Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Корни войны в Грузии - в 'самообмане' США

Саакашвили верил, что он может пойти на прямую конфронтацию с русскими

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саакашвили верил, что он может пойти на прямую конфронтацию с русскими. Он преуменьшил проблему российской военной силы в регионе. Саакашвили заявил, что русские "не способны навязать тайваньскую модель в Грузии. Российская армия на Кавказе недостаточно сильна... чтобы успокоить ситуацию на своей собственной территории"

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель Инна Сысоева aka Lilu, за что мы ей крайне признательны

____________________________________

Вашингтон. Стратегия Соединенных Штатов по присоединению Грузии и Украины к Организации Североатлантического договора (НАТО), которая была с воодушевлением поддержана сенатором Бараком Обамой (Barack Obama) и кандидатом на пост вице-президента от демократической партии Джозефом Байденом (Joseph Biden), несомненно, получила большой стимул благодаря военной операции России в Грузии.

В новом изложении фактов о российско-грузинской войне, которое дается в редакционных статьях и телекомментариях, Грузия изображается как невинная жертва российской агрессии, сражающаяся за свою независимость.

Однако политическая подоплека этой войны заставляет задаться тревожным вопросом - почему администрация Джорджа Буша (George W. Bush) не обратила внимание на предупреждения о том, что ее политика расширения НАТО до границ России с Грузией, где имеются этнические проблемы, является как провокационной для России, так и поощряющей для грузинского режима, о котором известно, что он стремится использовать силу для того, чтобы снова захватить отделившиеся территории.

Было много сигналов того, что Россия не согласится на присоединение агрессивной в военном отношении Грузии к военно-политическому альянсу, в котором доминируют США. Бывший российский президент Владимир Путин (теперь премьер-министр) не скрывал своего убеждения, что этот шаг Соединенных Штатов представляет собой посягательство на безопасность России в регионе Южного Кавказа. В феврале 2007 г. он задал риторический вопрос: 'Против кого направлено это расширение?'

Вопреки изображению российской стратегии как нацеленной на поглощение Южной Осетии и Абхазии Россией и на смену режима в Грузии, Москва вплоть до начала саммита НАТО подавала сигналы, что она готова к достижению компромисса по типу статуса Тайваня в американо-китайских отношениях: формальное признание грузинского суверенитета над сепаратистскими территориями - Южной Осетией и Абхазией - в обмен на свободу развития обширных экономических и политических отношений. Но при условии, что Грузия не будет вступать в НАТО.

Президент Грузии Михаил Саакашвили отнесся к этому компромиссу с презрением. После его речи 19 марта в Атлантическом совете в Вашингтоне Саакашвили спросили, не предлагала ли Россия решение по 'тайваньской модели' в обмен на то, чтобы Грузия не вступала в НАТО. 'Мы слышали много, очень много подобных предложений, - сказал он, но продолжал упорствовать, - нельзя идти на компромисс по таким вопросам...'

Россия тем временем ясно дала понять, что на шаги Грузии направленные на членство в НАТО она отреагирует тем, что установит официальные отношения с сепаратистскими регионами.

Американские стратеги задолго до этих событий решили, что Грузия и Украина станут членами НАТО. Они убедили себя в том, что это не угрожает России, а лишь вносит вклад в новый порядок европейской безопасности, который оторван от старой политики сфер влияния.

Но их взгляд на расширение НАТО, по-видимому, характеризуется самообманом и наивностью. Администрация Билла Клинтона (Bill Clinton) отказалась от своей первоначальной точки зрения, что Россия станет 'партнером' по европейской безопасности после периода 'холодной войны', и стратегия расширения НАТО фактически превратилась в стратегию сдерживания.

Роберт Хантер (Robert Hunter), бывший представитель администрации Клинтона в НАТО и глава проекта Госдепартамента по реформе Совета национальной безопасности Грузии, говорит, что американские предложения принять Грузию в НАТО 'должны были рассматриваться любым серьезным наблюдателем как попытка изменить сферу влияния России на западную' в этом приграничном регионе Кавказа, склонном к насилию.

Некоторые официальные лица 'хотели оказать поддержку демократии', сказал Хантер в интервью, воображая, что НАТО - это 'более достойная разновидность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе' - структуры, которая занимается переговорами и предотвращением конфликтов, и в которой участвует также Российская Федерация.

Однако в администрации были и те, кто 'на самом деле хотел сдерживать русских посредством их окружения', добавил он.

Джеймс Дж. Таунсенд (James J. Townsend), директор Международной программы безопасности в Атлантическом совете и бывший чиновник Пентагона, отвечавший за отношения с Европой, сказал, что вскоре после того, как Саакашвили пришел к власти в 2003 г., министерство обороны и Госдепартамент с энтузиазмом выступили в поддержку вступления Грузии в НАТО 'как можно быстрее'.

