Передача власти от старого президента новому дает возможность делать прогнозы о том, как будет руководить страной приходящая к власти администрация. Хотя передача полномочий Обаме осуществляется в основном где-то за кулисами, комментаторы тщательно изучают появляющиеся свидетельства и факты, чтобы сделать общие заключения по поводу возможного курса администрации.

Пока слишком рано делать какие-то твердые выводы, но к настоящему времени уже произошел ряд существенных событий. Вспомните, например, давно установившуюся традицию, когда избранный президент звонит мировым лидерам, чтобы представиться и принять их поздравления. Одна из первых таких бесед Барака Обамы состоялась в прошлую пятницу с польским президентом Лехом Качиньским (Lech Kaczynski).

Если судить об этом кратком обмене мнениями по сообщениям в прессе, то возникает впечатление, что Обама и Качиньский сделали радикально отличающиеся друг от друга выводы по критически важному вопросу - противоракетной обороне. Тему поднял Качиньский, поскольку недавно США и Польша подписали соглашение о размещении элементов ПРО в Польше. Согласно польскому заявлению для прессы по поводу данного звонка, Качиньский услышал, как Обама сказал: "Проект противоракетной обороны будет продолжен".

Представители Обамы тут же выступили с опровержением: "Избранный президент не давал по этому вопросу обещаний. Его позиция остается такой же, какой она была на протяжении всей кампании - он поддержит план развертывания системы противоракетной обороны, когда будет доказана работоспособность этой техники".

Заявление весьма примечательное. Обама возразил главе государства, придерживаясь позиции периода избирательной кампании, которую в лучшем случае можно назвать слабой и двусмысленной. Это заявление продемонстрировало наивность, присущую построению таких бесед после избрания, а также простодушие в вопросе будущих взаимоотношений с поистине недружелюбными иностранными лидерами, чего вполне можно было избежать.

Важно следующее. Телефонный разговор Обамы и Качиньского следует рассматривать в контексте речи Дмитрия Медведева, с которой он выступил всего два дня назад. Тогда он пригрозил разместить российские ракеты в Калининградской области, нацелив их на наши планируемые к развертыванию позиции ПРО в Польше.

Слова Медведева были не только прямым вызовом избранному президенту Обаме в вопросе противоракетной обороны. Это был также прямой вызов правительству Польши, которое заключило соглашение с администрацией Буша буквально через несколько дней после российского вторжения в Грузию. Поляки попали в трудное положение, и Медведев решил проверить на прочность и польское руководство, и нового американского президента. Похоже, что оба оказались слабы, и это вызывает тревогу.

Конечно, кто-то может сказать, что полякам не следовало столь быстро делать однозначные заявления, не сверившись с помощниками Обамы. Но и команда Обамы должна была понимать, что иностранные лидеры, как дружественные, так и нет, находятся в состоянии большого напряжения, надеясь на то, что избранный президент поставит свою печать одобрения на их планы действий еще до того, как будет создано и начнет действовать постоянное правительство.

Гамбит Качиньского, наверное, был первым, но далеко не последним, и сотни советников Обамы по внешнеполитическим вопросам должны были это предусмотреть. 20 января приближается, а вместе с ним навстречу Обаме грозно идет целый сонм серьезнейших проблем: иранская и северокорейская программы создания ядерного оружия, арабо-израильские взаимоотношения и так далее.

Освобождение Америки от устарелых пут и ограничений Договора по ПРО от 1972 года справедливо считается одним из важнейших достижений президента Буша. В 2001 году мы думали, что российская военная угроза ослабла. Однако появление новых угроз со стороны деструктивных государств, обладающих способными нести ядерный заряд ракетами, потребовало от нас разработки адекватной оборонительной системы - особенно в связи с тем, что многие новые ядерные державы были не согласны с расчетами в рамках стратегии сдерживания, определявшей характер непростого ядерного противостояния периода "холодной войны". Выход из Договора по ПРО позволяет Америке защитить себя от этих угроз.

Отход администрации Обамы от этого достижения, за что ратуют многие представители "сообщества" контроля над вооружениями, станет значительным шагом назад. Та позиция, которой он придерживался во время избирательной кампании - система может быть развернута только после того, как "докажет" свою работоспособность - это просто предлог для того, чтобы вообще не развертывать систему ПРО. Ведь в военной области нет ничего окончательно и на все времена доказанного и апробированного. Отповедь Качиньскому - это неверный ответ на провокацию Медведева. Безусловно, это будет расценено как проявление слабости, причем не только в Москве. На самом деле, Россия уже заявила вчера, что больше до 20 января никаких переговоров по ПРО не будет.

Как теперь Израиль и арабский мир будут смотреть на перспективы скорого вывода американских войск из Ирака и на связанный с таким выводом хаос? Как они будут смотреть на усиление влияния Ирана на Ближнем Востоке? Может быть, сейчас и Северная Корея (кто бы ею сегодня ни управлял) взбрыкнет и тоже решит подождать до 20 января? Перечень вопросов гораздо длиннее, чем список ответов Обамы.

Следует повториться: пока слишком рано делать какие-то твердые выводы из одного-единственного эпизода. Основываясь на появившихся после выборов фактах, мы не можем с определенностью сказать, какими будут методы руководства Обамы - левыми или левоцентристскими, или он просто будет вести себя пассивно, стремясь избегать рисков. Однако в целом, его беседа с Качиньским говорит об ослаблении военных позиций США, о безразличии к союзникам, столкнувшимся с угрозой насилия, а также о необходимости как-то удовлетворять интересы его электората из рядов демократической партии. Будем ждать появления новых фактов и свидетельств.

Джон Р. Болтон - старший научный сотрудник Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute) и автор книги 'Капитуляция - не выход: Защищая Америку в ООН' ("Surrender Is Not an Option: Defending America at the United Nations ").

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

_____________________________________

Дж.Болтон: Покончить с романтизмом в отношении России ("The Washington Post", США)

Будущий президент и 'война с терроризмом' ("Asia Times", Гонконг)

Прекратить истерику: новый президент США должен разбираться с Россией ("The Guardian", Великобритания)

Российский вопрос. Каким будет ответ Обамы? ("Antiwar.com", США)

* * * * * * * * * * * * *

Идеология под названием "величие России" (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Армия теней (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Ходит, куда хочет, или Игра в украинскую политику (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Стратегический спецназ КГБ (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Партия - детям! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)