Еще в июле 2003-го (!) известный американский евроатлантист Брюс Джексон в интервью 'ЗН', прогнозируя развитие отношений нашей страны с НАТО, говорил о том, что 'Украина будет иметь наилучшие шансы присоединиться к НАТО в течение следующих пяти лет'. Эксперт считал: если Украина проведет быстрые реформы, то она 'будет иметь все основания надеяться на формальное приглашение к участию в Плане действий относительно членства на саммите НАТО в мае 2004 г.'. 'Неприсоединение к ПДЧ в 2004 г. будет серьезно угрожать евроатлантическим устремлениям Украины', - как в воду глядел Б.Джексон пять с половиной лет назад.

В октябре 2005-го 'ЗН', опираясь на прогнозы и расчеты экспертов, расписало график евроатлантической интеграции страны следующим образом: декабрь 2005-го или апрель 2006-го - присоединение Украины к ПДЧ; сентябрь 2006 г. - начало выполнения первого годового цикла ПДЧ; середина-конец 2007 г. - принятие альянсом политического решения о приглашении Украины в НАТО и начало переговоров о вступлении; конец 2008 г. - саммит расширения НАТО, в котором Украина участвует уже в качестве полноценного члена организации. Таков был оптимистический сценарий. И наш оптимизм не был безосновательным. Ведь даже такой опытный американский дипломат, как Курт Волкер (на то время первый замгоссекретаря США, а ныне представитель Соединенных Штатов в альянсе), в сентябре 2005 г. впервые публично обозначил перспективу Украины стать членом альянса в 2008 году, заметив, правда, что это может произойти, а может и нет.

Пессимисты же три года назад считали, что к концу 2008-го Украина, конечно, вряд ли будет полноправным членом НАТО, но в том, что к этому времени она успеет уже пройти пару годовых циклов ПДЧ, сомнений почти ни у кого не было...

Однако в новейшей истории Украины накопилось столько 'если бы...', что даже самые пессимистические прогнозы в результате оказывались неоправданно оптимистическими по сравнению с реальным развитием событий. Если бы в 2004-м накануне Стамбульского саммита представители тогдашней украинской оппозиции проявили больше мудрости и руководствовались национальными интересами страны, а не воспрепятствовали началу в Стамбуле Интенсифицированного диалога (ИД), поясняя свою позицию нежеланием 'делать подарки преступной власти накануне выборов', то вполне вероятно, что уже весной 2005-го, придя к власти после оранжевой революции, они добились бы для Украины Плана действий относительно членства (ПДЧ), а не ИД, в котором мы застряли по сей день... Если бы Ющенко с самых первых дней своего президентства проникся идеей членства Украины в НАТО... Если бы после парламентских выборов 2006-го оранжевые смогли бы быстро сформировать коалицию и правительство... Если бы Ющенко не назначил Януковича премьером... Если бы Тимошенко была искренним евроатлантистом...

В результате все в 'лучших' украинских традициях: 'не так сталося, як гадалося' и 'маэмо те, що маэмо'. Сегодня Украина объективно гораздо ближе к натовским стандартам, чем в 2002 году, когда она официально заявила о своем желании стать в будущем членом Организации Североатлантического договора. Но дата ее вступления в альянс не менее туманна, чем шесть лет назад, и, самое главное, на ключевой вопрос 'Будет ли Украина вообще когда-нибудь членом НАТО?' мы, увы, все так же не можем дать уверенный положительный ответ (особенно после ознакомления с результатами совместного творчества БЮТ и ПР над проектом конституции, в котором стране уготован нейтральный/внеблоковый статус).

