Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'У нас нет права на жизнь?'

Жители Южной Осетии во время войны и сегодня. Беседа с тремя жителями Цхинвали

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузия получает пять миллиардов американских долларов, Южная Осетия - ничего. Обоснование было следующим: мы - часть Грузия и могли бы получить помощь через Тбилиси. Сейчас невозможно представить, чтобы у нас с Грузией были дружеские отношения - в Цхинвали все еще чувствуется запах гари. Но позже: почему нет? Мы - соседи, и новые поколения протянут друг другу руку. Но сейчас Запад не заботится об этом, он занимается лишь Грузией под девизом Джона Маккейна: 'Сейчас мы все грузины'

Сейчас в Федеративной Республике находятся три свидетеля нападения грузинской армии на Южную Осетию, которое было осуществлено в ночь с 7 на 8 августа. Мира Валентиновна Цховребова с 1975 года преподает английский язык в Университете южноосетинской столицы Цхинвали. Мария Феликсовна Котаева - преподавательница английского языка в средней школе города. Инал Ильич Плиев перед началом войны был начальником информационного отдела юго-осетинской части Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта (СКК), в которой представители России, Южной Осетии и Грузии осуществляли контроль за заключенным в 1992 году перемирием между Грузией и Южной Осетии. В понедельник они посетили редакцию и побеседовали с журналистами.

В пятницу в 19 часов они примут участие в мероприятии, посвященном кавказской войне, в дискуссионном клубе газеты Junge Welt-Ladengalerie по адресу Torstraße 6, 10119 Berlin (U 2 Rosa-Luxemburg-Platz, Straßenbahnen M12, 8, Busse TXL, 200, 240 Haltestelle Prenzlauer Allee/Mollstraße).

В чем цель Вашей поездки?

Мира Цховребова: Для нас речь идет о трех вещах: первое, сейчас конфликт на Кавказе обсуждается совершенно отдельно от фактических событий. При этом на повестке дня стоит не только война между Грузией и Южной Осетии, а война между Грузией и Россией. Мы хотели бы снова повернуть вещи в том направлении, к которому они относятся. В ночь с 7 на 8 августа Грузия с помощью тяжелых вооружений - артиллерия, ракеты и другие орудия - напала на Южную Осетию. Грузинские войска разрушили наш город и убили много гражданских жителей, у нас были тяжелые потери. Если бы 10 августа российская армия не вошла в Цхинвали, мы бы сегодня здесь не сидели и не говорили бы об этой войне.

Второе, мы хотели бы пояснить то, что Грузия виновна в геноциде, а именно третий раз за последние сто лет. Мы предоставили доказательства Международному суду и другим инстанциям.

Третье - наша позиция. Россия спасла наш народ. Поэтому мы благодарны России. Это мы хотим сообщить.

Что именно произошло в ночь с 7 на 8 августа?

Мария Котаева: Для меня, как и для всех нас это началось в 23:30, когда мы хотели пойти спать. Я получила SMS от моего друга: 'Спускайся вниз на первый этаж. Началась война'. Сначала я позаботилась о своей бабушке, которая жила в другом доме, помогла ей спуститься - она старенькая и плохо ходит. Так мы потом и сидели внизу в доме в свете свечей, электричества не было. Когда под обстрелом разбились окна и двери, наши соседи настояли, чтобы мы пошли в их подвал. Там мы потом сидели тесно прижавшись друг к другу, среди нас был трехмесячный ребенок. Крыша дома начала гореть, но у нас не было возможности ее потушить. Грузины еще задолго до этого перекрыли воду. Любая попытка добраться в город была бессмысленна, так как обстрел ни на секунду не прекращался. Если бы русские не пришли, я думаю, что мы бы не выжили.

Итал Плиев: Я сначала хотел бы немного сказать об атмосфере, в которой вспыхнул конфликт. Наряду со Смешанной контрольной комиссией по соблюдению перемирия 1992 года, в которую входили грузинские, российские и южноосетинские военные, в Цхинвали работало бюро Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Комиссия и миссия ОБСЕ готовили рапорты по ситуации. Эти рапорты были подписаны офицерами всех сторон, это означает, что они были очень объективными. Но через грузинскую сторону в штаб-квартиру в Вене попадали те секретные донесения ОБСЕ, в которых не упоминалось о нарушениях перемирия со стороны Грузии, скрывалась информация о пытках и убийствах южноосетинских граждан. Естественно, с обеих сторон были большие или меньшие нарушения соглашения. Если виновной оказывалась южноосетинская сторона - даже если речь шла о незначительных проступках - рапорты миссии ОБСЕ содержали три абзаца, грубые нарушения грузин упоминались коротко. Так, например, всем сторонам было запрещено пролетать над зоной конфликта. Грузины часто нарушили эти предписания - в рапортах ОБСЕ об этом нельзя было прочитать.

