Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Обама - человек-символ

Дело в том, что Барак Обама - человек-символ. Он вдохновляет людей не идеями, а самой своей личностью

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во вторник, выступая с инаугурационной речью, Обама может позволить себе ограничиться прекрасно сформулированными общими фразами, что вдохновляют столь многих в Соединенных Штатах и за их пределами. Но после вступления в должность все для него переменится. Управлять - значит принимать решения. И когда Обама станет главой государства, судить о нем наконец станут не по тому, кто он сам, и что он говорит - а по его делам

Во вторник у Барака Обамы (Barack Obama) наконец появится шанс сказать нечто запоминающееся. Вы, наверно, подумаете, что я неисправимый брюзга, так отзываясь о человеке, который считается одним из лучших ораторов нашего времени. Однако Обама в совершенстве владеет искусством производить потрясающее впечатление, не сказав почти ничего по существу.

В августе прошлого года я был на том стадионе, где проходил съезд Демократической партии, когда Обама выступил с речью, давая согласие на выдвижение кандидатом. Это была чарующая, трогательная речь - у меня даже слезы навернулись на глаза. Но, как ни странно, ее содержание совершенно не осталось у меня в памяти. То же самое произошло с его выступлением в Берлине прошлым летом. Сотни тысяч людей пришли его послушать, и устроили Обаме овацию. Но мало кто припомнит хотя бы одну фразу из его речи.

'Обамоамнезия' - явление достаточно распространенное. Блиц-опрос, который я провел среди коллег, показал: единственной фразой нового президента, врезавшейся в наше коллективное сознание, стало: 'Да, мы можем!'. Кое-кто назвал еще 'перемены, в которые можно верить'. Все считают, что Обама произнес прекрасную, глубокую речь о расовой проблеме в Америке, но ее точное содержание опять же никто не сумел пересказать.

Во вторник, выступая на собственной инаугурации, Обама несомненно опять приведет аудиторию в восторг. Кроме того, у него будет возможность наконец произнести нечто такое, что останется в истории. Возможно, однако, с его стороны разумнее всего будет опять этим шансом не воспользоваться.

Дело в том, что Барак Обама - человек-символ. Он вдохновляет людей не идеями, а самой своей личностью.

Майкл Герсон (Michael Gerson), спичрайтер президента Джорджа У. Буша, рассказывает: когда он прочел инаугурационные речи всех предыдущих глав государства, для него стало очевидно, что лейтмотив американской истории - это расовый вопрос. И одним своим появлением на трибуне в качестве первого чернокожего президента США Обама донесет до всех идею перемен и примирения.

Но символизм здесь связан не только с его расовой принадлежностью. Даже если по сути Обама не произносит ничего выдающегося, говорит он красиво. Его чувство языка и явно высокий интеллект выглядят приятным контрастом с косноязычием Буша. Хорошо, что у Америки появился президент, который, открыв рот, внушает надежду, а не вызывает смех.

Еще один мощный 'посыл' Обамы в ходе предвыборной кампании заключался в том, что он проявлял спокойствие перед лицом кризиса. Его соперник Джон Маккейн (John McCain) реагировал на крах Уолл-стрит с мелодраматической суетливостью. Обама же сохранял хладнокровие. И именно эта манера держаться производила на электорат куда большее впечатление, чем любые его слова о финансовом кризисе. Он выглядел 'по-президентски'.

Сам новый глава государства хорошо осознает, что тенденция к некоторой уклончивости лишь прибавляет ему политические очки. В прологе к своей книге 'Дерзость надежды' (The Audacity of Hope), он отмечает: 'Я играю роль чистого экрана, на который люди самой различной политической ориентации проецируют свои взгляды'.

По всем признакам, тот же трюк Обаме удалось проделать не только в Америке, но и в мировом масштабе. Данные опросов свидетельствуют, что за границей он даже популярнее, чем на родине. Но эта популярность основана на удивительно скудной информации. Люди в других странах знают, что Обама симпатичен, красноречив, что он черный, что он выступал против иракской войны, и что он - убежденный сторонник диалога. Но самое главное он - не президент Буш.

Именно это имеет ключевое значение. Президентские выборы выявили напряженность между 'двумя Америками' - не только республиканской и демократической, которые Обама обещает примирить. Они продемонстрировали также водораздел между концепциями американской исключительности и американского интернационализма.

Американская исключительность диктует отъединенность США - 'сияющего града на холме' - от окружающего мира. Это - Америка без загранпаспорта, Америка республиканского кандидата в вице-президенты Сары Пэйлин (Sarah Palin). Если бы у власти в США находились адепты этой концепции, страна стала бы интровертной - ужесточался бы пограничный контроль, повышались таможенные тарифы, армию еще больше возносили бы на щит.

Американский интернационализм, напротив, диктует: Соединенные Штаты должны быть открыты внешнему миру, а контакты с другими странами лишь способствуют их процветанию. Это - та Америка, что привлекает самых способных и талантливых в Силиконовую долину, в Нью-Йорк, в лучшие на свете университеты. Кроме того, интернационализм все больше становится завтрашним днем США. Недавний опрос, проведенный Zogby International, показал: более половины американцев в возрасте 18-29 лет имеют родственников и друзей, живущих за рубежом (это куда более высокий процент, чем в любых других возрастных группах).

США, привлекающие иммигрантов со всего мира, вполне могут претендовать на звание 'интернациональной страны'. И Обама - сын кенийца, в детстве живший в Индонезии, чье второе имя (Хусейн) связывает его с Ближним Востоком и исламским миром - символизирует совершенно иную Америку, чем та, что воплощена в монокультурной техасской самоуверенности Джорджа Буша.

Таким образом, новый американский президент не только на родине, но и за рубежом стал 'чистым экраном', на который люди проецируют свои взгляды и надежды.

Во вторник, выступая с инаугурационной речью, Обама может позволить себе ограничиться прекрасно сформулированными общими фразами, что вдохновляют столь многих в Соединенных Штатах и за их пределами. Но после вступления в должность все для него переменится. Управлять - значит принимать решения. И когда Обама станет главой государства, судить о нем наконец станут не по тому, кто он сам, и что он говорит - а по его делам.

____________________________________

Римейк Хельсинки? Нет, премьера Обамы ("The Moscow Times", Россия)

Обамарама ("The Financial Times", Великобритания)

Восстановить престиж Америки в мире ("The Financial Times", Великобритания)

Обама как защитник прав человека ("The Washington Post", США)

Обама и Россия ("Forbes", США)

В своих требованиях к Обаме мировые лидеры перегибают палку ("The International Herald Tribune", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Сталинские недобитки поднимают головы (Общественная палата читателей ИноСМИ)

В чем виноват русский народ? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Возвращение "белокурой бестии" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

'Газпром', как Ленин всех живей (Общественная палата читателей ИноСМИ)