Имела ли Украина шансы получить ПДЧ на этой неделе на декабрьском заседании Комиссии Украина-НАТО на уровне министров иностранных дел? Совершенно очевидно - нет. (Это было настолько ясно, что 'ЗН' написало об этом еще в первых числах апреля, сразу же после Бухарестского саммита альянса.) Позиции Германии и Франции были настолько непоколебимы, что за полгода их изменить могло лишь чудо. Но чудо не произошло, зато был кошмар в Грузии, сделавший 'старую' Европу еще более осторожной. После же развала парламентской коалиции в Украине в начале сентября тщетность надежд на ПДЧ была явной даже для самых неисправимых оптимистов-атлантистов. Это было очевидно для всех. Кроме президента Ющенко. Даже после того, как Берлин и Париж однозначно дали понять, что на декабрьском заседании в Брюсселе ПДЧ для Украины поддержано их представителями не будет, после того, как эта информация была озвучена, пережевана и переварена множеством экспертов, политиков, журналистов (как отечественных, так и иностранных), Виктор Ющенко все твердил и твердил: 'Дайте нам ПДЧ!'. Он раздавал интервью и статьи западным СМИ буквально за две недели до министерской встречи НАТО, еще больше пугая осторожных европейцев пассажами о том, что 'расширение военного альянса имеет жизненно важное значение для европейской безопасности в свете войны России с Грузией, а также единственным способом обеспечить независимость Украины' (интересно, наш президент в самом деле считает, что Европа просто спит и видит, как бы ей повоевать с Россией за независимость Украины?). Мы не поверили своим глазам, но последний опус украинского президента с откровенностями 'Буду говорить прямо - нас интересует ПДЧ, и мы ожидаем позитивного сигнала альянса' появился в International Herald Tribune в минувший понедельник. То есть за один день до натовской встречи в Брюсселе и спустя несколько дней (!) после того, как американцы заявили на весь мир, что даже они из-за чрезмерной политизации вопроса не будут настаивать во время этой встречи на ПДЧ для Украины. Ладно, Ющенко сам выглядел нелепо, но страну-то зачем было снова позорить?

А ведь Украина, да и ее высшее руководство, могли бы выглядеть куда достойнее, если бы, давно зная расклад и настроения в альянсе и не дожидаясь, пока это сделают американцы, хотя бы публично сами сняли вопрос ПДЧ с повестки дня, оставив эту тему дипломатам. И натовских партнеров в неловкое положение не ставили бы, и внутри страны ненужное напряжение вокруг этой темы сняли бы, и Россию накануне зимы меньше злили бы. Зачем было продолжать настойчиво талдычить о ПДЧ, если гарантию будущего членства мы уже получили в Бухаресте, а для того чтобы проводить необходимые для его достижения реформы, символическая отмашка НАТО вовсе не обязательна. И ведь эксперты об этом говорили, в том числе и со страниц 'ЗН'. Но кто их слушает, этих экспертов?

Что имеем в результате? Опять ощущение неудачи. Опять злорадство россиян (им снова удалось превратить романтичное па-де-де Украины и НАТО в пошлое па-де-труа с Россией). Опять чувство глубокого удовлетворения у Партии регионов. Опять на те же грабли... Поэтому и заявление министра иностранных дел Владимира Огрызко о том, что новый формат сотрудничества, предложенный Украине альянсом - ежегодная национальная программа, означает получение нашей страной ПДЧ де-факто, воспринимается с таким скепсисом и ехидными ухмылками, мол, это всего лишь попытки сохранить лицо. Но если Украина получила всего лишь какой-то 'суррогат', то почему так взволновались по этому поводу россияне? А потому, что ежегодная национальная программа (ЕНП) в самом деле является неотъемлемой частью пресловутого Плана действий относительно членства и ежегодно составляется и выполняется каждой страной-участницей ПДЧ. (Остается только надеяться, что новая для украинского уха аббревиатура ЕНП не будет столь фетишизирована, как несчастный ПДЧ). Ничего страшного в этой программе нет - Украина сама будет ее писать, сама ставить перед собой цели и задачи и сама выполнять. Судя по всему, ЕНП на 2009 год будет быстренько перекроенным (и уже утвержденным Кабмином) Целевым планом на будущий год. Так что никакого коварства и тайных замыслов - одни необходимые для самой Украины реформы. Главное, чтобы их все-таки проводили. А то создается впечатление, будто наше руководство уверено, что им, руководством, уже все сделано, остается только подождать, когда натовцы между собой договорятся и в один прекрасный день членство в альянсе свалится на Украину как манна небесная. И сигналы из Киева, на наш взгляд, поступают неправильные. То В.Ющенко накануне брюссельского заседания на страницах The Times заявляет о своей уверенности в том, что 'мяч не на украинской стороне поля' и 'Украина сделала все, что должна была сделать'. То глава президентского секретариата В.Балога за два дня до встречи натовских министров рассказывает: 'Мы должны верить, что в ближайшее время вопрос присоединения к НАТО будет решен положительно в пользу Украины. Но сегодня этот вопрос нужно снять. Он не должен быть первой строкой ни на одном уровне. У нас сегодня намного больше вызовов, которые необходимо решить, чтобы объединить общество'. Ну, во-первых, нужно не верить, а много работать, чтобы 'вопрос' был решен 'положительно в пользу Украины'. Во-вторых, эта работа, то есть проведение необходимых реформ во всех сферах, - это и есть ответ на стоящие перед страной вызовы и путь к объединению общества. И, в-третьих, если убрать 'этот вопрос' из 'первой строки' на всех уровнях, как предлагает Балога, то в украинских условиях это означает поставить на нем жирный крест. Да и 'первая строка' должна быть не только вербальной...

