Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия вновь вспоминает о своих исламских корнях

Москва добивается установления особых политических отношений с лидерами арабских и исламских государств

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва добивается установления особых политических отношений с лидерами арабских и исламских государств, полагая, что она может играть историческую роль посредника между миром Запада и миром Ислама. На самом деле имеются три причины, объясняющие подобные притязания...

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Павел Гулькин, за что мы ему крайне признательны

_____________________________________________

Усиление многополярного диалога между "христианским Западом" и "исламским Востоком", а также очень важные задачи экономического характера поставили на одно из приоритетных мест во внешней политике Москвы вопрос о развитии отношений с исламскими правительствами, несмотря на то, что в период чеченской войны российская стратегия не считала своими союзниками традиционно лояльные к США такие страны, как Саудовскую Аравию, Египет и Турцию.

Владимир Путин, несмотря на трагические события, происходившие тогда в Чечне, стал первым немусульманским лидером, выступившем 10 октября 2003 г. с речью на сессии Организации исламской конференции. Это было его настоящим политическим и дипломатическим успехом. Россия стала наблюдателем этой всемирной организации, благодаря удивительно единодушной поддержке со стороны Ирана и Саудовской Аравии. Ее заявка на вступление в эту организацию была обоснована тем, что в Российской Федерации проживает 15% населения, исповедующего ислам, а 8 из 21 федеративных республик являются автономными и носят исламские названия.

С этого момента и Путин, и высокопоставленные российские официальные лица, среди которых — и министр иностранных дел Сергей Лавров, не переставали заявлять, что Россия "в некоторой степени является частью исламского мира". В интервью телеканалу 'Аль-Джазира' 16 октября 2003 г. бывший российский президент акцентировал внимание на том, что российские мусульмане в противоположность мусульманам, проживающем в Западной Европе, являются коренными жителями страны, хотя и оговорился, что до их прихода на российские земли здесь уже было распространено христианство.

До и после 11 сентября

На этой основе Москва добивается установления особых политических отношений с лидерами арабских и исламских государств, полагая, что она может играть историческую роль посредника между миром Запада и миром Ислама. На самом деле имеются три причины, объясняющие подобные притязания. Во-первых, Москва стремиться сгладить негативные последствия чеченской войны как внутри самой России, так и в других странах мира. Цель этого — не допустить или, по крайней мере, максимально ослабить поляризацию между русским этническим большинством и российскими мусульманами за счет укрепления у последних чувства принадлежности к единому государству. Путин в своем интервью так сказал об этом [у нас в стране] "отсутствует страх перед исламом". Это — не простая задача, с учетом всех происходящих сегодня процессов не только в Чечне, но и в других регионах, подозревающихся в происламских традиционалистских симпатиях, однако "нам нельзя приписывать террор никакой религии, культуре или тому или иному историческому наследию".

Если до и после событий 11 сентября 2001 г. чеченских повстанцев называли "традиционалистскими исламскими террористами", то сегодня говорят о "террористах, связанных с международными криминальными структурами, занимающихся контрабандой наркотиков и оружия", стремясь как можно меньше допускать ассоциаций с исламом.

В-вторых, анализ особых отношений между арабскими и исламскими странами выявляет официальную цель российской внешней политики, а именно: "укрепление многополярного мира", или иными словами поддержка и укрепление осей противодействия одностороннему доминированию США. Смыслом этого является извлечение максимальной пользы от изменения Вашингтоном своей политики в арабском и исламском мире.

Экономика и поиск самоидентификации

Прежний Советский Союз любил изображать себя естественным союзником арабских государств, борющихся с империализмом и "выбравших социалистический путь развития". Сегодняшняя Россия пытается выстроить прочные политические отношения не только с Ираном и Сирией, но и со странами, всегда бывших близкими с США, как например, Саудовская Аравия, Египет и Турция. Экономические соображения здесь занимают видное место, особенно в секторе энергетики, являющегося локомотивом возврата России на международную арену. Если Кремль в обозримом будущем начнет экспортировать ядерные реакторы в регион, Россия сможет завоевать серьезные международные конкурентные преимущества как минимум в двух областях высоких технологий и не скатится на позиции поставщика сырьевых энергетических продуктов. Так же обстоят дела и с поставками современных вооружений, а ведь в Советском Союзе эта отрасль была одной из немногих конкурентоспособных отраслей, хотя в девяностые она столкнулась с большим числом серьезных проблем качества.

Целью Кремля является не подписание формальных соглашений, Москва хочет установления сильных политических связей, не вынужденных, а столь же весомых и влиятельных, как Шанхайская организация сотрудничества, объединяющая Россию, Китай, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан. При этом, чтобы не оказаться в состоянии открытой конфронтации с США, Иран в Шанхайской организации является всего лишь наблюдателем.

