Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Европейцы надеются, что когда-то и у них появится свой Обама

Во всей Европе победа Обамы дала новый толчок и пробудила энтузиазм у тех, кто борется за рост влияния меньшинств

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Темнокожий ребенок, выросший в скромной квартире, воспитанный матерью-одиночкой и бабушкой, становится состоятельным юристом и проводит знаковую политическую кампанию. Это история о Бараке Обаме, и многие говорят, что такое могло случиться "только в Америке"

ЛОНДОН - Темнокожий ребенок, выросший в скромной квартире, воспитанный матерью-одиночкой и бабушкой, становится состоятельным юристом и проводит знаковую политическую кампанию.

Это история о Бараке Обаме, и многие говорят, что такое могло случиться "только в Америке". Но подобный сюжет возникает и в Британии, где Хелен Грант (Helen Grant), проводящая свою предвыборную кампанию, может вскоре стать первой чернокожей женщиной-депутатом парламента от консервативной партии.

"Он стал вдохновляющим примером для целого поколения, - говорит 46-летняя Грант, дочь белой матери-англичанки и отца-нигерийца, выросшая в муниципальной квартире без машины и телевизора, - он поразил воображение миллионов людей, которые могут теперь сказать: "Может, и я попытаюсь это сделать"".

Во всей Европе победа Обамы дала новый толчок и пробудила энтузиазм у тех, кто борется за рост влияния меньшинств. Никто, конечно, не ждет, что в этом обществе, где политическая и деловая элита по-прежнему почти поголовно белая, вот-вот появится "европейский Обама". Но его избрание вызвало встряску в общинах меньшинств, указав на новые возможности.

"Это меняет чувства людей в отношении того, что возможно, - говорит Сандер Катвала (Sunder Katwala) из лондонской интеллектуальной организации Фабианское общество (Fabian Society), - на всех уровнях это создает ощущение, что разбить стеклянную крышу можно".

У становящихся все более мультикультурными стран Европы и Соединенных Штатов очень разный опыт в отношении расовых меньшинств.

С самого момента основания в США существовало многочисленное чернокожее население, хотя до Гражданской войны почти все чернокожие были рабами. Европейские общества в большинстве своем были однородными до начала волны иммиграции, которая возникла полвека назад, и они по сей день остаются преимущественно белыми.

Многие новички с трудом усваивают язык, свыкаются с культурой и политической системой на своей новой родине.

Чернокожие, латиноамериканцы, азиаты и прочие представители меньшинств в разных поколениях составляют сегодня примерно треть населения Соединенных Штатов. Но в Европе их значительно меньше. В Британии и Франции эти меньшинства составляют 10 процентов населения, а в Германии ее самое крупное национальное меньшинство турки составляют лишь три процента от общей численности жителей страны.

Меньшинства в парламентах стран Европы представлены слабо, и высшие эшелоны европейской политической элиты по-прежнему почти исключительно белые.

Лишь 15 человек в составе британской палаты общин являются представителями меньшинств, хотя общая ее численность составляет 646 депутатов. Из 612 мест в немецком бундестаге этническим меньшинствам принадлежит 10. В Национальной ассамблее, число депутатов которой составляет 577 человек, от континентальной Франции присутствует всего 1 представитель меньшинств, хотя ее заморские территории, такие как Мартиника и Гваделупа, где население в подавляющем большинстве черное, представлены еще несколькими чернокожими депутатами.

Многие британцы считают парламент и правительство какими-то "таинственными коридорами власти, двери которых открыты не для всех, а только для некоторых, как в частном клубе", - говорит заместитель координатора британской исследовательской и сетевой организации Operation Black Vote Ашок Вишванатхан (Ashok Viswanathan).

"Нам нужно больше черных лиц в высоких местах", - говорит Вишванатхан.

По его словам, избрание Обамы поможет его организации выдвигать больше кандидатов африканского и азиатского происхождения в выборные органы, а также увеличивать количество представителей меньшинств в судах, ведущих учебных заведениях и в правлениях корпораций.

Глава организации Operation Black Vote Саймон Вулли (Simon Woolley) говорит, что новое поколение "Барака Обамы" получит свежий стимул заниматься политикой. "Если кто-то из них пройдет наверх, я думаю, что лет через 25 мы увидим чернокожего премьер-министра", - заявляет он.

Но остальные не столь оптимистичны.

