Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Миру предстоит выбор между порядком и хаосом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Относительное падение влияния США нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Оно будет ограничиваться экономическими и военными возможностями других крупных держав - а также, возможно, разочарованием собственно американцев, которым уже надоело, что их страна играет роль мирового полицейского. С другой стороны, хор радостного одобрения, которым мир встретил победу Обамы, подтверждает, что в большей его части Соединенные Штаты до сих пор воспринимаются как серьезный гарант безопасности. Америка еще как минимум на два десятилетия останется единственной в мире реальной сверхдержавой

Казалось бы, еще вчера все только и говорили, что о нехватке того или этого. Цены на энергоносители и сырье взлетали чуть не в стратосферу; нефть заканчивалась, на горизонте маячила нехватка продуктов питания, Россия восстанавливала силы, а Китай в борьбе за те самые последние ресурсы парадным маршем шел по Африке.

А что же сегодня? Рецессия во всех странах давит на цены; инвестиционных банков просто не стало; глобальную кредитную систему впору класть в реанимацию. Теперь больше всего боятся не инфляции, а, наоборот, дефляции. Цена на нефть рухнула, с лиц авторитарных лидеров - российского Владимира Путина и венесуэльского Уго Чавеса (Hugo Chavez) - сползла злорадная усмешка.

Когда Барак Обама (Barack Obama) стал кандидатом в президенты от демократов, он думал, что главными приоритетами для следующего президента станут Ирак и реформа системы здравоохранения. Никто тогда не сказал ему, что впереди банкротство крупнейших банков и такой экономический удар, какого США не испытывали со времен Великого Краха.

Масштаб и скорость произошедших перемен - серьезное предостережение любому, кто вздумает сегодня заглядывать за горизонт дня сегодняшнего. Здесь, кстати, невредно было бы вспомнить и то, что всего несколько лет назад говорили о 'звездном часе однополярности' и 'новой американской империи'. Думать, что в будущем все останется так, как есть здесь и сейчас - это всегда ошибка. История очень редко движется по прямой.

Что же в таком случае может будущий президент вычитать в объемистом томе, только что свалившемся на его голову стараниями умнейших голов Национального Совета по делам разведки (National Intelligence Council)? Ведь авторы четырехлетнего доклада 'Глобальные тенденции на период до 2025 года' (Global Trends 2025) именно этим и занимаются: пытаются очертить контуры мировой системы более чем через пятнадцать лет, выводя их чуть ли не по контурам кофейной гущи.

Ответ таков: прочесть этот труд Обаме все же надо, причем внимательно. Не потому, что ему досталась некая закрытая для нас, непосвященных, секретная версия, и не потому, что написан он людьми, нашедшими философский камень верных предсказаний - а потому, что первым шагом президента на новом посту должно стать осознание того, какие силы управляют политическими и экономическими изменениями в мире.

Авторы доклада не претендуют на то, что могут ответить на все вопросы. Собственно, и задача, ими заявляемая, сводится не к тому, чтобы предсказать конечную точку, в которую действия тех или иных сил приведут ситуацию, а раскрыть сущность этих сил и факторов. Необходимо отдать им должное: они сознательно отказываются от детерминизма того сорта, которым промышляют футурологи с нефтяной биржи. Если мир идет сегодня в том или ином направлении, это еще не значит, что траектория его движения предопределена.

Один из важных пунктов документа - политические лидеры, и в первую очередь сам Обама, способны сегодня прокладывать для мира альтернативные пути. Не менее важно, пусть и не написано открытым текстом, то, что решения, которые будут приниматься в Белом доме в течение ближайших четырех-восьми лет, носят принципиально важный характер.

С первого взгляда, основной вывод - мир переживает рождение новой многополярной системы отношений - кажется уже заезженным. Важность его в том, что избранному президенту о неизбежности относительного падения влияния США в мире говорит не кто-нибудь, а его лучшие аналитики. В Вашингтоне хватает тех, кто запрещает даже думать о такой перспективе, называя ее зловредными измышлениями безмозглых европейцев - тем более, что об этом без устали трубит президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy).

С точки зрения Совета, к 2025 году подъем Китая, Индии и других стран будет 'одним из (подчеркнуто мной - прим. авт.) важных факторов изменений на международной арене, хотя и самым мощным'. За двести лет Соединенные Штаты настолько привыкли испытывать непрерывный подъем, даже когда находятся соперники, что привыкнуть к новой реальности будет нелегко.

