Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Положить конец ежегодным газовым кризисам

Европейскому Союзу, Украине и России необходимо предпринять определенные действия

Положить конец ежегодным газовым кризисам picture
Положить конец ежегодным газовым кризисам picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Газ снова пошел, и теперь надо задуматься над тем, что необходимо сделать, дабы такое не повторилось вновь следующей зимой. Газовые кризисы, подобные тому, что произошел в этом месяце, когда Россия прекратила поставки в Европу через территорию Украины, случаются ежегодно, начиная с января 2006 года. Лишь в 2007 году Россия внесла некоторое разнообразие, начав спор с Белоруссией, а не с Украиной

Газ снова пошел, и теперь надо задуматься над тем, что необходимо сделать, дабы такое не повторилось вновь следующей зимой. Газовые кризисы, подобные тому, что произошел в этом месяце, когда Россия прекратила поставки в Европу через территорию Украины, случаются ежегодно, начиная с января 2006 года. Лишь в 2007 году Россия внесла некоторое разнообразие, начав спор с Белоруссией, а не с Украиной.

Европейскому Союзу, Украине и России необходимо предпринять определенные действия. К счастью, Евросоюзу будет легче всех навести порядок в собственном доме. Брюсселю следует установить новые стандарты "энергетической безопасности" для стран-членов ЕС. Кому-то придется вкладывать средства в энергосбережение, кому-то в мощности для хранения, кому-то в резервные поставки. Потребности у всех разные. Но опыт Венгрии, где местная компания E.ON Foldgaz после 2006 года построила резервные хранилища с емкостью, обеспечивающей потребности страны как минимум на два месяца, показывает, что при наличии политической воли можно сделать многое, даже к следующему январю.

С другой стороны, существует понятие "энергетической солидарности", которое должно означать распределение нагрузки между Брюсселем и национальными бюджетами путем использования структурных фондов. Болгария, например, подсоединена только к украинской газовой системе и не может получать газ от своих соседей по ЕС. Поэтому ей и другим изолированным странам нужно больше так называемых соединительных трубопроводов, которые свяжут их с другими газовыми сетями, обеспечив поставку газа как на настоящем рынке - в очередной раз, когда наступят перебои с его подачей. В случае временного скачка цен можно будет быстрее перераспределять поставляемый газ, в том числе, из подземных хранилищ и из обратных потоков с запада на восток.

В более отдаленной перспективе ЕС все же должен помочь разблокировать то "мексиканское противостояние", которое существует сегодня между Россией и Украиной. В каждом из прошедших кризисов стороны приходили к соглашению лишь тогда, когда одна из них начинала проигрывать пиар-войну. Ни у той, ни у другой страны нет достаточных рычагов влияния, чтобы заставить противника пойти на предложенные ему условия. Россия контролирует добычу и транзит из Центральной Азии, а Украина контролирует транзит в Европу.

Единственный выход из возникшего тупика заключается в изменении баланса сил. Российское предложение о создании нового консорциума с участием "Газпрома" и дружественных ему компаний, таких как немецкая E.ON Ruhrgas и итальянская ENI, в этом деле не поможет. Украинцы поймут, что численный перевес не на их стороне. Более реальная альтернатива заключаются в том, что Украина сохранит трубопровод в своей собственности. Но управлять им будет по-настоящему трехсторонний консорциум, действующий на основании долгосрочного (скажем на 30 лет и более) договора об аренде и международного соглашения, в котором будут установлены четкие правила, обеспечивающие прозрачность, ценовые сделки на более длительную перспективу, надежность поставок и урегулирование возникающих споров.

Выгоды от такой схемы для европейских потребителей совершенно ясны. Украину можно будет усадить за стол переговоров, пообещав ей более масштабную программу помощи в реализации реформы энергетики, предусматривающей подключение страны к европейской энергосистеме, раскрытие внутреннего потенциала энергетического производства и серьезные меры в области энергосбережения. ЕС может также увязать создание такого консорциума с новым Соглашением об ассоциации, которое было обещано Украине в сентябре.

Но здесь Евросоюзу понадобится как кнут, так и пряник. Кризис уже ослабил украинские возможности по вступлению в ЕС, посеяв семена недоверия между странами-членами союза, которые в начале месяца на целую неделю и даже больше оказались без газа. Но если переговоры пойдут нормально, ЕС сможет в определенной мере приблизить отдалившиеся перспективы вступления Украины в НАТО, и устранить связанные с этим слабые места в сфере безопасности. Хорошим началом в этом плане может стать миссия ЕС в самую уязвимую и неспокойную точку на карте Украины - Крым. На этом полуострове, являющемся регионом Украины, большая часть населения - этнические русские. Здесь также базируется российский Черноморский флот, находящийся в Севастополе по договору аренды, срок действия которого закончится в 2017 году. Осуществлением заметной и реально ощутимой программы Евросоюз может помочь в диверсификации экономики полуострова и в укреплении его торгового потенциала.

