Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'

Китай долго и настойчиво добивался права приема Олимпийских игр этого года. Тысячи китайцев практически танцевали на улицах, когда было принято решение о проведении игр в Пекине. Это было хорошей возможностью для китайцев показать миру, насколько они и их страна продвинулись в своем развитии.

Не знаю, есть ли в мандаринском наречии китайского языка эквивалент фразе 'Будь осторожен в своих мечтах', но, если все-таки есть, то эта фраза полностью соответствует данной ситуации. К Китаю приковано внимание мировой общественности, но не такого, которое ожидалось. Совсем наоборот, Китай находится под интенсивным международным контролем по всем направлениям от его политики в отношении Тибета, соблюдения прав человека, безопасности, товаров до курса национальной валюты, его политики в Судане и глобального изменения климата. То, что предполагалось как праздник, на деле оказалось критическим анализом.

Скорее всего, ряд влиятельных мировых лидеров, в том числе, премьер-министр Великобритании Гордон Браун, канцлер ФРГ Ангела Меркель, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун не будут принимать участия в церемонии открытия. Некоторые известные американские политики высказались за бойкот. Главы других государств, в том числе президент Франции Саркози, заняли выжидательную позицию.

Китай, конечно, заслуживает критики в различных областях внутренней и внешней политики. Однако оказание давления на Китай необоснованно. С одной стороны, полностью игнорируются все результаты, которые стране удалось достичь, с другой стороны, возникает риск возникновения последствий, которые не совпадают с ожиданиями критиков.

Просматриваются следующие перспективы. Современному Китаю всего шестьдесят лет. Его экономический рост был и остается действительно поразительным. Многие миллионы китайцев удалось вывести из нищеты. Несомненно, экономический рост Китая должен быть признан одним из самых выдающихся в истории достижений по сокращению нищеты.

Китай не только стал богаче, но также он стал более открытым, по сравнению с эрой Мао. Гражданское общество растет. В настоящее время насчитывается более 300000 неправительственных организаций. По данным официальной статистики, в 2005 году произошло более 85000 публичных выступлений с протестами (и возможно, с каждым последующим годом это количество увеличится), в связи с коррупцией, здравоохранением, окружающей средой и землепользованием. Даже недавнее землетрясение в Сычуань показало, как меняется политика Китая. Было разрешено фотографировать. Можно было увидеть и услышать высшее руководство страны.

Кроме того, имеется ряд факторов, подтверждающих развитие китайской международной политики. Китай сыграл полезную роль в стимулировании Северной Кореи к сотрудничеству с требованием ограничения ее ядерных возможностей. В Судане, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, Китай принял участие в международной операции и направил 315 инженеров в контингент союзных миротворческих сил ООН и стран Африки.

Тем не менее, ничто из вышеуказанного, не извиняет и не оправдывает недостатков во внутренней и внешней политике Китая, которых достаточно много. Однако реальность не является одномерной. Изменения в Китае во многих областях происходят в лучшую сторону и дальнейшие изменения в правильном направлении вряд ли могут быть результатом политики изоляции или применения в отношении Китая санкций.

Если мы хотим, чтобы Китай стал полноправным участником и заинтересованной стороной международной системы, то этого можно достичь путем интегрирования Китая в мировые организации. Китаю необходимо показать, какие он получит преимущества от такого вступления и какой ущерб он понесет, если не будет входить в число стран, определяющих политику и поддерживающих современные международные организации.

Мы должны добиваться интеграции Китая и рассматривать этот вопрос с точки зрения своих интересов. Глобализация мирового сообщества требует глобальных реакций на глобальные проблемы, что невозможно без участия страны, имеющей размер, благосостояние и население Китая. Прекращение распространения ядерного оружия, стимулирование более рационального использования энергии, принятие мер в связи с изменением климата, развитие открытой мировой экономики и другие вопросы требуют участия Китая, даже сотрудничества с ним, если мы не хотим, чтобы глобализация сокрушила всех нас.

Одним из полезных шагов с нашей стороны является прекращение анахронизма по приглашению лидеров основных развитых индустриальных стран на ежегодные встречи стран 'большой восьмерки' без привлечения к ним Китая (Индии или Бразилии).

Интеграция Китая может быть успешной, если Китай и его лидеры будут достаточно открыты для нее. Социализм и коммунизм больше не пользуются такой поддержкой, как это было раньше. В то же время материализм и стимулирование потребительского интереса не могут быть заменой политическим или религиозным свободам, которые жестко ограничены. Национализм может легко заполнить образовавшуюся пустоту. Это слишком опасно. Как показывает история, многие лидеры, которые позволяли либо стимулировали неумеренный национализм, очень часто сами попадали в его ловушку.

Это подтверждает, что необходимо не только контролировать национализм, но также, предоставлять больше политической и религиозной свободы, чтобы обеспечить появление в китайском обществе альтернативных источников законности и лояльности, помимо экономического развития. В основном, Китай должен сделать это самостоятельно и для себя. Сторонние наблюдатели могут и должны высказывать свои мнения, но в основном, в частном порядке, не говоря ничего и совершая никаких действий, которые могут привести к появлению национализма, которому мы бы хотели воспрепятствовать.

Все это возвращает нас к событиям текущего лета в Пекине. Китай должен показать уважение прав человека и позволить журналистам освещать события. Вместо того, чтобы бойкотировать Пекин, мировые лидеры должны принять Олимпийские игры и возможности, которые они предоставляют. Олимпийские игры - это мероприятие, на котором частные лица и страны соревнуются друг с другом в соответствии с определенными правилами. Именно этого мы и ожидаем от Китая в двадцать первом веке.

Ричард Хаас - бывший директор Отдела стратегического планирования Госдепартамента США, в настоящее время президент Совета по международным отношениям.

__________________________________

Copyright: Project Syndicate, 2008.

Перевод с английского - Николай Жданович

__________________________________

Олимпиада: ехать или не ехать? ("Time", США)

Олимпийская экономика ("The Wall Street Journal", США)

Пекинская Олимпиада: акция протеста на высоте ("The Times", Великобритания)

Блеф Пекина с правами человека нужно разоблачить ("The Washington Post", США)