Вице-президент Джо Байден (Joe Biden), выступая 7 февраля на Мюнхенской конференции по проблемам безопасности, заявил, что Америка должна нажать "кнопку перезагрузки" в отношениях с Россией. Однако администрации Обамы не следует допускать, чтобы Москва закрепила те достижения, которые она в последнее время обеспечила себе в Евразии. Политика "пирогов и пряников" в отношении Кремля не сработает.

Кремль настолько деятельно расширяет свою сферу влияния в Евразии, что даже сегодняшний экономический кризис, когда рубль опустился на 50 процентов по отношению к доллару, а капитализация рынка ценных бумаг в Москве упала на восемьдесят процентов, не смог замедлить темпы его натиска на "ближнее зарубежье".

Сигналом тревоги для Вашингтона должно было прозвучать уведомление о выселении, которое президент Киргизии Курманбек Бакиев вручил американским военным. Стоя рядом с российским президентом Дмитрием Медведевым, Бакиев заявил 4 февраля в Москве, что хочет ухода Соединенных Штатов с военно-воздушной базы "Манас", которая находится на территории аэропорта киргизской столицы Бишкека и является важнейшим перевалочным пунктом для американских грузов военного назначения.

ВВС США используют "Манас" с осени 2001 года для переброски войск, материальных средств и техники в Афганистан и обратно. Однако, судя по реакции Джо Байдена, администрация Обамы не хочет дразнить медведя, или хуже того, ее не очень беспокоят требования Бакиева, на которые его подбила Россия.

А беспокоиться надо. Поскольку короткий маршрут через Пакистан все чаще становится мишенью для нападений талибов (в этом месяце был взорван важный мост, проходящий через перевал Хибер), более длинный, но безопасный центральноазиатский путь снабжения обретает дополнительное значение.

На протяжении нескольких лет Россия и Китай уговаривали Киргизию и Узбекистан ликвидировать базы США. В 2005 году Узбекистан сдался и выгнал американцев с военно-воздушной базы Карши-Ханабад.

Похоже, гангстерские подходы к геополитике в манере Тони Сопрано работают. Настояв на закрытии базы "Манас", Москва теперь предлагает свои собственные самолеты для переброски боеприпасов и предметов снабжения в Афганистан. Мафиози-мусорщики в Нью-Джерси в подобной ситуации говорили так: "Вы можете пользоваться только нашими мусорными машинами и свалками. Хотите пользоваться своими? За-а-буттьте об этом!"

В этом году Москва предложила испытывающему денежный голод киргизскому правительству кредит на 2 миллиарда долларов под процент ниже рыночного, а также 150 миллионов долларов помощи. Этим пакетом она как козырной картой побила ежегодную помощь США Бишкеку в размере 150 миллионов долларов.

Россия также прибегла к тайным действиям и операциям воздействия на общественное мнение, чтобы спровоцировать антиамериканские уличные демонстрации и кампанию в средствах массовой информации для оказания давления на киргизские власти.

Одновременно с этим Организация Договора о коллективной безопасности Содружества Независимых Государств (ОДКБ СНГ) объявила о создании сил быстрого реагирования. Основой этих сил численностью 15000 человек станут российские десантники.

Силы быстрого реагирования могут применяться не только для борьбы с внешним врагом, но и для подавления "бархатных революций" и беспорядков среди населения, к которым входящие в ОДКБ авторитарные режимы питают одинаковое отвращение.

Российские военные также объявили о создании трех военных баз в сепаратистской Абхазии. Они увеличивают свой военный потенциал на Южном Кавказе, угрожая Грузии, и без того находящейся в опасной ситуации, а также крупным нефте- и газопроводам, проложенным от побережья Каспия в Турцию и далее в Европу.

Москва предпринимает все новые шаги для усиления собственного влияния на огромной территории от Польши до Тихого океана. Она инициировала создание единой системы противовоздушной обороны России и Белоруссии, а также объявила о формировании стабилизационного фонда на 10 миллиардов долларов для стран СНГ, большую часть которого (7,5 миллиарда) обеспечит сама. Причина таких трат довольно проста: за деньги и за оружие можно купить союзников.

Президент Медведев объявил, что для получения разрешения на транзит в Афганистан Соединенные Штаты Америки должны ехать в Москву - а не в столицы евразийских независимых государств. Таким образом, Россия может сначала создать проблему, а потом предоставить ее решение. Но за него придется заплатить.

Как бы то ни было, это лишь самый оптимистический сценарий. В худшем случае Россия выгадает от поражения Соединенных Штатов в Афганистане. Во-первых, это будет расплата за советское фиаско в 80-е годы. А во-вторых, как считает кое-кто в Москве, такое поражение ярко продемонстрирует ослабление мощи НАТО, а вместе с ним и крах мирового господства США.

Возможно, Россия ошибочно надеется, что вместе с Китаем и Ираном она сумеет собрать раздробленный на куски Афганистан, и не даст талибам усилить свое влияние на союзников в Центральной Азии и на Кавказе. Однако главную и долговременную угрозу "мягкому подбрюшью" юга России представляют радикальные исламисты, а не Америка. И на эту угрозу Москве ответить нечем.

Неудивительно, что Россия пытается обеспечить себе так называемую "зону привилегированных интересов", как заявил 31 августа в своей речи Медведев. Эти действия вполне ложатся в строку политики, сформулированной почти два десятилетия назад лидером евразийской концепции во внешней политике Евгением Примаковым. Многие представители этого направления считают Америку стратегическим противником России.

Примаков был главным шпионом Бориса Ельцина. В 1994 году российская Служба внешней разведки, которой он тогда руководил, опубликовала доклад, призывающий к восстановлению российского господства в "ближнем зарубежье", то есть, в новых независимых государствах, образовавшихся на обломках рухнувшей советской империи.

Позднее Примаков отстаивал концепцию многополярного мира, в котором влияние США будет ослаблено Россией, Китаем, Индией и прочими странами. Сегодня Путин и Медведев призывают к созданию новой геополитической и экономической архитектуры, основанной на масштабных сферах влияния - причем не только в Европе, но и во всем мире.

Россия хочет быть региональным лидером, используя в качестве фактора повышения своего влияния военную мощь, уникальное геополитическое положение от Атлантики до Тихого океана, а также огромные запасы энергоресурсов.

Желание администрации Обамы нажать кнопку "перезагрузки" в отношения с Россией вполне понятно. Имея Москву в качестве союзника, было бы легче решать вопросы ядерного разоружения, стабилизации обстановки в Афганистане и санкций, препятствующих Ирану стать обладателем ядерного оружия. Тем не менее, спешка это враг благоразумия, когда дело доходит до двухсотлетних взаимоотношений России и Америки.

Соединенным Штатам надо искать альтернативы "Манасу". Конкретно речь здесь идет о Туркменистане, Узбекистане и Таджикистане. Америка не может допустить, чтобы Москва закрепила свои успехи в Евразии, и особенно на Кавказе. Она не должна бросать новые независимые государства на произвол судьбы, отдавая их российской "сфере влияния" - привилегированной или не очень.

Ариэль Коэн - старший научный сотрудник фонда Heritagе, автор книги "Казахстан: Путь к независимости" (Kazakhstan: The Road to Independence)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.