Глобальная финансовая система в своем нынешнем виде характеризуется пагубной асимметрией. Финансовые органы развитых стран несут ответственность за то, чтобы не допустить крушения системы и сделают все, что в их силах. Однако их менее беспокоит судьба стран на периферии. В результате, этим странам система обеспечивает меньшую стабильность и защиту, чем странам, находящимся в центре. Эта асимметрия, воплощенная в праве вето, которым обладают в Международном валютном фонде США, объясняет, почему за последнюю четверть века Соединенные Штаты могли постоянно повышать дефицит по текущим счетам. Согласно так называемому вашингтонскому консенсусу, на другие страны была наложена строгая рыночная дисциплина, но на США она не распространяется.

Кризис развивающихся рынков в 1997 г. прошелся по периферии - таким странам, как Индонезия, Бразилия, Корея и Россия - но оставил Америку в целости и сохранности. Вслед за этим многие периферийные страны начали проводить здравую макроэкономическую политику, вновь привлекая мощные потоки капитала, и в последние годы в них шел быстрый экономический рост. Потом грянул финансовый кризис, эпицентром которого были США. До недавних пор периферийные страны - такие, как Бразилия - практически не ощущали его на себе; более того, ресурсный бум был им выгоден. Но после банкротства Lehman Brothers финансовая система пережила временную остановку сердца, и власти США и европейских стран предприняли отчаянные меры по ее реанимации. В результате, они решили, что не позволят обанкротиться ни одному другому крупному финансовому институту и застраховали вкладчиков от убытков. Это неожиданно вызывало негативные последствия для периферийных стран, и власти были захвачены врасплох. В последние дни происходит всеобщее бегство за безопасностью с периферии в центр. Курсы местных валют упали по отношению к доллару и иене, порой резко. Взлетели процентные ставки и штрафы за невозврат кредита, а фондовые рынки рухнули. Распространилась практика маржевых требований, в том числе, на фондовых рынках США и Европы, вызвав из небытия призрак паники.

МВФ обсуждает введение нового кредитного инструмента для стран периферии, отличного от обусловленных кредитных линий, которые никогда не использовались, потому что предусмотренные ими условия были слишком обременительными. Новый инструмент не содержит условий и санкций для стран, ведущих здравую макроэкономическую политику. Кроме того, МВФ выражает готовность к выдаче обусловленных кредитов странам, не соответствующим всем критериям. Исландия и Украина уже подали заявки, на очереди - Венгрия.

Подход правилен, но эти меры недостаточны и предпринимаются слишком поздно. Данный инструмент позволит выдать той или иной стране кредит, превышающий ее квоту максимум в пять раз. Например, в случае Бразилии это 15 млрд. долларов, жалкие гроши по сравнению с ее собственным золотовалютным запасом в 200 млрд. долларов. Чтобы придать уверенности рынкам, нужен гораздо более крупный и гибкий пакет. Центральные банки стран центра должны открыть крупные своповые линии с центральными банками стран периферии, соответствующих предъявляемым требованиям, и странами с крупными золотовалютными запасами, - прежде всего, Китаем, Японией, Абу-Даби и Саудовской Аравией - призванные создать дополнительный фонд, средства которого могут распределяться более гибко. Кроме того, существует настоятельная потребность в краткосрочных и долгосрочных кредитах для того, чтобы страны, стоящие на прочных фискальных позициях, могли проводить контрциклическую политику по Кейнсу. Распрощаться с призраком всемирной депрессии можно лишь путем стимулирования внутреннего спроса.

К сожалению, власти всегда отстают от событий; именно поэтому финансовый кризис выходит из-под контроля. Он уже охватил страны Персидского залива, и, возможно, Саудовская Аравия и Абу-Даби слишком озабочены собственным регионом для того, чтобы вносить вклад в глобальный фонд. Пора начать думать о создании особых прав на получение кредита или некой другой форме международных резервов в глобальном масштабе, но здесь Америка обладает правом вето.

Президент Джордж Буш организует 15 ноября саммит 'большой двадцатки', но в проведении такой встречи нет особого смысла, если только США не будут действительно серьезно поддерживать глобальную спасательную операцию. США должны указывать путь, защищая периферийные страны от бури, зародившейся в США, если не хотят отказаться от своих претензий на лидерство. Даже если Буш не разделяет эту точку зрения, то следует надеяться на понимание следующего президента, но к тому времени будет нанесен еще больший ущерб.

Дж. Сорос - президент компании Soros Fund Management и автор книги 'Новая парадигма для финансовых рынков' (The New Paradigm for Financial Markets)

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

_______________________________

Изменить структуру капитала банковской системы ("The Financial Times", Великобритания)

Борьба с финансовым кризисом: Соединенные Штаты vs. Россия ("Stratfor", США)

Не конец капитализма, а еще один лопнувший пузырь ("The Guardian", Великобритания)

* * * * * * * * * * * *

Хореография от Путина (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Грузинская армия оказалась одноразовой (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Не царское это дело (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Тайна концлагеря Талергоф. За что убивали русских (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)