Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Мягкая сила" на подъеме. Но жесткая сила всегда может подмять ее под себя

Несмотря на дуновение принесенного Обамой свежего ветра, факт остается фактом: великие державы всегда полагаются на свою экономическую и военную мощь

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Примерно 15 лет назад некоторые ученые мужи заговорили о важности "мягкой силы" в международных делах. Это понятие они определяли как способность обретать друзей за рубежом и убеждать другие страны соглашаться на ту политику, которая тебе нужна. По своей природе "мягкая сила" очень отличалась от силы жесткой - то есть, от военной мощи и экономического влияния. Но тем не менее, она была вполне реальна...

Примерно 15 лет назад некоторые ученые мужи заговорили о важности "мягкой силы" в международных делах. Это понятие они определяли как способность обретать друзей за рубежом и убеждать другие страны соглашаться на ту политику, которая тебе нужна. По своей природе "мягкая сила" очень отличалась от силы жесткой - то есть, от военной мощи и экономического влияния. Но тем не менее, она была вполне реальна. Так, начавший рушиться при Брежневе Советский Союз ослаб из-за того, что оказался в культурном и идеологическом плане непривлекательным для других народов, за исключением, пожалуй, разваливающихся режимов Кубы и Северной Кореи. В отличие от СССР, обладавшие огромным потенциалом такой "мягкой силы" Соединенные Штаты Америки (здесь и английский язык, и Голливуд, и Уолл-стрит с его манерой вести дела, и демократия, и институты Бреттон-Вуда) выиграли от такой дополнительной меры власти и влияния.

Но у "мягкой силы" всегда была одна черта, которая снижала ее действенность по сравнению с военной мощью или с экономической устойчивостью. Вы могли обрести такую силу, потом утратить ее, потом снова обрести очень и очень быстро. Администрация Буша показала нам яркий пример того, как быстро Соединенные Штаты могут разрушить свою привлекательность, сосредоточившись на односторонних, грубых и неуклюжих действиях неоконсерваторов, и не обращая внимания на мировое общественное мнение. Поэтому не удивительно то, как обрадовался внешний мир, став свидетелем решительной победы на выборах Барака Обамы. Все! Кошмар закончился. "Мягкая сила" снова одержит верх.

Но прежде чем мир вообразит, что Обама может ходить по воде аки посуху, нам, видимо, следует подумать, чего можно добиться благодаря такому возрождению привлекательности США и мягкой силы. Увы, здесь нам придется вернуться в отвратительный мир "жесткой" силы с ее экономическими и геополитическими реалиями.

Мягкая сила не сумеет расплатиться за импортную нефть и газ, за ввезенные из-за рубежа автомашины, за электронику, посуду и детские игрушки. Она не сможет остановить глобальный распад компании General Motors, как не смогла остановить крах Lehman Brothers. Похоже, что мягкая сила оказывает очень незначительное влияние на бешеные скачки обменного курса доллара: когда усиливается торговый дефицит, "зеленые" слабеют; а когда инвестиционные фонды забирают свои деньги назад из Бразилии и Канады, доллар поднимается, как поплавок на волне после поклевки, пусть и не надолго. Если Азия утратит желание покупать самолеты компании Boeing, то никакие чары и обаяние Обамы это процесс не остановят. Но еще важнее другое: если Азия решит, что слишком рискованно продолжать скупку американских казначейских облигаций (а Бен Бернанке (Ben Bernanke) и Генри Полсон (Henry Paulson) планируют в ближайшие месяцы выставить их на рыночную продажу в огромном количестве), то весь Белый Дом со своим гламурным ореолом окажется бессилен.

Но и это еще не все. Американская мягкая сила не в состоянии управляться с долгосрочными изменениями в мировом балансе экономики. В этом она не более всесильна, чем сменивший на посту британского премьера Дизраэли Гладстон, которому, несмотря на его большую привлекательность по сравнению с неспокойным предшественником, так и не удалось остановить падение глобального влияния викторианской Британии.

Международная финансовая система уже не такая, какой она была во времена Бреттон-Вудской конференции, когда лишь одна страна в мире могла восстановить мировую систему торговли и валют. Недавно центробанки Британии, Германии, Японии, Швейцарии, а также Европейский центробанк предприняли отчаянные усилия по поддержанию ряда важнейших банков - одного за другим, страна за страной. Из этого удалось извлечь один важный урок. Инициативу взяли на себя указанные страны. А США лишь неохотно следовали за ними, но не шли впереди.

Та же тенденция прослеживается и в МВФ. Это еще один американский институт, ускользающий из рук господствовавшего в нем на протяжении полувека основателя. Как же изменился мир! Мы снова вернулись к многополярной системе, нравится это американским неоконсерваторам и либеральным империалистам или нет.

То же самое можно сказать и о военно-стратегической области. Возникает вопрос: как именно США предполагают использовать свою подлатанную мягкую силу против все более напористой, самоуверенной и националистически настроенной России, испытывающей жгучую боль от распада собственной империи и твердо намеревающейся уравновесить влияние мирового гегемона? Может быть, нам и не нравится Владимир Путин, но судя по внутрироссийским опросам общественного мнения, он пользуется даже большей популярностью среди россиян, чем Обама среди американцев. И что может противопоставить Голливуд и теория демократического мира ракетам в Калининградской области?

Что может сделать обладающий неоспоримым шармом избранный президент перед лицом небывалого наращивания военно-морской мощи Китая и Индии с их неслышными подводными лодками, ракетами большой дальности и спутниками? Наиболее вероятный ответ таков: почти ничего. Не удивительно, что офицеры из военно-морского колледжа в Род-Айленде, изучающие военно-морские возможности Китая, засиживаются на работе допоздна. Для этих парней мягкая сила мало что значит. Они помнят старую историю о договорах, не подкрепленных мечами.

Решительная победа Обамы породила мощное доброжелательное отношение. Возбудились все, кроме самых тупых и близоруких. Но такое всеобщее позитивное отношение должно немного утихнуть с приходом понимания того, что Обама занимает пост президента в один из самых трудных и неспокойных периодов в современной истории. Ему придется управлять страной, которая занимает в мире далеко не такие господствующие позиции, как во времена Вильсона, Трумэна и Кеннеди. И хотя Обама очень популярен на международной арене, великие державы только на мягкой силе держаться не могут.

Пол Кеннеди - преподаватель истории в Йельском университете (Yale University), автор книги "Восход и закат великих держав" (The Rise and Fall of the Great Powers).

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 15 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

________________________________

П.Кеннеди: Америка вернет себе 'мягкое влияние'? ("The International Herald Tribune", США)

Ф.Фукуяма: Новая эпоха ("The American Interest", США)

Смогут ли США воссоздать себя в качестве "империи любви"? ("The Boston Globe", США)

* * * * * * * * * * * * * * *

Советский ракетно-космический миф (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Тоталитарист Нахимов (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Чистка путинских кадров (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Вечная молодость партийных отпрысков (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Религия зла (Общественная палата читателей ИноСМИ)