Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что делать с Россией: воевать или мириться?

Три бывших министра иностранных дел Латвии предлагают три разных сценария

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заявления о начале 'холодной' войны наподобие той, что была во времена Советского Союза, сильно преувеличены. Россия сейчас другая, и Запад уже не тот. Но Россия показала свои острые зубы, и с этим Западу придется считаться

Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии взбудоражило все мировое сообщество. Западные СМИ поспешили окрестить происходящее началом новой 'холодной войны', прогнозируя, что Совбез ООН никогда не согласится с решением Москвы. В Латвии поступок соседей, естественно, тоже не оставили без внимания. МИД и президент страны Валдис Затлерс оперативно осудили действия российских властей, указав на их противоречия международным нормам. Но вопрос, что делать дальше и как будут развиваться отношения с Россией у Латвии и у всего европейского сообщества, остается открытым. Телеграф попросил сделать свои прогнозы влиятельных экспертов в сфере внешней политики, бывших министров иностранных дел Латвии - Яниса Юрканса, Артиса Пабрикса и Сандру Калниете. Оказалось, что все трое смотрят на ситуацию абсолютно по-разному.

Янис Юраканс: Запад надолго запомнит острые зубы России

Думаю, что заявления о начале 'холодной' войны наподобие той, что была во времена Советского Союза, сильно преувеличены. Россия сейчас другая, и Запад уже не тот. Но то, что Абхазия и Южная Осетия со временем станут частью России, в этом я не сомневаюсь. А Запад? Запад это проглотит, и будем жить дальше.

Никто ни за кого сражаться не будет. У Запада нет никаких рычагов влияния на Россию. И пусть там некоторые грозятся отобрать у России право организовывать Олимпиаду или закрыть ей доступ в ВТО - все это словесная перепалка, потому что на самом деле у Запада нет единого отношения к России и тем проблемам, с которыми сейчас столкнулся весь мир.

Я не вижу причин говорить о каком-то новом перераспределении сил. Все сохранят то, что имеют. Но Россия показала свои острые зубы, и с этим Западу придется считаться.

Если говорить о позиции Латвии, то мы заинтересованы в том, чтобы был сильный, единый Евросоюз. К сожалению, сейчас американцы раскалывают Европу, и это ставит страны с молодой демократией, такие как Латвия, Литва, Эстония, Польша, в очень тяжелое положение. Великобритания, от которой исходит идея создания антироссийской коалиции, - тоже союзница Штатов. Мы же не слышим подобного от итальянцев или немцев. И это лишний раз подтверждает, что в Евросоюзе единства нет.

Но, думаю, прагматизм и здравый смысл в итоге помогут разрешить этот конфликт. И все забудется. Как быстро? Как только начнутся новые проблемы. А такие уже назревают. Это Афганистан, тот же самый Иран. Придет к власти новый президент США. Поверьте, сегодняшнее противостояние продлится недолго. Не знаю, месяц или полгода. Но точно не больше. Другой вопрос, что эти острые зубы, которая показала Россия, Запад точно запомнит надолго.

Артис Пабрикс: мы станем первыми, кто что-то потеряет

Я думаю, со стороны Запада обязательно будут ответные действия. Конечно, в демократических государствах подготовка этих ответных действий занимает больше времени, чем в тоталитарных странах, но они все равно последуют. Также ясно, что отношения между Россией и Западом сильно испортятся. Уже сейчас ухудшается экономическое сотрудничество, сокращается поток западных инвестиций в Россию. Это все очень негативно повлияет на российскую экономику.

Тревожит также судьба Молдовы и Украины. Мне кажется, что Россия безответственно пытается определить, где граница терпения западных стран. И, к сожалению, приходится констатировать, что такие действия очень напоминают политику, которую осуществляла Германия в 37-м и 38-м годах.

Я не думаю, что развитие конфликта приведет к военным действиям. Во-первых, это все равно не является решением проблемы. А во-вторых, хоть Россия сегодня и сильнее, чем десять лет назад, но ее уровень развития в целом все равно сильно отличается от уровня других западных стран. Экономика России - это 2% от мировой экономики, и она в 10-11 раз меньше, чем у Европы и США.