Еще раз отметим: возобновление соперничества крупных держав - лишь часть формирующейся сегодня картины будущего. Кроме друг друга, государствам придется противостоять подпитываемым глобализацией силам, стоящим вне государственных систем. Собственно, стены государств уже пробуют на прочность и крупные корпорации, и религиозные фанатики, и преступные группировки, и неправительственные фонды.

Остается представить, что все эти геополитические и общественные изменения происходят на фоне изменения климата, разгула терроризма, распространения оружия массового поражения, демографических ям, миграции и конкуренции за доступ к ресурсам - и начинаешь понимать, насколько сложная получается картина. Добавить в эту формулу все известные неизвестные - а также те неизвестные, про которые неизвестно, есть они или нет, - тут у любого голова разболится. Намедни Обама как-то говорил, что иногда задается вопросом: а с чего должен начинать работу новый президент? Если прочесть доклад Национального Совета, начинаешь понимать, откуда у него такие мысли.

С достаточно высокой долей вероятности можно сказать одно: глобальная система, контуры которой были очерчены в 1945 году, не выдержит груза стартующей эпохи резких перемен. Миропорядок, центром которого была политическая, культурная и экономическая гегемония Запада, вряд ли переживет перераспределение глобальной власти и влияния.

Конечно, вряд ли те страны, которые сегодня на подъеме, захотят ломать старую систему, как пытались сделать это в двадцатом веке Германия с Японией. Более вероятна тенденция к раздроблению и нестабильности: из нынешнего порядка новые державы постараются взять все, что для них подходит, но при этом будут стараться сохранить свободу маневра, не связывая себя ограничениями этого порядка.

Получится некая ситуация по принципу 'многополярность без многосторонности', характеризуемая отсутствием какой-либо единой системы мирового управления. То, что происходит сегодня, явно ведет к образованию 'лоскутной схемы': действия различных сторон будут спонтанны, часто будут перекрывать и не будут дополнять друг друга; временные коалиции государств и международные организации будут своими действиями подрывать способность Организации Объединенных Наций к проведению эффективных многосторонних действий. В этом отношении, утверждают авторы доклада, само слово 'международный порядок' выглядит как-то не к месту.

Правда, в предыдущем абзаце главное - это оговорка о 'том, что происходит сегодня'. Степень упорядоченности изменяющейся системы в постоянной борьбе с хаосом во многом будет зависеть от решений, которые будут принимать политические лидеры, начиная с сегодняшнего момента. Если не делать ничего - это прямой путь к хаосу. Но если что-то делать - то надо напрягать воображение и создавать новую архитектуру, в которой нашлось бы место всем и каждому.

Что касается Соединенных Штатов, то относительное падение их влияния нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Влияние США будет ограничиваться экономическими и военными возможностями других крупных держав - а также, возможно, разочарованием собственно американцев, которым уже надоело, что их страна играет роль мирового полицейского. С другой стороны, хор радостного одобрения, которым мир встретил победу Обамы, подтверждает, что в большей его части Соединенные Штаты до сих пор воспринимаются как серьезный гарант безопасности. Америка еще как минимум на два десятилетия останется единственной в мире реальной сверхдержавой. Решения, принятые в Вашингтоне, будут все равно иметь более сильные последствия для развития системы международных отношений, чем решения любого другого глобального игрока.

Именно это в политологии называется 'прерогативой человеческого фактора'. Оглянитесь на прошедшее столетие: и плохое, и хорошее, что в нем было, исходило в основном от политических лидеров. То же самое будет и в ближайшие десятилетия. В этом и есть смысл доклада: плохой исход возможен, но не неизбежен.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 14 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

___________________________________________

Девиз дипломатии Буша - 'лучше никогда, чем поздно'. На этот раз он прав ("The Washington Post", США)

Момент кризиса старого миропорядка ("The Financial Times", Великобритания)

Смотрите на восток: Китай - это лицо завтрашнего дня ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)

Кто будет лидером в Азии? ("Los Angeles Times", США)

* * * * * * * * * * * *

П.Чаадаев: Александр I и польский вопрос (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Черный ящик" российского бизнеса (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Советский ракетно-космический миф (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Валерия Новодворская: Родине-Мачехе не устоять (Общественная палата читателей ИноСМИ)