Многие комментаторы видят в газовом конфликте между Россией и Украиной лишь спор по поводу цен на газ. Но по словам такого авторитетного человека как российский премьер-министр Владимир Путин, которые прозвучали 8 января, "сегодня [украинские власти] борются не за цену на газ, а за возможность сохранить тех или иных посредников для того, чтобы использовать получаемые дивиденды в целях личного обогащения". Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко выступила с похожими заявлениями по поводу мотивации "высокопоставленных политических руководителей" на Украине.

Шквал обвинений указывает на наличие более глубокой проблемы в Евросоюзе. Речь идет о взаимосвязи между непрозрачностью и угрозами безопасности поставок нефти и газа. Европа получает энергоресурсы из целого ряда стран, начиная с Западной Африки и Ближнего Востока и заканчивая государствами бывшего Советского Союза.

Похоже, многие европейские политики и государственные деятели полагали в прошлом - и продолжают полагать сегодня - что какой бы прогнившей ни была система государственной власти в этих странах, какой бы непрозрачной ни была их финансовая система, Европа может как и прежде рассчитывать на поставки энергоресурсов из этих государств. Несмотря на гражданские войны в Африке и многолетнее правление грубых диктаторов в Центральной Азии, потоки нефти и газа оттуда останавливались крайне редко.

Но российско-украинский газовый спор говорит о том, что подобные оценки ошибочны. Без усиления прозрачности невозможно понять, как организована торговля, кто на самом деле контролирует энергетические потоки, и кто получает крупные дивиденды от них. Без знания этих вещей невозможно понять степень опасности перебоев со снабжением.

Хотя Путин не называл никаких имен, известно, что "посредником" в торговле газом с середины 2004 года является таинственная компания RosUkrEnergo, которая зарегистрирована в Швейцарии. Эта компания, наполовину принадлежащая "Газпрому", даже отказывалась назвать двух своих украинских акционеров, пока организация Global Witness в апреле 2006 года не привлекла внимание к одному из них - Дмитрию Фирташу.

RosUkrEnergo вышла из соглашения между двумя суверенными государствами Россией и Украиной. Но Украина акционером этой компании не является. RosUkrEnergo сообщала, что ее прибыль после вычета налогов составляет почти 800 миллионов долларов в год, хотя по-прежнему непонятно, что такого она делает в газовой торговле, чего не в состоянии делать "Газпром".

Этот момент следует подчеркнуть особо. RosUkrEnergo сидит на одном из самых важных и прибыльных маршрутов поставки энергоресурсов в страны ЕС, но очень мало дает знать о своей деятельности, и на протяжении двух лет даже отказывалась называть имена собственных акционеров.

Вопрос о прозрачности выходит далеко за рамки Украины. Огромными запасами нефти и газа обладает Нигерия. В сентябре 2008 года Еврокомиссия предложила оказать Нигерии финансовую поддержку в строительстве газопровода через Сахару в Европу. Но Нигерия также крайне непрозрачная страна, несмотря на проведенные там недавно реформы. И несомненно то, что главной причиной кровопролитного мятежа в дельте Нигера, который ограничивает экспорт нефти, является коррупция. Риски в других неспокойных странах Африки и Азии не намного ниже.

Так что же можно сделать? У Евросоюза имеются инструменты, которые, если их использовать с умом, позволят ему оказывать определенное влияние на страны, поставляющие в Европу энергоресурсы. Европа это большой рынок, источник коммерческого финансирования и помощи на цели развития. Кроме того, если говорить о более тонких материях, она является источником легитимности для тех иностранных государств, которые зачастую опираются на шаткий политический фундамент.

Будучи европейцами, мы должны знать, кто поставляет нам нефть и газ. Мы должны знать, кто владеет компаниями, и какие качества позволяют им играть ту роль, которую они играют. Мы должны знать, как они формируют цены на свои энергоресурсы и какие налоги и пошлины платят. Мы должны быть уверены в том, что они получили свои контракты на поставку в открытой и прозрачной манере.

Поэтому Евросоюз должен воспользоваться своими распорядительными полномочиями и добиться от компаний, которые торгуют на его энергетических рынках, пользуются услугами его финансовой системы и получают капиталы на его площадках ценных бумаг, строгого и точного выполнения требований об отчетности и предоставлении данных. Некоторые европейские банки слишком долго прикрывают сомнительные деловые круги и непрозрачные финансовые потоки.

ЕС может также оказать свое воздействие и добиться большей прозрачности, если будет предлагать свою помощь, знания и опыт странам-поставщикам энергоресурсов. В конце концов, Евросоюз это крупнейший в мире донор по объемам помощи. Если он хочет гарантированно обеспечить надежность поставок, выбор у него невелик. Евросоюз должен добиться от России, Украины и прочих поставщиков соблюдения базовых международных норм государственного правления и сделать так, чтобы торговля энергоресурсами была открыта для проверок и анализа.

Диармид О'Салливан, Том Мэйн - являются организаторами кампаний в рамках неправительственной организации по борьбе с коррупцией Global Witness.

______________________________

Украинский газовый бизнес остается тайной - исправилась ли Украина? ("The Washington Post", США)

Репутация России оказалась в заложниках незаконных действий Украины ("The Washington Post", США)

Когда поставщики газа чихают, вся Европа схватывает простуду ("Литовский курьер", Литва)

Причины проблем Украины - агонизирующая экономика и привычка неэффективно расходовать газ ("The Washington Times", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Надежен ли газовый кран? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Редкий газ перевалит через середину Днепра (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Все мы воры?! (Общественная палата читателей ИноСМИ)

'Газпром' задирает Европу (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.