Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китай - это Албания, увеличенная в 350 раз. Или нет?

Китай кажется страной возможностей, где всецело правят деньги, то есть этакой Америкой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Есть такой факт - и иногда о нем даже говорят вслух - что если наложить карту Китая поверх карты США, то можно заметить немалое сходство между этими странами...

Есть такой факт - и иногда о нем даже говорят вслух - что если наложить карту Китая поверх карты США, то можно заметить немалое сходство между этими странами.

Площадь у стран почти одинаковая - на каждую приходится по 6,5 процента суши, - кроме того, занимаемые ими территории имеют сходную форму (не считая Аляски; но зато у китайцев не будет своей Сары Пэйлин (Sarah Palin)). Обе страны выходят к океану на востоке, где и сосредоточено основное богатство (у США есть такое же богатое западное побережье), и у обеих имеются огромные и сравнительно отсталые внутренние области. Исторически сложилось так, что главные города обеих стран (Пекин и Нью-Йорк) расположены на северо-востоке, а центры культа Микки-Мауса - на юге (соответственно Гонконг и Анахайм).

Это удивительно, но многие китайские ученые на вопрос о том, подражает ли их страна кому-либо, отвечают, что да, Китай подражает Америке. Кроме США (и России), в мире больше нет стран, имеющих такую большую площадь, такой протяженный выход к океану и такие амбиции. Даже с культурной точки зрения прослеживается определенное сходство. По сравнению, например, с Японией, где благодаря ориентированному на соблюдение этикета воспитанию искусство работника ставится выше коммерческого успеха, Китай кажется страной возможностей, где всецело правят деньги, то есть этакой Америкой.

Недавние события, однако, пошатнули веру Китая в пример США - и даже подточили то уважение, которое Китай испытывал к своей стране-наставнику. Вашингтон потратил годы, расписывая Пекину радости жизни при свободном рынке, а теперь собирает из обломков Уолл-стрит государственные предприятия. Некогда могучий американский автопром, о продукции которого мечтал каждый китаец, унизился до того, что обивает пороги политиканов с чашей для подаяний в руке. Еще немного, и в Вашингтоне начнут разрабатывать пятилетние планы развития экономики.

Конечно, с политической точки зрения репутацию США временно спас Барак Обама (Barack Obama). Победа кандидата от демократов была сочтена в Китае свидетельством величайшей гибкости демократической системы США и стала сюрпризом для всех, кто полагал, будто американцы никогда не изберут чернокожего человека президентом.

Однако с финансовой точки зрения золотой век Америки закончился. Китайские ученые обожают рассказывать историю о том, как Джордж Буш-младший (George W. Bush) умолял их президента Ху Цзиньтао не переставать покупать облигации (похоже, они учат ее наизусть).

'Помочь им может только Бог, а Обама - не Бог', - говорит преподаватель международных отношений в Народном университете Ши Иньхун. - 'Если они напечатают слишком много денег, рухнет весь финансовый базис их империи'.

У Китая на руках, похоже, все карты. Резервы его составляют почти два триллиона долларов (то есть 1,57 триллиона евро или 1,33 триллиона фунтов стерлингов), а банковская система на зависть простая и позволяет в случае надобности качать деньги в реальный сектор (Хэнк Полсон (Hank Paulson), ты записываешь?). Правительство может позволить себе потратить 586 миллиардов долларов на удержание роста на уровне 8 процентов в год (Хэнк Полсон, успеваешь?). Ученый Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama), еще недавно возвестивший об окончательной победе либерализма и демократии, теперь уже не уверен в прочности американской гегемонии. Недавно он заявил в интервью, данном Newsweek: 'Сила Америки в мировом масштабе идет на убыль, так как укрепляются прочие центры силы'.

Но Китай ведет себя отнюдь не так, как будто пробил его звездный час. До прошлых выходных, когда проходил саммит 'двадцатки', китайские официальные лица, когда речь заходила о строительстве новой финансовой системы, вели себя едва ли не застенчиво. По поводу того, что президенты Франции и Бразилии с радостью воспользовались моментом слабости США, один из представителей Китая сказал так: 'Мы очень рады, что [Николя] Саркози (Nicolas Sarkozy) и [Луиш Инасью] Лула да Силва (Luis Ignacio Lula da Silva) попали на первые полосы газет'.

Старший сотрудник инвестиционного департамента страховой компании China Life в (крупнейшей в мире!) Лю Лэфэй заявил, что Китай будет проявлять осторожность в работе с деривативами, но не потому, что им нельзя доверять, а потому, что может не хватить профессионализма. В военной области Китаем также была проявлена удивительная скромность: была признана стабилизирующая роль присутствия Тихоокеанского флота США, и не было сделано практически никакого намека на желание продемонстрировать собственную силу.

Для правительства страны такого размера, как Китай, пекинский режим на удивление нервно реагирует на такие мелочи, как, например, поток беженцев со стороны северокорейской границы. Конечно, Китай желает усилить свое положение на международной арене за счет участия в расширенном составе 'большой восьмерки' и в управлении реформированным Международным валютным фондом, но не в меньшей степени он обеспокоен тем, какие последствия это может иметь. Ведь большая открытость привлечет повышенное внимание как минимум к валютной, экологической и внешней политике Китая.

Китайцы твердо верят в то, что их страна является великой державой, но не менее велика и их нерешительность. Конечно, легко пройтись по набережной Вайтань в Шанхае и проникнуться видом великолепных зданий и хорошо одетых китайских нуворишей, попивающих свой холодный зеленый чай-латте и орущих в изящные мобильники. Но Шанхай - это еще не весь Китай, да и сам он по большей части совсем не блещет таким великолепием, как набережная.

Мощь и энергия, которую демонстрируют молодые и быстро растущие китайские города, поражает так сильно, что легко упустить из виду один простой факт: ВВП Китая на душу населения меньше, чем в Албании. С точки зрения покупательной способности валюты Китай стоит на сотом месте (ВВП 5325 долларов на душу населения) и отстает от Албании на четыре позиции.

Конечно, с населением в 1,3 миллиарда человек Китай располагает несравненно более мощной экономикой - примерно в 350 раз более мощной, чем в вышеупомянутой маленькой европейской стране. И размер действительно имеет значение. Однако до тех пор, пока Китай не добьется большей интеграции своих регионов, наверно, все-таки полезно будет рассматривать его как триста пятьдесят Албаний, а не как одну Америку.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 14 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

___________________________________________

Китай как друг, а не как враг ("Asia Times", Гонконг)

Спасают Америку, а радуется Китай ("The Washington Post", США)

Смотрите на восток: Китай - это лицо завтрашнего дня ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)

Кто будет лидером в Азии? ("Los Angeles Times", США)

* * * * * * * * * * * *

П.Чаадаев: Александр I и польский вопрос (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Черный ящик" российского бизнеса (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Советский ракетно-космический миф (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Валерия Новодворская: Родине-Мачехе не устоять (Общественная палата читателей ИноСМИ)