Россия тоже выиграет от этого. Больше не будет угрозы кражи газа. Ее потребители на другом конце трубы смогут успокоиться, и будет возникать все меньше политических препятствий на пути альтернативных трубопроводных маршрутов. Россия также нуждается в срочной помощи для предотвращения последствий мощного экономического кризиса. Ее фондовый рынок получил один из самых сильных в мире ударов за последние 12 месяцев, а индекс РТС упал на 70 процентов со своей пиковой отметки за 2008 год. Спад начался в июле, когда Владимир Путин выступил с нападками на горнодобывающую компанию "Мечел", которая якобы уклонялась от уплаты налогов и дешево продавала уголь за рубеж. Затем он продолжился, когда началась война с Грузией. И было это еще до того, как наступил мировой экономический кризис.

Во-вторых, у России есть проблемы структурного характера, которые переходят за рамки снижения цен на нефть и газ, и скоро потянут ее вниз. Одним из результатов путинской политики по созданию при поддержке государства "национальных лидеров" стал огромный коммерческий долг в размере 480 миллиардов долларов, поскольку западные банки ссужали слишком много денег этим российским компаниям, которые якобы не могут обанкротиться.

В-третьих, России грозит кризис производства энергоресурсов. Ее национальные лидеры опережают других по размерам своих барышей, однако инвестируют они явно недостаточно. Россия просто не в состоянии выкачать из-под земли достаточно газа, чтобы удовлетворить всех. На неэкономичном внутреннем рынке энергия по-прежнему невероятно дешева, и Кремль не намерен поднимать цены на нее для повышения энергоэффективности, поскольку это может вызвать протесты в обществе. А ему предстоит поставлять газ в украинский трубопровод, а также в альтернативные газопроводы, такие как Nord Stream и "Южный поток", не говоря уже о других маршрутах распределения.

В-четвертых, когда есть выбор между модернизацией и мобилизацией, Россия предпочитает плодить кризисы и врагов вместо того, чтобы предлагать реальные решения. Кто бы ни был виновником начала нынешнего кризиса, Россия воспользовалась им, чтобы разыграть тройную карту по принципу "разделяй и властвуй". Она усилила раскол между Украиной и Евросоюзом, внутри Евросоюза, а также на самой Украине. Деполитизированная и чисто коммерческая трубопроводная система на территории Украины могла бы постепенно заставить и Россию внести изменения в собственные механизмы.

На Украине также накопилась масса нерешенных проблем. Бум недвижимости в этой стране потерпел крах, а ее сталелитейные и химические предприятия почти остановили производство. Но ей в основном нужна помощь для решения политических проблем, накопившихся со времен "оранжевой революции" 2004 года. Коррупция в газовой сфере стала главным фактором, направившим революцию по ложному пути. Печально известная компания-посредник RosUkrEnergo сообщила о прибылях за 2007 год в размере 795 миллионов долларов. Однако оплата продукцией - а это 20 процентов газовых поставок для Украины, составляет по цене гораздо больше - где-то 4,35 миллиарда долларов. За такие деньги можно купить влияние, и это вызывает постоянный паралич в украинской политике.

Премьер-министр Юлия Тимошенко давно уже на публике выступает против RosUkrEnergo, но ключевое соглашение с Путиным в этом месяце она заключала за закрытыми дверями. Эта компания может диверсифицировать свою деятельность, занявшись внутренним рынком, где она сегодня контролирует 75 процентов распределения. Однако удаление раковой опухоли газовой коррупции - это необходимое условие для очищения всей политической системы на Украине.

Из нынешнего кризиса никто не извлек выгоды. Однако все окажутся в выигрыше, если он побудит нас заняться серьезными поисками радикальных решений.

Эндрю Уилсон - старший научный сотрудник по политическим вопросам в Европейском Совете по международным отношениям (European Council on Foreign Relations).

________________________________

Так почему же Кремль давил на Киев так беспощадно? ("Foreign Policy", США)

Газовая война может реабилитировать Ющенко ("The Wall Street Journal", США)

А.Глюксман: Крах и кнут ("Le Figaro", Франция)

Уроки газового спора с Россией ("Business Week", США)

На поле боя за европейский газ - сплошь тела проигравших ("The Financial Times", Великобритания)

Москва выигрывает "газовую войну" ("Le Temps", Швейцария)

* * * * * * * * * * * * * * * *

В.Ярузельский: "Польша не погибла" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Испытание тощими годами (Общественная палата читателей ИноСМИ)

В.Новодворская: "Не каждому так везет, что он может сказать: я гражданин Израиля" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Orange-band и Жертва Диоксина (Общественная палата читателей ИноСМИ)