Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Агрессивный соросовский стипендиант

Вопрос не в том, кто же поставил капкан на грузинского лидера, а кто советовал Саакашвили залезть в него

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Есть основание полагать, что с точки зрения глобальной политики намного важнее достичь, по крайней мере, нейтралитета со стороны России в ожидаемом конфликте Запада с Ираном. Ценой российского нейтралитета может быть отказ Грузии от продвижения в НАТО. Совет грузинскому президенту совершить военное и политическое самоубийство замечательно укладывается в такой сценарий...

Впервые Михаил Саакашвили попал в поле моего зрения в конце ноября 2003 года, когда я у себя дома смотрел трансляцию телевидения Аджарии о том, как происходит разгон грузинского парламента и изгнание тогдашнего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе.

Картина была ужасающая. Эдуард Шеварднадзе в парламенте с трибуны зачитывал речь. Визуально это напоминало манеру речи Леонида Брежнева в 1982 году, недолго до смерти вождя КПСС. Седой, старый и уставший человек мучительно произносил слова, не отрывая глаз от бумаги. В этот момент в здание парламента вламываются революционеры, ломающие стулья и бьющие по лицам депутатов парламента. Во главе революционеров был молодой и энергичный мужчина, готовый снести все на своем пути. Депутаты вступили в массовую драку. Стулья летали над головами, но Эдуард Шеварднадзе только читал и читал, не отрываясь от заготовленного текста. Революционеры, выбивая депутатов парламента ногами из кресел, уже приблизились к трибуне. В этом момент телохранители Шеварднадзе не выдержали и, взяв президента Грузии за подмышки, утащили в боковой выход из зала заседаний. Михаил Саакашвили прорвался к президентскому месту и принялся раздирать кресло Эдуарда Шеварднадзе.

Стипендиат Сороса

Вначале информация, что 'революцию роз' финансировал фонд Сороса, оставалась за кадром.

В 2004 году структуры фонда Сороса обозначились не только как источник деловой информации, но и как серьезная и влиятельная политическая сила, деятельность которой в некоторых государствах была сопоставима с функционированием правящих политических партий. Финансируемая Джорджем Соросом политическая деятельность особенно ярко проявилась в грузинских событиях. Соросовский 'Институт открытого общества', базирующийся в Нью-Йорке, в 1994 году основал фонд "Открытое общество Грузии". Эта структура израсходовала более чем 40 миллионов долларов. Созданное президентом Грузии Михаилом Саакашвили политическое движение 'Кмара' частично получало финансирование из проектов "Открытого общества".

В начале 2004 года в Грузии сменилось правительство, причем в составе нового кабинета, по крайней мере, три министра были из структур местного фонда Сороса или сотрудничали с ними. Большое представительство людей фонда Сороса в новом грузинском правительстве позволило российской прессе утверждать, что власть в Грузии захватило 'лобби Сороса'.

Совсем иначе фонд Сороса действовал после того, как в Грузии произошла смена правительства в начале этого года. Оказалось, что получать взятки плохо только в том случае, если взяткодатель местный. Первый шаг грузинской демократии состоял в выплате заработной платы министрам не из государственного бюджета, а из зарубежных частных пожертвований. Если дача взяток происходит из-за границы, тогда это похвальное и достойное поддержки дело. 22 января 2004 года известный миллиардер и финансист Джордж Сорос вместе с Программой развития ООН создали фонд для поддержки нового правительства Грузии размером в два миллиона долларов.

Фонд Сороса финансировал ежемесячные доплаты грузинским министрам в размере 1200-1500 долларов США. Особое понимание Михаилом Саакашвили демократии и взяточничества в Грузии дало основание оппозиции, лидеру лейбористов Шалве Нателашвили заявить, что после 'революции роз' новое правительство Грузии стало намного более коррумпированным, и вообще было создано, чтобы реализовать идеи Джорджа Сороса. Но вопрос о том, что грузинские министры получают доплату со стороны (не из госбюджета), больше взволновал журналистов и политиков из России и стран СНГ. В свою очередь, сами грузинские министры были очень удовлетворены доплатами - 22 июня 2004 года министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили утверждала в интервью газете 'Новые Известия', что ее не волнует то, что она получает заработную плату, которую частично финансирует фонд Сороса.

