Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Приоритеты новой администрации на Ближнем Востоке

Никогда еще шансы на успех не были так велики, а последствия неудачи настолько серьезны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Избрание Барака Обамы (Barack Obama) 44-м президентом США - событие поистине исторического значения. В конце концов наше общество сумело объединиться как никогда еще за всю долгую историю нашей великой страны. Этот подлинный триумф американского духа можно только приветствовать.На следующий день после выборов бурная радость охватила не только нашу страну, но и все часовые пояса планеты - такого мы уже давно не наблюдали. Эйфория, конечно, вещь преходящая, но нам стоит попробовать воспользоваться этим приливом энергии, чтобы...

Friday, November 21, 2008; A23

Избрание Барака Обамы (Barack Obama) 44-м президентом США - событие поистине исторического значения. В конце концов наше общество сумело объединиться как никогда еще за всю долгую историю нашей великой страны. Этот подлинный триумф американского духа можно только приветствовать.

На следующий день после выборов бурная радость охватила не только нашу страну, но и все часовые пояса планеты - такого мы уже давно не наблюдали. Эйфория, конечно, вещь преходящая, но нам стоит попробовать воспользоваться этим приливом энергии, чтобы привлечь совместные усилия всех американцев к решению насущных проблем, с которыми сталкивается наша страна.

Через два месяца, когда Обама вступит в должность, он сразу же столкнется с целым рядом сложных внешнеполитических вопросов, претендующих на его первостепенное внимание, причем у каждого из них найдутся 'лоббисты' среди его советников. Нам, однако, кажется, что самой приоритетной проблемой должно стать мирное урегулирование на Ближнем Востоке.

Пожалуй, ни в одном регионе мира избрание Обамы не было воспринято так позитивно, как на Ближнем Востоке. Если новая администрация сразу же проявит внимание к израильско-палестинскому спору, это будет способствовать укреплению 'аванса' доброй воли, порожденного результатом американских выборов. Не все на Ближнем Востоке считают 'палестинский вопрос' важнейшей проблемой региона, но ощущение совершенной по отношению к палестинцам несправедливости, которое он порождает, абсолютно реально и весьма широко распространено.

К сожалению, интенсивные усилия, предпринимавшиеся нынешней администрацией за последний год, не позволят решить эту проблему до 20 января. Однако если мы ослабим внимание к ней, это лишь усилит на Ближнем Востоке впечатление, что к региону относятся предвзято, что им пренебрегают. Это может породить новую вспышку насилия между конфликтующими сторонами, или в Ливане, или в Газе, что сведет к нулю весь достигнутый прогресс, и отбросит стороны назад, к началу процесса. Не стоит забывать и о другой вероятности: палестинцы, израильтяне, или и те и другие, могут отказаться от принципа 'двух государств' - с самыми прискорбными последствиями для всех.

Урегулирование палестинского вопроса оказало бы позитивное воздействие на ситуацию во всем регионе. Оно позволило бы арабским государствам снова поддержать лидирующую роль США в решении ближневосточных проблем - как это происходило до вторжения в Ирак. Оно сильно ослабило бы популярность "Хезболлы" и ХАМАС, во многом связанную с бедственным положением палестинцев. Наконец, изменился бы психологический климат в регионе, вынуждая Иран поумерить амбиции и 'перейти к обороне'.

Основные элементы возможного мирного соглашения уже хорошо известны. И важнейшей составляющей любой новой инициативы США в этом вопросе должно стать публичное заявление президента о том, какими, по мнению нашей страны, должны стать главные параметры, обеспечивающие справедливый и прочный мир между Израилем и Палестиной. Речь идет о четырех принципах: возврате к границам 1967 г. с небольшими, обоюдными и взаимно согласованными модификациями; замене права возвращения палестинских беженцев в родные дома денежной компенсацией; превращении Иерусалима в столицу обоих государств; и отказе от милитаризации палестинского государства.

Кроме этого, понадобится снять озабоченность Тель-Авива проблемами собственной безопасности в случае передачи территорий палестинскому государству, неспособного оградить Израиль от действий террористов. Эту проблему можно решить за счет размещения в Палестине международного миротворческого контингента, например, натовского, который не только заменил бы израильские силы безопасности, но и обучал бы палестинских военных, чтобы они смогли действовать эффективно.

Пока слабость договаривающихся сторон ограничивает их возможности по достижению договоренности без посторонней помощи. Несомненно, ситуацию дополнительно осложняют предстоящие выборы в Израиле (они состоятся в феврале) и глубокий раскол между ФАТХ и ХАМАС в Палестине. Но если мирный процесс наберет обороты, ХАМАС вряд ли захочет остаться за бортом; этот же процесс даст израильтянам уникальную возможность высказать свою точку зрения о будущем собственной страны.

Нынешний тупик можно преодолеть, если президент четко и решительно выскажется о фундаментальных принципах мирного процесса; кроме того, ему следует проводить свою линию с упорством и настойчивостью. После этой инициативы - ни в коем случае не раньше - должен быть назначен высокопоставленный представитель, работающий над мирным процессом от имени президента и в соответствии с ориентирами, изложенными президентом. Подобная инициатива лидера США моментально получит поддержку как в стране, так и за рубежом, и окажет серьезнейшее вдохновляющее воздействие на народы Израиля и Палестины.

Утверждать, будто успешно решить эту важнейшую проблему будет несложно - значит пренебрегать опытом истории. Но сложившаяся на данный момент ситуация позволяет сделать вывод: никогда еще шансы на успех не были так велики, а последствия неудачи настолько серьезны.

Брент Скоукрофт занимал пост советника президента по национальной безопасности в администрациях Джеральда Форда и Джорджа Буша-старшего. Збигнев Бжезинский был советником по национальной безопасности у президента Джимми Картера. Бжезинский и Скоукрофт являются соавторами книги 'Америка и мир: беседы о будущем внешней политики США' ("America and The World: Conversations on the Future of American Foreign Policy")

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 14 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

______________________________

Обама - "делитель" ближневосточной проблемы? ("The Financial Times", Великобритания)

Барак Обама связывает ближневосточное урегулирование с возвращением Израиля к границам 1967 года ("The Sunday Times", Великобритания)

Новый президент США и вопросы международной обстановки ("Stratfor", США)

* * * * * * * * * * * *

Хватит ковыряться в носу! Голосуй за ИноСМИ! (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Гоголевский фашизм(Общественная палата читателей ИноСМИ)

П.Чаадаев: Александр I и польский вопрос (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Советский ракетно-космический миф (Общественная палата читателей ИноСМИ)