Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Тщетное европейское соперничество за внимание Обамы

Европейские лидеры, толкаясь и падая, стремятся первыми добежать до избранного президента США, чтобы выразить ему свое почтение

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Среди традиционных союзников Америки только итальянец Сильвио Берлускони выпадает из общей толпы. Посетив своих лучших друзей - россиян Владимира Путина и Дмитрия Медведева, премьер-министр Италии решил ограничиться комплиментом Обаме по поводу его загара...

Началась вторая гонка за Белый дом. Европейские лидеры, толкаясь и падая, стремятся первыми добежать до избранного президента США, чтобы выразить ему свое почтение. Такое подобострастие без намека на смущение кажется просто жалким. Оно говорит об отсутствии понимания. Барак Обама завоевал президентское кресло, пообещав перемены. А Европа, похоже, застряла в прошлом.

Трудно переоценить ту степень волнения и тревоги, которую победа Обамы вызвала в европейских канцеляриях. Волнение объясняется появлением новых возможностей для преодоления трансатлантического раскола последних лет. Тревога вызвана тем, что никто не знает, кого эта рок-звезда мировой политики выберет в качестве любимого союзника, и главное - какую цену за это придется платить.

Среди традиционных союзников Америки только итальянец Сильвио Берлускони выпадает из общей толпы. Посетив своих лучших друзей - россиян Владимира Путина и Дмитрия Медведева, премьер-министр Италии решил ограничиться комплиментом Обаме по поводу его загара. В будущем году Берлускони будет председательствовать в Группе восьми промышленно развитых стран. Это еще одна причина для Обамы отказаться от активного участия в этой отжившей свой век организации.

Британец Гордон Браун, со своей стороны, говорит так, будто он и Обама - старые закадычные друзья. Забудьте о том, что большую часть предвыборной кампании до первичных выборов премьер-министр ставил на Хиллари Клинтон (Hillary Clinton). Глядя на притязания моложавого лидера консерваторов Дэвида Кэмерона (David Cameron) у себя дома, премьер посчитал, что будет гораздо лучше, если на той стороне Атлантики опыт одержит верх над молодостью.

Но это было раньше. Сейчас помощники Брауна возбужденно говорят о том, как премьер-министр дает новому президенту наставления в сложных и запутанных вопросах мировой финансовой системы. Я не уверен, что покровительственное отношение к избранному президенту как к зеленому новичку это лучший способ сохранить так называемые особые взаимоотношения. Это напоминает об ошибках британского премьер-министра прошлых лет Гарольда Макмиллана (Harold Macmillan), который легкомысленно говорил о том, что Британия для Америки - это как Древняя Греция для Рима. Макмиллан выступал с такими аналогиями в тот период, когда предки Обамы по отцовской линии боролись за независимость Кении от ее колониального хозяина.

Французский президент Николя Саркози с не меньшим энтузиазмом пытается отхватить хотя бы кусочек звездной славы, доставшейся Обаме. Брауну на телефонный разговор с избранным президентом было выделено 10 минут. Елисейский дворец торжественно объявил, что Саркози был на связи с Чикаго целых полчаса. Будучи сегодня председателем совета министров Евросоюза, а также первым за долгие годы французским лидером с проамериканскими инстинктами, Саркози явно думает, что оказался первым в очереди на заветную аудиенцию в Овальном кабинете.

Может быть, так и получится - ведь, в конце концов, Жак Ширак (Jacques Chirac) в 2001 году попал туда раньше Тони Блэра (Tony Blair). С другой стороны, Ангела Меркель тоже поспешила пригласить Обаму снова приехать в Берлин, дабы повторить свое триумфальное выступление во время избирательной кампании. На сей раз мы можем с уверенностью сказать: Меркель разрешит своему гостю выступить у Бранденбургских ворот.

Справедливости ради надо отметить, что один-два лидера из этого ряда все-таки предъявили Обаме какие-то требования. Браун предостерегает его от усиления протекционизма в торговой политике США. Саркози хочет, чтобы США выполнили свои обязанности по стабилизации мировой финансовой системы.

Однако за всей этой атмосферой низкопоклонства скрывается глубочайшее заблуждение. Это вера в то, что все снова может стать как раньше: что годы Буша были просто неудачным промежуточным эпизодом, и что атлантический союз можно восстановить в том виде, в каком он существовал прежде.

Но, по правде говоря, такая возможность исчезла с распадом Советского Союза. Среди крупных проблем двух последних десятилетий есть одна, особенно важная - это неспособность (обеих сторон) понять, что сегодня один из возможных выборов - это партнерство по необходимости.

Европа больше не находится в центре внешнеполитических интересов США. Да и у Европы нет сегодня столь настоятельной потребности в американском защитном зонтике. Есть масса других веских причин для укрепления альянса. Но, говоря словами Обамы, такие взаимоотношения будут работать только в том случае, если обе стороны осознают эти перемены.

Что касается Брауна, то ему пора отказаться от своего заблуждения по поводу особых взаимоотношений. Да, во многих планах связи Британии и США носят уникально тесный характер. И есть все основания для их сохранения. Но Британия будет представлять серьезный интерес для Обамы только в том случае, если ее позиции помогут создать более широкий европейский консенсус. Непривычный атлантизм француза Саркози, а также традиционные проамериканские позиции Меркель способны внести свой вклад в формирование такого консенсуса. Но для этого необходимо, чтобы европейские лидеры сотрудничали, а не соперничали в своих взаимоотношениях с Обамой.

Если Браун и Саркози действительно хотят произвести в Вашингтоне впечатление, то самое лучшее, что они могут сделать, это добиться в следующем месяце на саммите Евросоюза в Брюсселе заключения содержательного соглашения об укреплении европейской обороноспособности.

А затем, после инаугурации Обамы, они смогут вместе отправиться в Вашингтон. Может быть, к ним присоединится Меркель. Они могут также прихватить с собой главу Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу (Jose Manuel Barroso). Вот тогда новый американский президент, возможно, сделает вывод, что Европе есть что сказать, и даже есть что предложить.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

________________________________

Европеизация американской политики ("Rzeczpospolita", Польша)

А выиграет... Европа? ("The Wall Street Journal", США)

Извинения приняты! Спасибо за Обаму! ("Los Angeles Times", США)

Цвет кожи - пустая болтовня, за которой не видно настоящих трудностей для Обамы ("The Guardian", Великобритания)

* * * * * * * * * * *

Владимир Путин: А что я такого сказал? (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Идеология под названием "величие России" (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

'Дух времени. Глобальный сценарий' (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Армия теней (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Путинская Россия - враг свободного мира (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)