"Я не уверен, что нам за свою жизнь удастся такое увидеть", - говорит депутат парламента от консервативной партии Адам Африйе (Adam Afriyie), мать которого была белой англичанкой, а отец чернокожим уроженцем Ганы.

"В Европе до этого еще далеко", - говорит житель Германии турецкого происхождения Чем Эздемир (Cem Oezdemir), являющийся депутатом Европарламента.

"Подан сигнал о том, что настало время перемен и в Европе. Нам пора отказаться от своей привычки смотреть на каждого политика из числа этнических меньшинств как на посла страны своих предков", - заявил недавно Эздемир в интервью ведущему немецкому журналу Der Spiegel.

Французские политические деятели, активисты-правозащитники и комментаторы ухватились за избрание Обамы, назвав его поучительным уроком для Франции, где меньшинства в последние годы устраивают беспорядки в знак протеста против отсутствия возможностей.

"Тот импульс, что возник с избранием Барака Обамы, должен вызвать мобилизацию усилий, которая даст конкретный результат для всех нас", - заявила заместитель министра иностранных дел по правам человека и уроженка Сенегала Рама Яде (Rama Yade).

Яде входит в число трех министров и заместителей министров из иммигрантских семей, назначенных на свои посты президентом Николя Саркози после победы на майских выборах 2007 года. В этой тройке министр юстиции Франции с североафриканскими корнями Рашида Дати (Rachida Dati).

Сын алжирского докера Язид Сабег (Yazid Sabeg), ставший состоятельным бизнесменом, начал свою кампанию под лозунгом Обамы "Да, мы можем". Он борется за принятие так называемого "Манифеста за реальное равенство". Среди прочего, Сабег призывает к "принудительному обновлению мира политики" за счет обязательств политических партий выдвинуть требования о расовом разнообразии при подборе кандидатов из своих рядов.

По всей Европе борющиеся за права меньшинств организации говорят на страницах своих вебсайтов о победе Обамы, беря на вооружение его лозунг "Да, мы можем".

В Великобритании чернокожий руководитель Комиссии по равенству и правам человека Тревор Филипс (Trevor Phillips) спровоцировал в последние дни общенациональные дебаты, когда заявил, что британская политическая система погрязла в "узаконенном расизме".

"Даже такой умный человек как Обама, живи он здесь, вряд ли смог бы порвать институциональную удавку, которая существует внутри лейбористской партии, чтобы войти во власть. Это очень удивило бы меня", - заявил Филипс газете Times.

Когда такие высказывания вызвали шквал критики, Филипс сказал, что он просто пытался показать, насколько трудно любому нетрадиционному кандидату, включая представителей меньшинств, попасть внутрь британской политической системы.

Многие отмечают, что в отличие от Соединенных Штатов, где даже такой новичок как Обама может стать президентом, британская парламентская система обычно требует долгих лет медленного и целеустремленного восхождения по политической лестнице внутри партии. Даже Тони Блэр (Tony Blair), которого избрали премьер-министром в необычно молодом возрасте 43-х лет, 14 лет проработал в парламенте.

"Работы по-прежнему много, но ситуация улучшается", - заявила в интервью кандидат в депутаты парламента чернокожая Грант. При этом она добавила, что в стране начинается процесс отхода и отказа от старых стереотипов.

Грант, которая будет баллотироваться на следующих всеобщих выборах, назначенных на май 2010 года, говорит, что когда она в рамках предвыборной кампании ходит по домам в своем богатом районе, где живут в основном белые, "люди очень рады меня видеть".

"Британский электорат очень искушенный и современный, и он верит в такие основополагающие понятия как справедливость и достоинство, - говорит она, - Британия будет готова к чернокожему премьер-министру, если найдется подходящая кандидатура".

Свой материал для статьи представили Эдвард Коуди (Edward Cody) и Крейг Уитлок (Craig Whitlock).

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 13 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

_______________________________

'Барак' Обамы или мальчик, который хотел быть президентом ("ИноСМИ", Россия)

Безначалие ("The Guardian", Великобритания)

Европа пытается вернуться к идеализму, но не может ("The Financial Times", Великобритания)

Обамамания и отречение общественного мнения Европы ("Le Figaro", Франция)

Обама обещает надежду и перемены ("The Independent", Великобритания)

* * * * * * * * * * * * * * * * *

Мой личный друг - Genosse Ленин (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Корни русского мазохизма (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

В.Новодворская: Русская интеллигенция - наследница евреев (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Партия - детям! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)