Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Секретные меморандумы администрации Буша стали известны

Из девяти обнародованных документов явствует: Буш трактовал президентские полномочия расширительно

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В понедельник администрация Обамы предала огласке девять долгое время засекреченных меморандумов по правовым вопросам, где содержится необычайно широкое толкование президентских полномочий, использовавшееся бушевским Белым домом для обоснования своих действий в ходе 'войны с террором'...

В понедельник администрация Обамы предала огласке девять долгое время засекреченных меморандумов по правовым вопросам, где содержится необычайно широкое толкование президентских полномочий, использовавшееся бушевским Белым домом для обоснования своих действий в ходе 'войны с террором'. В одной из записок, датированной 2001 г., предлагается разрешить военным относиться к подозреваемым в причастности к терроризму на территории США как к солдатам армии-агрессора, лишенным конституционных прав.

Меморандумы детально раскрывают образ мышления юрисконсультов бушевского Министерства юстиции. Они придерживались мнения о том, что президент Джордж У. Буш, действуя единолично, обладает достаточными полномочиями, чтобы игнорировать другие ветви власти.

Это правовое обоснование, содержащееся в меморандуме, составленном Управлением юридических консультаций (Office of Legal Counsel) Министерства юстиции через шесть недель после терактов 11 сентября 2001 г., означало, что американские военные могут проводить обыски в частных домах и задерживать подозреваемых в причастности к терроризму без судебного ордера. На практике военные, по словам одного из юристов, работавших в администрации Буша, ни разу не воспользовались этими полномочиями. Однако, рассказывает он, меморандум дал правовые аргументы тем представителям администрации, что выступали за арест подозреваемых в связях с 'Аль-Каидой' военными, а не правоохранительными органами.

В записках, обнародованных в понедельник, также утверждается, что потребности военных, охотящихся за террористами на территории США, должны обладать приоритетом над конституционными гарантиями свободы слова. Один из этих юридических меморандумов создал предпосылки для создания тюрьмы Гуантанамо: там отмечалось, что Буш обладает 'исключительными полномочиями' по принятию решений, как именно должны содержаться заключенные. Администрация Буша в период пребывания у власти не соглашалась рассекретить ни один из этих документов.

Из обнародованных меморандумов также видно, что за пять дней до смены администрации бушевское Министерство юстиции выпустило секретное распоряжение, отменяющее самые расширительные трактовки президентских полномочий, вышедшие из-под пера его собственных юристов.

В 'Меморандуме для протокола' от 15 января первый заместитель помощника министра юстиции Стивен Дж. Брэдбери (Steven G. Bradbury) отмечает: многие установки, разработанные Управлением юридических консультаций в 2001-2003 гг., уже не отражают позицию Министерства. Минюст, добавляет Брэдбери, еще несколько лет назад секретными распоряжениями аннулировал ряд других 'неоднозначных' записок, 'и в некоторых случаях мы уже признали сомнительный характер данных предложений'. Тем не менее, меморандумы, обнародованные в понедельник, содержат много новых данных о трактовке президентских полномочий в бушевские времена.

Записка от 23 октября 2001 г., санкционирующая использование вооруженных сил для борьбы с терроризмом на территории США, была подготовлена тогдашним заместителем помощника министра юстиции Джоном Йу (John Yoo) - ныне он преподает юриспруденцию в Калифорнийском университете в Беркли - и специальным советником Робертом Делаханти (Robert Delahunty). Йу не ответил на наши звонки с просьбой прокомментировать ситуацию, а Брэдбери отказался разговаривать на эту тему.

'В связи с этими военными операциями, которые могут быть предприняты на территории США и затронуть американских граждан, возникают новые и непростые вопросы в сфере конституционного права', - отмечают авторы записки. Однако, по их мнению, президент, в качестве Верховного главнокомандующего воюющей страны, имеет право санкционировать подобные чрезвычайные меры. Из меморандумов явствует, что после 11 сентября в администрации Буша уже обсуждался вопрос о прослушивании разговоров на территории США без судебного ордера, и принятии иных мер в обход надзора со стороны Конгресса и судебной системы. 'Нынешняя кампания против терроризма может потребовать еще более широкого применения полномочий исполнительной власти внутри страны', - утверждали Йу и Делаханти в записке от 23 октября 2001 г.

Президент Барак Обама и министр юстиции Эрик Холдер (Eric Holder) обещают как можно скорее обнародовать другие правовые меморандумы бушевской администрации, еще находящиеся под грифом 'Секретно'. В своем выступлении в понедельник Холдер отметил, что осознает необходимость защиты Америки от терроризма: 'Однако при этом мы должны сохранять, отстаивать и защищать права, закрепленные в нашей Конституции, и принцип верховенства закона в целом'.

Представители Американского союза за гражданские свободы (American Civil Liberties Union) приветствовали обнародование документов, но отметили, что администрации Обамы необходимо также сделать достоянием общественности 'десятки все еще засекреченных правовых меморандумов, связанных с допросами, содержанием под стражей, 'передачей особым порядком', слежкой и иными мерами администрации Буша, которые пока не преданы огласке'.

В работе над статьей участвовали Грег Миллер (Greg Miller) и Дэвид Дж. Сэведж (David G. Savage) из Вашингтонского корпункта Chicago Tribune