Историки порой делятся на "объединителей" и "делителей". Делители любят нарезать существующие проблемы на множество мелких частей. Объединители предпочитают связывать их воедино.

Потенциальных ближневосточных миротворцев можно классифицировать точно так же. Объединителям нужно "всестороннее мирное урегулирование", в рамках которого объединяются все проблемы региона - Ирак, Сирия, Израиль/Палестина и даже Иран. Делители предпочитают решать все эти проблемы отдельно.

Британский министр иностранных дел Дэвид Милибэнд (David Miliband) воспользовался днем президентских выборов в США, чтобы выступить в роли "объединителя". Он произнес речь, в которой утверждал, что "единственный способ решения палестинской проблемы заключается в ее рассмотрении в рамках более масштабного движения в сторону нового построения на Ближнем Востоке ... В центре урегулирования находится палестинское государство, но это должно быть частью более масштабной мирной договоренности между Израилем и арабским миром".

Милибэнд считает, что даже Иран должен стать частью этой объединенной проблемы. Он заявляет, что "иранская ядерная программа представляет угрозу не только для Израиля, но и для стабильности на всем Ближнем Востоке ... в связи с чем комплексный и всесторонний подход становится еще более актуальным".

Привлекательные стороны такого "объединения" очевидны. Мысль о том, чтобы одним махом решить все проблемы на Ближнем Востоке, вызывает упоение. Действительно, все эти проблемы взаимосвязаны. Можно привести хотя бы один пример. Отвратительные отношения между США и Ираном подталкивают Тегеран к созданию проблем в Ливане и Палестине, для чего он оказывает поддержку "Хезболле" и движению ХАМАС.

Хотя в качестве аргумента такое объединение проблем довольно действенно, в качестве политики оно может потерпеть неудачу. Налицо три очевидные проблемы. Во-первых, существует риск возникновения чрезмерных амбиций. Если ничего не решается до тех пор, пока не будет решено все, есть опасность, что вы останетесь в итоге ни с чем.

Во-вторых, есть другая трудность: с какого конца начинать атаковать объединенную проблему. Осыпаемые сегодня бранью неоконсерваторы тоже были объединителями. Но они полагали, что ключом к трансформации всего Ближнего Востока являются перемены в Ираке. Милибэнд, подобно большинству европейских политиков традиционного толка, считает таким ключом мирное урегулирование между Израилем и Палестиной.

Это приводит нас к третьей проблеме такого комплексного объединения. Пока не ясно, обеспечит ли прогресс в одной области гарантированные развязки в другой. Представим себе, что иранцев каким-то чудом удалось убедить отказаться от своих ядерных амбиций. Неужели это автоматически приведет к созданию жизнеспособного палестинского государства? Конечно, нет. Давайте зайдем с другой стороны. Скажем, израильтян каким-то чудом удалось убедить предоставить палестинцам прочную государственность. Неужели это заставит иранцев отказаться от всех мыслей о создании ядерного оружия? Конечно, нет. На самом деле, объединение иранской и израильско-палестинской проблемы может самопроизвольно сыграть на руку Ирану. Ведь в этом случае он автоматически становится легитимным игроком в Газе и Ливане.

Наверное, право на существование имеет более скромное утверждение: значительный прогресс в одной области улучшает перспективы успеха в другой. Таким образом, в случае сближения между Ираном и США и отказа Тегерана от поддержки ХАМАС израильтяне почувствуют себя более защищенными. В итоге будет легче обеспечить мирное урегулирование на Ближнем Востоке. Точно так же, создание настоящего палестинского государства устранит источник недовольства и обид по отношению к Западу во всем регионе. В итоге ослабнут злобные антизападные режимы, такие как иранский.

Так как же на все это будет реагировать избранный президент Барак Обама? Кем он окажется - объединителем или делителем?

Я думаю, с точки зрения практической политики, Обаме придется делить проблемы на части. Вопросы состояния американской экономики будут занимать большую часть его рабочего времени. А когда он обратится к внешней политике, израильско-палестинская проблема окажется далеко не первой в списке его приоритетов. Жесткий порядок очередности будет таким: Ирак, Афганистан, изменения климата, Иран, мировая экономика и Россия. Он посчитает, что иранская ядерная проблема слишком важна, чтобы дожидаться прогресса в израильско-палестинском урегулировании. Вывод войск из Ирака - это главное его обещание, и его придется выполнять вне зависимости от того, что произойдет с Израилем. Если администрация Обамы увидит шанс на достижение успеха в Ливане или в отношениях с Сирией, то она будет решать эти вопросы по мере их возникновения.

Европейские дипломаты, которым уже пришлось иметь дело с представителями новой американской команды, слышали от них, что Обама считает израильско-палестинскую проблему приоритетной, и намерен начать работу над ее решением довольно скоро. (Многие говорят, что президент Билл Клинтон (Bill Clinton) в свой второй президентский срок вышел из процесса ближневосточного урегулирования слишком рано, и что его ошибку повторил президент Джордж Буш.) "Серьезные" обязательства Обамы не означают, что он незамедлительно начнет проведение важной международной конференции. Даже простое назначение высокопоставленного посланника для урегулирования этой проблемы будет расценено как серьезное и искреннее намерение.

Обама вполне может пойти на такой шаг. Но я сомневаюсь, что он захочет тратить значительный политический капитал и время на ближневосточный процесс мирного урегулирования, когда его внимания требует такое большое количество других приоритетных проблем.

Тем не менее, отложить израильско-палестинскую проблему в долгий ящик было бы стыдно. И дело не в том, что она является ключевой для урегулирования всех других вопросов на Ближнем Востоке. Дело в том, что относительно спокойная в данный момент ситуация все равно остается взрывоопасной, нестабильной и катастрофической для населения. Проигнорируйте палестинскую проблему, когда все спокойно - и она обязательно вернется в повестку дня, взорвавшись в самый неподходящий момент.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 15 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

___________________________________________

Ф.Фукуяма: Новая эпоха ("The American Interest", США)

Триумф и трагедия на Ближнем Востоке ("The Guardian", Великобритания)

Что новый президент США может дать миру? ("The Globe And Mail", Канада)

* * * * * * * * * * * * * * *

Тоталитарист Нахимов (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Чистка путинских кадров (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Вечная молодость партийных отпрысков (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Религия зла (Общественная палата читателей ИноСМИ)