После провала переговоров между Москвой и Тбилиси в Женеве в прошлом месяце и в условиях, когда мало что можно ожидать от второго раунда этих переговоров, начинающегося сегодня, урегулирование грузинских территориальных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии кажется недосягаемым. Провал не был неожиданным, и он показывает, насколько далеки друг от друга стороны в важнейшем для Грузии вопросе будущего суверенитета и границ. Поиски компромисса по Абхазии, более крупной и политически более жизнеспособной из двух спорных территорий, кажутся особенно трудными.

Выступая в защиту территориальной целостности Грузии, Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки подают существующему де-факто абхазскому правительству сигнал о том, что Москва остается его единственным надежным партнером и гарантом безопасности. С другой стороны, признание Москвой двух этих самопровозглашенных регионов, на участии которых в переговорах она настаивает, создает недопустимый правовой прецедент и призвано стать наградой для России за ее военные действия в Грузии.

Но существует и промежуточная формула, благодаря которой можно сблизить непримиримые позиции сторон. В данный момент для них вполне приемлема такая ситуация, в которой не будет восстанавливаться территориальная целостность Грузии, и в то же время не будет признаваться независимость Абхазии. В Абхазии можно ввести международную систему опеки или контролируемой администрации. Аналогично процессам в Боснии, Косово и Восточном Тиморе ООН даст полномочия международным организациям на работу с абхазскими властями по наращиванию экономического потенциала, совершенствованию системы управления и демократических институтов данной территории. Введя в Абхазии международную администрацию на начальный период, скажем, в 10 лет, можно будет отложить решение вопроса о ее статусе до тех пор, пока стороны не будут готовы к возобновлению мирных переговоров.

В построении такого плана можно использовать тот опыт, который уже накоплен мировым сообществом. Международные миротворческие силы из стран НАТО и России будут гарантировать безопасность. Российские войска сосредоточатся в ряде наиболее уязвимых пограничных районов, но они будут подчинены международной системе командования. Эту новую миротворческую миссию будут дополнять иностранные полицейские силы, действующие под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая станет координировать деятельность существующих де-факто абхазских сил безопасности.

Как и в случае с Косово и Боснией, гражданские советники из ООН и ЕС будут работать вместе со своими коллегами в различных абхазских министерствах, совершенствуя их управленческие навыки и обеспечивая соответствие их административной работы приемлемым нормам и стандартам. Международный совет сможет установить процедуру и порядок рассмотрения имущественных претензий и возвращения беженцев в избранные районы. ЕС, как и ОБСЕ в Косово, будет обеспечивать соблюдение демократических норм.

Привлечение международного сообщества к урегулированию конфликта облегчит Абхазии процесс долгожданной интеграции в системе региональной и мировой экономики. Находясь под опекой ООН, Абхазия будет иметь право на получение стабилизационных финансовых средств от Международного валютного фонда, а также кредитов от Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Столица Сухуми будет налаживать прямые связи с Брюсселем, Вашингтоном и другими глобальными центрами. Абхазские власти и частные компании смогут даже получать независимые кредитные рейтинги для обеспечения международного финансирования. Налаживание гарантированной мировым сообществом системы безопасности поможет также формированию более конструктивных отношений между Тбилиси и Сухуми. Это, в свою очередь, даст всем сторонам больше возможностей для доступа к мировой экономике и формирования общих интересов среди деловых сообществ региона.

Выдвижение такого комплекса предложений поставит Абхазию перед необходимостью сделать фундаментальный выбор: присоединиться к мировому сообществу, приобретя статус контролируемой территории, или остаться в полной изоляции и в зависимости от России.

Преимущества для Грузии также совершенно очевидны. Вместо того чтобы тратить силы и средства на решение политически взрывоопасного вопроса о статусе, интернационализация процесса урегулирования конфликта позволит Тбилиси сосредоточить внимание на реконструкции и создании необходимых институтов. Это очень важно, поскольку единственная реальная надежда Грузии на возврат в свой состав Абхазии зависит от ее превращения в стабильное, процветающее и открытое демократическое государство, привлекательное для абхазского народа.

В то же время, такая интернационализация позволит Европе и России расширить объем взаимоотношений, отойдя от противостояния из-за Грузии, и Москва сможет продемонстрировать свое лидерство. Поддержав такой план, Москва докажет, что твердо намерена добиваться стабильности на Кавказе, участвуя в санкционированном мировым сообществом правовом процессе.

Александр Кули - доцент политологии Барнард-колледжа (Barnard College) Колумбийского университета (Columbia University), соавтор выходящей в 2009 году книги "Договаривающиеся государства: передача суверенитета в международных отношениях" ("Contracting States: Sovereign Transfers in International Relations"). Борут Гржич - основатель и директор Института стратегических исследований в Любляне.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 15 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

______________________________________

И снова к вопросу о войне России и Грузии ("Business Week", США)

Грузия: стереть следы поражения ("Liberation", Франция)

Грузинская версия войны с Россией поставлена под сомнение ("The New York Times", США)

Уроки грузинской войны ("Asia Times", Гонконг)

* * * * * * * * * * *

Мой личный друг - Genosse Ленин (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Корни русского мазохизма (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

В.Новодворская: Русская интеллигенция - наследница евреев (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Партия - детям! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)