В-третьих, современная политика России по отношению к исламскому миру — это противоречивый поиск идентичности в диапазоне от глобализма времен Советского Союза до сменившего его чисто политического прагматизма. Академик Сергей Рогов в 2005 г. написал в официальном журнале Министерства иностранных дел "исламский элемент в российской внешней политике — это, прежде, всего вопрос идентичности… Одним их факторов, препятствующих России стать национальным государством в европейском понимании этого термина, является то, что ее безопасность непосредственным образом зависит от связей с исламским миром".

Столкновение цивилизаций

Следует очень внимательно прислушаться к тому, что сказал в сентябре 2003 г. тогдашний министр иностранный дел Андрей Иванов, утверждавший, что война в Ираке привела к росту террористических нападений на российские территории, а также на другие страны. Эти слова были произнесены еще до трагедии в Беслане, рассматриваемой многими как одно из ужасающих последствий этой войны, и определившую жесткую позицию Москвы. Стоит также вспомнить, что Франция, Германия и Россия в Совете безопасности ООН заняли одинаковую позицию против развязывания этой войны, что вынудило США начать ее вопреки международным нормам. Москва надеялась, что образование подобного союза станет катализатором движения в сторону многополярности. Складывается впечатление, что высшие российские государственные деятели, включая Путина и президента Медведева, искренне обеспокоены опасностью претворения теории "столкновения цивилизаций" в жизнь. Российские политики уверены, что возможный удар США по Ирану по своим военным масштабам намного превзойдет операции в Афганистане и Ираке, а безоговорочная, ничем не сдерживаемая и растущая помощь Вашингтона Израилю может вылиться в катастрофу мирового масштаба, погрузив в хаос регион Ближнего Востока, находящийся в непосредственной близости к границам России и бывших советских республик.

Отношения с Ираном

Отличительными особенностями отношений между Россией и Ираном являются то, что они носят непростой и противоречивый характер. С точки зрения геополитический Тегеран рассматривается в качестве важного партнера, не говоря уже о том, что он — третий по значимости покупатель российской военно-технической продукции после Китая и Индии и при российской поддержке строит ядерный реактор. Обе страны активно содействовали вооружению оппозиционных движению Талибан партий в Афганистане еще до того, как туда вошли США. С другой стороны Москва критикует высказывания Махмуда Ахмадинежада в отношения Израиля, называя их "позорными" и оказывает давление на Тегеран, поддерживая позицию США при голосование в ООН, что создает Ирану определенные экономические проблемы. Одновременно Москва пытается помочь решить эти экономические проблемы, стремясь выказать себя перед США и другими странами в качестве искреннего сторонника идеи нераспространения ядерного оружия, подвергая свои отношения с Ираном большому риску. Иран также пытается убедить других в возможности урегулирования всех разногласий с МАГАТЭ и как можно дальше отодвинуть вероятность силового решения вопроса. Россия не считает возможным иметь непосредственно у своих границ государство, располагающее ядерным оружием, при этом поддерживает его право на использование ядерных технологий в мирных целях и всеми силами пытается противодействовать потенциальному нападению на него США, которое нанесет смертельный удар по стабильности в регионе.

Совместные страхи

Все эти внешне противоречащие друг другу позиции толкают Москву к еще большему политическому сближению с традиционно лояльными Вашингтону странами — Саудовской Аравией и Турцией, вместе опасающихся появления у Тегерана ядерного оружия, но также солидарно противящихся военному способу решения иранской проблемы.

Турция в результате иракской войны получила Курдистан — полусамостоятельное государство — проблему, которая только усугубиться, если режим в Иране в результате военного давления начнет колебаться. Россия, естественно, заинтересована в продолжении нормальных отношений с Анкарой, так как совместный товарооборот между этими странами неизменно растет, а уровень политических отношений — лучший за последние 200 лет. То же самое, хотя и в меньшей степени, касается отношений Москвы и Эр-Рияда. Путин стал первым российским и даже советским государственным деятелем такого уровня, посетившим Саудовскую Аравию. В ходе переговоров с саудовскими государственными деятелями он предложил подписать несколько соглашений о строительстве атомных станций и поставкам вооружений, а также попросил увеличить квоты для российских мусульман, которым разрешено посещать Мекку во время хаджа.

______________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru — Павел Гулькин

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей

___________________________________________

Другая Россия на Ближнем Востоке ("The American Chronicle", США)

Россия, ислам и Запад ("The American Chronicle", США)

'Подружка-мусульманка', которую Путин держит взаперти ("The Spectator", Великобритания)

Исламский ренессанс в Матушке России ("The Times", Великобритания)

Ближний Восток и новая игра России ("Stratfor", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * *

Батька снова кинул Кремль (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Расчленение Грузии. Секретный план (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Борис Немцов: Кремль в трауре (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Ющенко: мы — не хохлы! (Общественная палата читателей ИноСМИ)