Вечером 7 августа мы получили информацию о том, что Грузия стягивает [к городу] тяжелое вооружение. Мы дали сигнал тревоги, проинформировали всех уполномоченных, а также миссию ОБСЕ. Но она никак не отреагировала. Я был у себя, когда начался артиллерийский обстрел. Я уже был свидетелем обстрелов Цхинвали и привык к этому, но артиллерийский огонь в эту ночь был интенсивным и необычным. Земля дрожала, и все везде горело. Было невозможно покинуть здание. Но, когда стало светать, была небольшая пауза примерно в десять минут. В это время трое людей попытались перебежать в более безопасное место. Я отправился в штаб-квартиру Смешанной контрольной комиссии, но здание было полностью разрушено, много военнослужащих погибло. Выяснилось, что российских и южноосетинских миротворцев убивали грузинские 'миротворческие войска', это означает, что они направили оружие на своих коллег.

Какова сегодня ситуация в Цхинвали и в Южной Осетии?

Мира Цховребова: С начала войны прошло уже три месяца. Естественно, город начал восстанавливаться, но скоро зима, и она холоднее, чем в Берлине. К тому же у нас нет денег, поддержка приходит только из России.

Есть ли помощь от международных организаций?

Инал Плиев: Грузия получает пять миллиардов американских долларов, Южная Осетия - ничего. Обоснование было следующим: мы - часть Грузия и могли бы получить помощь через Тбилиси. Но, во-первых, Южная Осетия - не часть Грузии, а, во-вторых - Грузия стала бы блокировать любую помощь для Южной Осетии. У нас уже есть подобный опыт. Два года назад в Брюсселе на высоком уровне, включая Грузию, была подписана программа восстановления для Южной Осетии, но деньги - восемь миллионов евро были направлены в Тбилиси. Там все было заморожено - деньги для школ, больниц, обеспечения водой и т.д.

Нет никакой даже элементарной помощи?

Мира Цховребова: Только помощь со стороны России.

Инал Плиев: Учреждения для стариков и детские сады полностью разрушены. 1 сентября школьные занятия начались в две смены. Многие люди еще живут в палатках, которые едва обогреваются, но это же палатки. Кто живет в домах, тот делит помещение со многими другими.

Мира Цховребова: Грузины сначала разрушили жилые дома, потом административные здания. Во время десятиминутной паузы после четырех часов непрекращающегося обстрела многие отправились в больницу Цхинвали, которая была полностью разрушена. Университет, где я преподаю, был уничтожен огнем. В 90-е гг. больницы, школы, детские сады, театр также были их целями в войне. Театр они сознательно превратили в клоаку. Для них речь шла об очень личной мести нашему населению.

Каковы перспективы для Южной Осетии?

Мира Цховребова: Наша давняя мечта - стать независимыми. Сейчас мы не собираемся присоединяться к Российской Федерации, но хотели бы объединиться с Северной Осетией. Сталин не только расколол Германию, но также и Осетию. У Вас это удалось исправить, мы хотим, чтобы у нас было то же самое. Но сейчас мы хотим быть независимым государством.

Как Вы собираетесь преодолеть позицию Запада?

Мира Цховребова: Ни у кого не должно быть иллюзий, что Южная Осетия вернется в состав Грузии. Наш язык, наша культура, наша истории - совершенно иная. Сейчас невозможно представить, чтобы у нас с Грузией были дружеские отношения - в Цхинвали все еще чувствуется запах гари. Но позже: почему нет? Мы - соседи, и новые поколения протянут друг другу руку. Но сейчас Запад не заботится об этом, он занимается лишь Грузией под девизом Джона Маккейна: 'Сейчас мы все грузины'.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 14 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

__________________________________

Хорошая и плохая новость для Грузии ("Project Syndicate", США)

Грузия надеется на помощь ЕС ("Berliner Zeitung", Германия)

Позорное нападение Грузии на Южную Осетию ("Los Angeles Times", США)

Джон Маккейн: Мы все грузины ("The Wall Street Journal", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

П.Чаадаев: Александр I и польский вопрос (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Черный ящик" российского бизнеса (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Советский ракетно-космический миф (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Валерия Новодворская: Родине-Мачехе не устоять (Общественная палата читателей ИноСМИ)