Одним из условий продолжения переговоров по соглашению о партнерстве между ЕС и Россией могло бы стать подписание Россией пакта о ненападении с ее соседями. Эта рекомендация содержится в докладе, составленном депутатом Европейского парламента от Польши Янушем Онышкевичем (Janusz Onyszkiewicz) и опубликованном 8 марта.

'Комитет (комитет Европейского парламента по международным делам) считает, что идущие в настоящее время переговоры по вопросу нового соглашения о партнерстве между ЕС и Россией не должны восприниматься как легитимизирующие статус-кво в Грузии. Согласно условиям нового соглашения, Россия должна дать гарантии неприменения силы против своих соседей. Переговоры о возобновлении соглашения о партнерстве между ЕС и Россией, срок действия которого истек в конце 2007 г., начались 4 июля 2008 г. и были приостановлены после начала войны в Грузии. Решение о возобновлении переговоров было принято на саммите ЕС-Россия в Ницце в ноябре прошлого года, - отмечается в докладе, в котором также содержится призыв к России 'способствовать поиску прочного политического урегулирования в Косово, Приднестровье и Молдове'.

Строгий тон европарламентариев вызвал в Кремле довольно негативную реакцию. Глава комитета российской Думы по международным делам Константин Косачев связал эти рекомендации с грядущими выборами в Европе. 'Такая радикальная точка зрения некоторых евродепутатов обусловлена началом избирательной кампании. В начале июня проходят выборы в Европейский парламент, и многие депутаты с готовностью спекулируют на тему России', - заявил Косачев.

Россия была подвергнута критике со стороны еще одного высокопоставленного представителя ЕС. Бенита Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner), комиссар ЕС по внешним связям и европейской политике соседства, заявила, что 'Война в Грузии и газовый кризис серьезно подорвали уровень доверия' в отношениях между Европой и Россией. Однако она также указала на важность продолжения сотрудничества с Москвой. 'В настоящее время мы стоим на перепутье. Россия сильно пострадала в результате глобального экономического кризиса и, в особенности, падения цен на энергоносители. Когда я была в начале февраля в Москве с председателем [Еврокомиссии] Баррозу и восемью другими комиссарами, я отметила растущее понимание уровня нашей взаимозависимости и необходимости сотрудничества по многим вопросам', - заявила Ферреро-Вальднер, выступая 9 марта в Лондоне.

'В ноябре прошлого года Комиссия провела комплексную оценку отношений ЕС-Россия. Мы пришли к выводу о том, что не стоит скрывать определенные разногласия, существующие между нами, - такие, как Грузия и права человека; но также о том, что они не должны мешать нам вести практическое взаимодействие по вопросам, представляющим взаимный интерес. В настоящее время мы ведем переговоры о новом соглашении ЕС-Россия, призванном создать правовые обязательства и эффективные способы разрешения споров. Вместе с приемом России в ВТО, за который мы всегда активно выступали, это самый эффективный способ подтолкнуть Россию в направлении уважения систем, основанных на правилах', - добавила Ферреро-Вальднер.

Еврокомиссар подчеркнула, что новое соглашение с Россией позволит сторонам четко провести 'предельные черты' в своих отношениях. К ним она отнесла 'обязательства России о выводе своих войск из Молдовы и Грузии'. Ферреро-Вальднер также говорила о программе 'Восточное партнерство', распространяющейся на бывшие советские республики Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину. Она назвала этот проект 'амбициозным', заявив, что углубление двусторонних отношений между ЕС и его восточными партнерами будет зависеть от того, насколько продвинутся данные страны в сфере 'демократии, верховенства закона и прав человека'. 'Те страны, где будет отмечено продвижение, смогут претендовать на более тесные политические отношения с ЕС - в форме соглашения об ассоциированном членстве, - заявила комиссар. - Выстраивание отношений с восточными партнерами должно быть двусторонним процессом. Они хотят более свободной торговли и упрощения порядка въезда. ЕС хочет стимулировать реформы. Реального продвижения по соглашениям о свободной торговле мы можем добиться лишь с теми странами, экономика которых действительно готова открыться для конкуренции. А упрощение визового режима может произойти лишь с теми странами, которые выдают защищенные проездные документы, надлежащим образом ведут пограничный контроль, и с которыми подписаны соглашения о реадмиссии', - заявила комиссар.

Заявления европейских чиновников стали 'полной неожиданностью' для России, считает независимый грузинский политолог Сосо Цискаришвили. Он говорит, что инициатива по установлению 'предельных черт' в отношении действий России в Грузии была согласована Вашингтоном и Брюсселем, и Кремль был к ней не готов, поскольку ранее Запад занимал по отношению к России, казалось бы, более терпимую позицию.

'Это стало ответом на бесстыдное предложение российского президента Медведева о создании 'новой стратегической концепции безопасности' с Западом. Думаю, Европа была удивлена такой инициативой от страны, которая сама совершила агрессию в отношении соседа. Россия слишком долго игнорировала слабость своей позиции при объяснении причин войны в Грузии, и теперь у нее еще больше проблем, чем могло было бы быть, поскольку Брюссель наряду с грузинскими вопросами упомянул о присутствии российских войск в Молдове', - считает аналитик.

Сосо Цискаришвили добавил, что решение России принять или проигнорировать требования Запада будет зависеть от 'личной воли' российских лидеров 'развивать Россию как современное государство или оставаться политическими камикадзе'.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.