А то о ПДЧ твердили-твердили, а программу реформирования армии (при том, что ранее ВСУ значились в передовиках украинской евроатлантической интеграции!) завалили. Что накануне Дня Вооруженных сил Украины в очередной раз признали и министр обороны Ехануров, и президент. Да и программа перехода на контрактную армию реализуется не такими темпами, как планировалось. Конечно, можно обвинять и парламент, и правительство в 'бездарном подходе' и скудном финансировании ВСУ. Но и к президенту много вопросов остается: разгромное сентябрьское заседание СНБОУ по состоянию дел в армии запомнилось многим его участникам. Но указа президента, которым столь необходимые и не терпящие промедления решения должны быть введены в действие, нет по сей день. Да что говорить, даже численность ВСУ на следующий год еще не определена. Зато о ПДЧ говорилось много...

...Придется ли Украине все-таки проходить этап ПДЧ, который даже многими членами НАТО сегодня уже рассматривается как барьер на ее пути в альянс, или по настоянию наших друзей для нее будет избрана другая схема присоединения к НАТО и наша страна попадет туда 'экстерном', сегодня сказать не может никто. У альянса еще достаточно времени для раздумий и поиска компромисса. Вряд ли он рискнет принимать кардинальные решения до изменения нынешней ситуации - до умиротворения России, до прекращения в Украине внутриполитической турбулентности (как минимум до президентских выборов) и до осознания большинством украинцев преимуществ членства страны в Североатлантическом блоке.

Пока же сохраняется неопределенность относительно нашего евроатлантического будущего и Украина ощущает вакуум безопасности, ведутся поиски возможных решений и в других плоскостях. Думается, что туманно анонсированный украинским внешнеполитическим ведомством двусторонний политический документ, который в скором времени готовятся подписать Украина и США, из этой серии. По некоторым предположениям, этот документ, скажем, некая хартия, должен стать дополнительным механизмом гарантий национальной безопасности нашей страны. Если же Киеву в обозримом будущем удастся заключить серию соглашений, содержащих гарантии безопасности Украины, хотя бы с несколькими государствами Североатлантического альянса, то и без скорого членства нашей страны в НАТО 'серая зона', в которой мы нынче находимся, станет гораздо светлее.

_________________________________

НАТО положила конец мечтам Грузии и Украины ("The Times", Великобритания)

НАТО не хочет играть в русскую рулетку с расширением альянса ("The Times", Великобритания)

В.Ющенко: Мы готовы, если готовы вы ("The International Herald Tribune", США)

Путь в НАТО для Украины и Грузии ("The Washington Post", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Вопросы "Большого брата" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Патриоты - это глупые шовинисты (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Большевистская благодарность товарища Сталина (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Старая матрица новой России (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Равнение на Америку (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.