза туриндустрии, при таких темпах строительства это займет 79 лет.

Нишу пытаются заполнить агентства, сдающие квартиры на короткий срок, и немногочисленные бюджетные хостелы. Квартира с элементарными удобствами стоит от 150 долларов за ночь, а хостелы взимают от 25 долларов за размещение в многоместном номере до 70 долларов за отдельный номер. Условия в многоместных номерах иногда бывают спартанскими, часто это означает нечто вроде студенческого общежития с восемью койками в одной комнате. С квартирами все зависит от случая. Г-н Дженкин вспоминает, как однажды ранним утром его разбудил слонявшийся по квартире работник агентства.

Деловые люди, несклонные жертвовать собственным достоинством во имя экономии, стараются договориться о корпоративных тарифах, снять квартиру или выбрать отель за пределами центра. Одной из популярных альтернатив являются московские филиалы сети Holiday Inn. Однако даже они здесь дороже, чем где-либо еще в мире - самый дешевый номер в ближайшем от центра отеле сети стоит сейчас 280 долларов за ночь. Остальные из них могут оказаться слишком далеко от деловой части города, так что имеет смысл проявить внимательность при заказе.

В настоящий момент высокие гостиничные цены остаются особенностью Москвы. В Санкт-Петербурге - главной российской приманке для туристов - гостиничный рынок несколько разнообразнее. Однако похоже на то, что московские цены приходят и туда. В июне, когда в Санкт-Петербурге проводился крупный экономический форум, многие отели не сдавали номера меньше, чем на четыре дня, и вдобавок взвинчивали цены, что привлекло внимание антимонопольных служб.

В Москве продолжающийся рост спроса со стороны бизнесменов делает перспективы довольно беспросветными. Российская экономика растет на 6-8% в год, и город стал настоящим магнитом для иностранных инвесторов. Часть из них связана с нефтяной и газовой отраслью, другие надеются на выгодные контракты в области модернизации инфраструктуры, создававшейся еще в советские времена, третьи рассчитывают заработать на потребительском буме, привлекшем в Москву крупнейшие торговые сети, такие как шведская Ikea Group.

'Все время самые разные компании из самых разных частей мира направляют сюда своих представителей', - рассказывает генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф (Frank Schauff), перечисляя инвесторов из телекоммуникационного, сталелитейного, фармацевтического и химического секторов, с которыми он встречался на прошлой неделе. Многие из них путешествуют за корпоративный счет и поэтому не отличаются 'ценовой чувствительностью', когда речь идет о гостиницах, полагают аналитики.

Напротив, они хотят производить впечатление. 'Если вы собираетесь заключить многомиллионную сделку, остановка в обшарпанной гостинице не пойдет этому на пользу', - считает вице-президент Jones Lang Lasalle Hotels, компании консультирующей владельцев отелей и инвесторов гостиничного бизнеса, Стефан Мейрат (Stephane Meyrat).

Саймон Купер (Simon Cooper), президент Ritz-Carlton Hotel Co., ночь в единственном московском отеле которой стоила на этих выходных минимум 1,300 долларов, считает, что росту цен способствует также и рост личного благосостояния россиян. В Москве сейчас, как считается, проживает 74 долларовых миллиардера, то есть там больше сверхбогачей, чем в Нью-Йорке. 'Готовность людей платить раскручивает процесс', - говорит г-н Купер, добавляя, что среди постояльцев 'Рица' много бизнесменов из других городов России.

Ухудшила ситуацию с предложением и масштабная программа по уничтожению советских гостиниц. Часть из них, как, например, печально известная гостиница 'Интурист', превратившаяся в 'Ритц-Карлтон', воскресли в виде пятизвездочных храмов роскоши. Однако многие пока заменить нечем, и в их числе огромная советская гостиница 'Россия' у самой Красной площади. В ней было 3000 номеров, и она считалась самым большим отелем в Европе. На ее месте пока ничего не построили. Гостиница 'Москва', украшающая собой этикетку водки 'Столичная' также была снесена. На ее месте строится ее копия, но с новым интерьером. Она должна открыться в следующем году, теперь под управлением Four Seasons Hotels & Resorts.

В других случаях, отели закрывают на долгий ремонт. Когда они открываются, цены в них неизбежно становятся заметно выше. Гостиница 'Украина' - сталинская высотка с 1000 номеров, закрыта и должна быть превращена в пятизвездочный отель западного уровня. Мало кто ожидает, что после этого в ней сохранятся прежние номера стоимостью меньше 200 долларов, 'со вкусом, - как писали в рекламе, - отделанные в советском стиле'.

____________________________________

Москва - город мечты, потрясающий и роскошный ("Spiegel", Германия)

Москва - капитализм процветает ("Christian Science Monitor", США)

Из России с роскошью ("The New York Times", США)

В Россию, если повезет: что нужно болельщику, чтобы попасть на трибуны финала Лиги чемпионов ("The Times", Великобритания)