Еще до ноябрьских выборов многие надеялись, что победа Барака Обамы будет способствовать улучшению американо-российских отношений и остановит сползание к новой 'холодной войне'. В последние недели мы слышали с обеих сторон 'примирительные' заявления о необходимости начать все с чистого листа - последним из них стала ремарка вице-президента Джозефа Байдена (Joseph Biden) на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Он отметил, что 'настало время нажать кнопку 'перезагрузка'' и подумать о возможностях сотрудничества двух стран. Становится, однако, все более очевидным, что дружественный или враждебный характер отношений между Россией и США зависит в основном от Кремля - и пока что обнадеживающих признаков здесь не заметно.

Так, на прошлой неделе за несколькими позитивными оценками инициатив администрации Обамы со стороны высокопоставленных российских чиновников последовал, по выражению New York Times, 'геополитический эквивалент удара по носу'. России в конце концов удалось 'подкупить' соседний Кыргызстан, - двумя миллиардами долларов в кредит на льготных условиях, субсидиями на 450 миллионов долларов и списанием задолженности на 180 миллионов - в результате чего тот заявил о закрытии американской авиабазы, жизненно важной для нашей операции в Афганистане (которой Обама придает приоритетное значение). Затем, словно в издевку, Москва 'на голубом глазу' заявила: совпадение по времени предоставления финансовой помощи и заявления о закрытии базы Манас чисто случайное, никакого давления с российской стороны не было. Другими словами, расквасив нам нос, русские со злорадной улыбкой утверждают: а при чем здесь мы, мы и руки из карманов не вынимали.

Этот шаг России выглядит особенно непонятным в свете того, что успех операции США и НАТО в Афганистане полностью отвечает ее интересам. Сталкиваясь с напряженностью в некоторых собственных регионах с преимущественно мусульманским населением, например, Ингушетии, Москва имеет все основания опасаться победы радикально-исламистских сил в Афганистане.

Действительно, вскоре после решения Бишкека о закрытии базы Россия подтвердила собственную готовность сотрудничать с коалицией в Афганистане, разрешив транзит невоенных грузов для американских войск через свою территорию. Аналитики расценили это как согласие Москвы обеспечить снабжение американского контингента в регионе, но под российским контролем. Если это мыслилось как дружественный жест, то его можно приравнять к ситуации, когда задира, ударивший человека по носу, великодушно протягивает ему пакет со льдом, чтобы унять кровь.

Пока еще трудно сказать, какой ущерб Соединенным Штатам нанесет утрата базы в Манасе: место Киргизии может занять Таджикистан, и, возможно, Узбекистан. Тем не менее, кое-какие уроки в плане отношений с Россией из этих событий можно извлечь уже сейчас. В своей инаугурационной речи Обама, обращаясь к агрессивным авторитарным режимам, заметил: США готовы протянуть им руку дружбы, если они 'разожмут кулак'. Выступая в эфире независимой российской радиостанции 'Эхо Москвы', политический обозреватель Леонид Радзиховский прокомментировал это так: разжать кулак можно по-разному - в том числе и превратив его в комбинацию из трех пальцев.

Более того, геополитические игры Кремля не служат каким-либо конкретным национальным интересам - только самолюбованию и укреплению власти внутри страны. Путинский режим, и его продолжение - режим медведевский - стремится сплотить вокруг себя массы, апеллируя к недовольству из-за утраты постсоветской Россией статуса сверхдержавы и страху перед внешними врагами. Прошлогодняя война в Грузии была призвана продемонстрировать, что Россия, как выражаются кремлевские пропагандисты, 'поднимается с колен' и утверждает свои позиции на постсоветском пространстве. Неуклюжая игра мускулами в Центральной Азии - из той же оперы.

Однако в период экономического кризиса Россия вряд ли может позволить себе подобное самолюбование. Ее вооруженные силы - пусть они и одержали победу над крошечной Грузией - страдают от множества проблем, начиная с плохого оснащения и устаревшей техники и заканчивая низким боевым духом. Покупать себе союзников - дело весьма дорогостоящее, особенно в условиях экономического кризиса и резкого снижения нефтяных доходов. Мы уже видим признаки растущего недовольства прежде послушного населения. Сталкиваясь с массовыми увольнениями и урезанием бюджетных расходов на важнейшие социальные услуги, россияне, возможно, не пожелают платить за величие 'потемкинской империи'.

Но чего же нам следует ожидать в плане российско-американских отношений? Пока что администрация Обамы не проявляет готовности к уступкам по вопросу о размещении системы ПРО в Восточной Европе - одному из главных источников раздражения Москвы. И правильно делает: ведь это раздражение куда меньше связано с некоей реально существующей угрозой - например, вроде захвата талибами власти в Афганистане - чем с гордыней, паранойей и пропагандистскими соображениями. (В статье, опубликованной в июне прошлого года в интернет-издании EJ.ru, генерал Владимир Дворкин - в прошлом один из главных советских переговорщиков по вопросам контроля над вооружениями - отметил: даже если планируемый противоракетный 'щит' мыслится как защитная мера против России, его силы и средства смогут перехватить в лучшем случае одну из тысячи российских ракет).

Как это ни парадоксально, топорные попытки Москвы побряцать оружием - угрозы развернуть ракеты на польской границе - могут сильно поубавить у Обамы желание пересмотреть вопрос о ПРО: ни один президент не захочет, чтобы кто-то подумал, будто он склонился перед шантажом. Выступая в Мюнхене, Байден пообещал 'развивать ПРО, призванную нейтрализовать растущий потенциал Ирана, если, конечно, эта технология окажется работоспособной и соответствующей критерию 'стоимость-эффективность''. Он также отметил, что США будут консультироваться и с союзниками, и с Россией, но в этой готовности к 'мультилатерализму' нет ничего нового. В декабре прошлого года министры иностранных дел уже высказались в поддержку развертывания 'щита', а администрация Буша не раз предлагала России сотрудничество в этом вопросе - в частности она готова допустить на все американские объекты российских инспекторов.

В качестве вероятных направлений российско-американского сотрудничества называют сокращение вооружений и совместные усилия по обузданию ядерных амбиций Ирана. (В понедельник Обама заявил, что переговоры о сокращении ядерных вооружений будут одной из его приоритетных задач). Все это отвечает не только нашим, но и российским интересам. Однако, чтобы масштабное сотрудничество стало реальностью, Москве необходимо изменить характер политического мышления. Сегодня кремлевские обитатели, похоже, не могут решить, чего же они хотят - осмысленного партнерства с Западом или иллюзорного престижа борцов с американским влиянием. Рано или поздно, однако, им придется сделать этот выбор.

Кэти Янг - обозреватель RealClearPolitics и журнала Reason

___________________________________________

Царь Владимир и его 'толерантная тирания' ("New York Post", США)

Российскую агрессивность замели под ковер ("The Washington Times", США)

Империю Россия потеряла, а новую роль для себя пока не нашла ("Los Angeles Times", США)

Россия и Америка на перепутье ("The New York Times", США)

Опасность конфронтации с Россией ("Forbes", США)

Россия смотрит на Америку, а видит себя ("Forbes", США)

* * * * * * * * * * * *

Детский лепет о военных базах (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Майн Кампф" Владимира Ленина (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Превед от Медвед" или Кто виноват, тот и платит (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Скатерть-самобранка по-украински (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.