Таунсенд считает, что проект интеграции Грузии и Украины в НАТО набрал обороты частично потому, что Вашингтон 'недооценил, насколько чувствительно это для Путина'. Американские стратеги, сказал он, заметили, что во время предыдущих раундов расширения, несмотря на 'много пустых угроз и запугиваний со стороны русских', движения российских войск не было.

Более того, они (американские стратеги) считали, что доказывают России, что расширение НАТО не является угрозой российским интересам, по словам Таунсенда. Они отдавали себе отчет в растущей самоуверенности России, признает Таунсенд, однако стратеги посчитали, что русские просто 'причиняют неприятности с тем, чтобы иметь какой-то рычаг воздействия'.

В конечном итоге бюрократы, проталкивающие расширение НАТО, были полны решимости довести дело до конца, несмотря на сопротивление России. 'Я думаю, что это был случай, когда им хотелось задействовать Грузию до того, как закроется окно стратегического превосходства', - сказал Таунсенд.

Чтобы добиться этого, им пришлось проигнорировать риск того, что обещание членства в НАТО только ободрит Саакашвили, поклявшегося 'освободить' регионы Южной Осетии и Абхазии, еще больше убедит его в отношении необходимости применения силы.

В той же самой речи 19 марта в Вашингтоне Саакашвили преуменьшил проблему российской военной силы в регионе. Он заявил, что русские 'не способны навязать тайваньскую модель в Грузии. Российская армия на Кавказе недостаточно сильна... чтобы успокоить ситуацию на своей собственной территории. Я не думаю, что они готовы к какой-либо авантюре на чужой территории. И следует надеяться, что они знают это'.

Это был ясный намек на то, что Саакашвили, заново поощренный серьезной поддержкой Буша в вопросе вступления в НАТО, верил, что он может пойти на прямую конфронтацию с русскими.

На саммите НАТО Буш столкнулся с сопротивлением со стороны Германии и других европейских союзников, которые настояли на том, что 'это неподходящий момент' даже для начала движения Грузии и Украины к членству. Но для того, чтобы Буш сохранил лицо, они пообещали, что Грузия и Украина 'станут членами НАТО' в будущем.

Хантер считает, что это обещание НАТО стало еще более провокационным сигналом для Путина и Саакашвили, чем одобрение Плана действий по подготовке к членству в НАТО для Грузии.

Русские отреагировали именно так, как они и обещали, приняв меры по юридическому признанию Абхазии и Южной Осетии. А Саакашвили вскоре начал действовать, готовясь к военной атаке на оба региона. (В этот понедельник российского верхняя палата парламента - Совет Федерации - проголосовал 130 голосами против 0 за призыв к президенту Дмитрию Медведеву признать независимость Южной Осетии и Абхазии).

В начале июля Райс (Rice) посетила Тбилиси с намерением попытаться сдержать его. На своей пресс-конференции 10 июля она ясно дала понять, что Вашингтон обеспокоен его военными приготовлениями.

'Насилие должно прекратиться, - сказала Райс. - И кто бы его ни совершал, - и я сказала об этом президенту, - насилия быть не должно'.

Дэвид Л. Филлипс (David L. Phillips), старший научный сотрудник Атлантического совета, заявил газете 'Лос-Анджелес Таймс' на прошлой неделе, что он считает, что, несмотря на усилия Госдепартамента по обузданию грузинского президента, 'приятели Саакашвили в Белом доме и офисе вице-президента продолжали подстрекать его'.

Но независимо от того, имело ли место конкретное поощрение, более глубокие корни кризиса в бюрократическом самообмане в отношении цели расширения НАТО до границ крайне подозрительной и гордой России в контексте давнего и неустойчивого этнического конфликта.

Гарет Портер - является историком и журналистом, специализирующимся на политике национальной безопасности США. Его самая последняя книга 'Perils of Dominance: Imbalance of Power and the Road to War in Vietnam' была опубликована в 2006 г.

* * * * * * * * * *

Конкурс. "Главный предатель Украины" (Сообщество читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! ("Квела сиахле", Грузия)

Абхазы? Нет такой нации! ("Наша Абхазия, Грузия")

Черноморский кулак НАТО (Сообщество читателей ИноСМИ)

III Мировая война, судьба России и Грузии. Сбудутся ли пророчества Ванги? (Опрос на сообществе читателей ИноСМИ)

Не дай Бог, Кремль пойдет на попятную (Сообщество читателей ИноСМИ)

________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Lilu

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей

________________________________________

Не слишком ли далеко на восток идет НАТО? ("Los Angeles Times", США)

В Грузии Запад наделал ошибок ("Le Monde", Франция)

Примите Россию в НАТО ("Los Angeles Times", США)