Также и почетный консул Латвии в Грузии Регина Якобидзе в свое время даже гордилась такими доплатами ('Латвияс авизе', 27.08.2004.): "Правительство Грузии заработную плату получает от фонда Сороса. У президента и министров, чтобы они не брали взяток, зарплата составляет от 1200 до 1800 долларов... Для сравнения: заработная плата профессора университета - 100 долларов, а пенсия - 14 лари или семь долларов".

С доплатой в 1800 долларов в месяц Михаил Саакашвили был больше ответственен перед фондом Сороса, чем перед страной, президентом которой был избран. В Латвии такое деяние уже в то время было законодательно определено как коррупция.

Достижения и неудачи

Сменив немощного Шеварднадзе, новый президент немедленно начал действовать. В начале 2004 года три автономии были фактически независимы от Грузии - Абхазия, Аджария и Южная Осетия. Саакашвили пообещал восстановить территориальную целостность государства и начал с самой финансово сильной автономии - Аджарии. В марте 2004 года грузинские войска заняли позиции вокруг Аджарии. Была начата блокада Батуми. В мае руководитель Аджарии Аслан Абашидзе покинул страну, и уже в июне сложившие оружие аджарцы (было разоружено 25% населения) дружно и единогласно проголосовали за блок Михаила Саакашвили. Это был момент триумфа нового президента. Хотя и звучали утверждения, что лавры победителя сдавшейся без боя Аджарии заслужены выдающимся дипломатом, бывшим премьер-министром Зурабом Жвания, а не воинственным президентом. Дальше все пошло не столь гладко. В августе 2004 года последовала попытка военной силой подчинить Южную Осетию, которая закончилась неудачно. По крайней мере, 16 грузинских военнослужащих погибли, но вина за жертвы была свалена на других. Саакашвили с позором уволил с должности начальника генерального штаба вооруженных сил Гиви Ивкуридзе.

Экономическая и налоговая политика Михаила Саакашвили была своеобразной. Силовые структуры с благословения президента арестовывали предпринимателей и держали их в тюрьмах до того момента, пока они не выплачивали назначенную денежную сумму кому-либо из окружения главы государства. Как только деньги были выплачены, арестованных освобождали. Одним из первых был арестован зять бывшего президента Шеварднадзе, который работал вице-президентом в американской фирме Macticom, занимающейся мобильной телефонной связью. Как только компания Macticom выплатила запрошенные за него 15 миллионов долларов, родственник экс-президента был освобожден из тюремного заключения. В Латвии такое выжимание денег назвали бы рэкетом. Американские инвесторы публично назвали это контрибуцией. Но бедные грузины были в восторге от того, что кто-то смог пойти до конца и наказать олигархов, которые стали миллионерами во время правления Шеварднадзе.

Во времена Михаила Саакашвили грузинская экономика пережила несколько потрясений. В 2005 году обострились отношения с Россией, и Москва запретила импорт из Грузии вина и минеральной воды.

В 2006 году началась грузино-российская газовая война. Но этот конфликт не испугал Михаила Саакашвили. Грузия отказалась от поставок из России. С начала 2007 года Грузия стала закупать весь необходимый объем газа исключительно в Азербайджане. В свою очередь, под контролем Грузии продолжал оставаться газопровод, по которому 'Газпром' осуществлял транзитные поставки газа в Армению. Чтобы ликвидировать зависимость от российской электроэнергии, Грузия завершила строительство каскада гидроэлектростанций и начала их модернизацию.

Открытый в июле 2006 года нефтепровод Баку-Джейхан позволил Азербайджану переориентировать нефтяные потоки в обход былой транзитной монополии России. Во внешнеполитическом плане Грузия стала верным партнером США. Грузия участвует в войне в Ираке, посылает своих военнослужащих в Афганистан.

Тень подозрения в заказных убийствах

О недемократическом поведении и диктаторских замашках Михаила Саакашвили, запретившего в конце 2007 года оппозиционный телеканал, написано много. Меньшее рассмотрение получили подозрения в уголовных преступлениях со стороны президента Грузии. Период пребывания у власти Саакашвили характеризуется тем, что политики, оказывавшиеся на пути руководителя Грузии, гибли при загадочных обстоятельствах.