Если говорить о позиции Латвии и ЕС, то мы едины в том, что Россия поступила неправильно. Но у нас нет пока единого мнения, как на это реагировать. Как соседнее государство, Латвия, конечно, заинтересована, чтоб отношения с Россией были хорошими. Но в то же время, если Россия ведет себя в обход международных законов, мы станет первыми, кто что-то потеряет. Поэтому мы сейчас должны делать все, чтобы позиция ЕС и США была едина, и только тогда Латвия сможет от этого что-то выиграть.

Как вести наш двухсторонний диалог с Россией? Если Москва будет готова к встрече в рамках созданной межправительственной комиссии, то мы должны участвовать. Но в любом случае мы не должны терять свою политическую ориентацию, ведь мы члены ЕС и НАТО. Что касается экономических отношений с Россией, то если в Брюсселе будет принято решение о введении каких-то санкций, то нам придется их выполнять. Но я против того, чтобы Латвия стала единственным государством, которое начнет игнорировать Россию.

Сандра Калниете: нам нужен новый план обороны

Россия встала на путь, неприемлемый для современных демократических стран. Она несомненно почувствует последствия такой политики. Сейчас происходят интенсивные консультации о том, как не допустить продолжения российской вседозволенности. По отношению к другим соседям России - Украине и Молдове - сейчас обращено повышенное внимание всей мировой общественности. Думаю, что в течение ближайшего года страны ЕС и США полностью пересмотрят свою политику обеспечения безопасности, учитывая новые обстоятельства.

На мой взгляд, Латвии необходимо подумать о своих интересах. У нас с Россией одна из самых длинных границ, поэтому нам особенно важно, чтобы НАТО приступило к интенсивной работе над новым планом обороны. В свою очередь нам самим нужно позаботиться о своих военных ресурсах, чтобы быть готовыми к угрозе возникновения похожих конфликтов. В 2008 году на нужды обороны выделено 2% бюджета. Нам нужно продлить действие этого закона и на следующий год и при этом внимательно следить, чтобы эти деньги шли не столько на гражданские нужды - спортивные центры и спортивные праздники, а именно на укрепление оборонной мощи.

Я думаю, угроза для Латвии сейчас очень серьезна. И она только усилилась в тот момент, когда Россия заявила о своем праве защищать своих граждан на территории других стран. Никто не знает, сколько граждан России сейчас проживает на территории Латвии, что создает очень опасный прецедент. Беспокоиться о своей безопасности - не значит угрожать кому-то другому. Но только наивный может сейчас быть спокойным.

Еще одна угроза, к которой Латвия не готова, - это кибератаки. После нападений на Эстонию я предложила комиссии по иностранным делам узнать, как обстоят дела у нас. И, поверьте, обнаружилось, что ситуация очень тревожная. Поэтому мне кажутся очень несвоевременными планы коалиции по ликвидации Секретариата по электронному управлению. Наоборот, это ведомство нужно наделить большими полномочиями и ресурсами.

И третий вопрос, который обострился для Латвии в связи с ситуацией на Кавказе, - это политика интеграции и то, насколько удачно мы ее проводим. Ситуация в Грузии показала полярность мнений в обществе и СМИ. Все это свидетельствует о том, что гражданское согласие, которое якобы существует на бытовом уровне, - это иллюзии, и нам нужно намного серьезнее думать о том, каким образом мы создаем в Латвии единое общество.

* * * * * * * * * *

III Мировая война, судьба России и Грузии. Сбудутся ли пророчества Ванги? (Опрос на сообществе читателей ИноСМИ)

Не дай Бог, Кремль пойдет на попятную (Сообщество читателей ИноСМИ)

Стройматериал для великой империи (Сообщество читателей ИноСМИ)

YouTube затирает следы грузинской агрессии (Сообщество читателей ИноСМИ)

__________________________________

Россия: мы готовы к новой 'холодной войне' ("The Guardian", Великобритания)

Россия-Запад. Как же мы дошли до жизни такой? ("Los Angeles Times", США)

Посмотрим на Россию другими глазами ("Le Figaro", Франция)