До сих пор не выяснены обстоятельства гибели премьер-министра Грузии Зураба Жвании. 3 февраля 2005 года он был найден мертвым, сидящим за столом в квартире своего друга. В 2007 году оппозиция пыталась добиться возобновления расследования обстоятельств смерти Зураба Жвании, так как официальная версия его гибели не выглядит правдоподобной. Согласно этой версии, сидевший за столом премьер в какой-то момент вдохнул угарный газ и мгновенно умер. В свое время бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили обвинил президента Михаила Саакашвили в лоббировании интересов своей семьи, заключении крупных финансовых сделок, а также в планировании ликвидации бизнесмена Бадри Патаркацишвили. В феврале 2008 года Бадри Патаркацишвили был найден в Лондоне мертвым, а грузинский суд приговорил Ираклия Окруашвили к тюремному заключению сроком на 11 лет. Но французский суд отказал грузинским властям в выдаче бывшего министра обороны. Правительство Франции в мае 2008 года предоставило Ираклию Окруашвили политическое убежище.

Туманное будущее

14 ноября 2006 года, когда в Европейском парламенте гостил президент Грузии Михаил Саакашвили, он сказал: "Сегодня Грузия может осмелиться назвать себя образцовым соседом Европы". Эти слова уже канули в Лету.

В последние недели в европейском публичном пространстве сменился тон, которым характеризуется грузинский президент. Взвешенный 'Евроньюс', который формируют телеканалы больших стран Европы, в дипломатическом плане списал грузинского лидера. В комментарии 'Евроньюс' нападение 8 августа 2008 года на Цхинвали было подано как авантюра. Подчеркивалось, что Саакашвили допускает одну стратегическую ошибку за другой. Была выражена точка зрения, что после этой авантюры Грузия потеряла любые надежды вернуть Абхазию и Южную Осетию под свой контроль. Отмечалось также, что все те, кто подталкивал грузинского вождя на эту авантюру, отвернулись от него. Под этот комментарий в кадре была показана встреча Саакашвили с Джорджем Бушем. Будущее президента Грузии характеризовалось как "окутанное туманом". Восторг по поводу нового демократического лидера на Кавказе и героя 'революции роз' развеялся, и теперь Саакашвили получил новый образ - государственный руководитель, который начал войну.

Можно лить слезы по поводу того, что наивного грузинского президента российские спецслужбы заманили в капкан. Но вопрос в том, кто же поставил капкан, и кто советовал Саакашвили залезть в него. Безусловно, Россия дождалась момента, когда нервы президента Грузии не выдержат, чтобы использовать ситуацию в свою пользу. Только вот кто мог дать совет Саакашвили попасться в столь примитивный капкан? Почему теперь, а не в августе 2004 года, когда только мгновение отделяло Грузию от новой войны в Южной Осетии и Абхазии?

Сейчас обсуждаются версии, что Саакашвили подбили так поступить его самые большие друзья и партнеры. Подстрекали, чтобы он, слепо верящий в евроатлантические ценности и обещания своих партнеров, оказался в российской западне. Есть основание полагать, что с точки зрения глобальной политики намного важнее достичь, по крайней мере, нейтралитета со стороны России в ожидаемом конфликте Запада с Ираном. Ценой российского нейтралитета может быть отказ Грузии от продвижения в НАТО. Совет грузинскому президенту совершить военное и политическое самоубийство замечательно укладывается в такой сценарий. Президент Грузии начал войну, но поддержка Запада проявилась только со стороны беднейших государств Евросоюза (Балтии, Польши) и руководства Украины в выступлениях на митинге в Тбилиси вечером 12 августа.

Перевод: Николай Баранкин

* * * * * * * * * *

Сергей Доренко: 'Нам принесут Грузию в подарочной упаковке' (Сообщество читателей ИноСМИ)

Дела достойных продолжателей великого Сталина (Сообщество читателей ИноСМИ)

Валерия Новодворская: Тонущий пиратский корабль "Россия" (Сообщество читателей ИноСМИ)

Нас душит ненависть к русским оккупантам (Сообщество читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)

__________________________________________

Сладкое золото Грузии: коньяк с геополитическими преимуществами ("The Wall Street Journal", США)

Кукловоды, стоящие за президентом Грузии Саакашвили ("Online Journal", США)

Нам нужна голова Саакашвили ("Los Angeles Times", США)

Наш сукин сын ("Delfi", Литва)