Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Европа без границ

Насколько прозрачны шенгенские кордоны?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пограничный контроль на внутренних границах Европейского Союза отменен, - многие так думают. Но между странами, вошедшими в Шенгенскую зону, госграницы продолжают существовать, а значит, и охраняться.

Креатив внутри Шенгена

Польская железнодорожная станция 'Жебин' - последняя на границе с Германией, стоянка поездов длится 10-20 минут, до Берлина отсюда рукой подать. После вступления Польши в Шенген здесь погранконтроля формально нет, но... проверки остались. Вместе со службой безопасности железнодорожных путей польские и немецкие пограничники выборочно проверяют пассажиров. Одновременно опрашивают проводников о наличии подозрительных лиц и кражах в вагонах. Каждый пассажир обязан при себе иметь внутренний национальный паспорт или заграничный, потому что его могут потребовать предъявить не только на приграничной станции, но и в Берлине или Варшаве. В основном проблемы возникают с гражданами, у которых открыта, например, только польская виза. Зная, что Польша уже год, как в Шенгенской зоне, многие туристы решают поехать в Германию или, скажем, во Францию, а когда их задерживают, не понимают, что же они нарушили. Поэтому, оформляя визу в консульстве, не забудьте обратить внимание на информацию о ее предназначении.

На первый взгляд, границы государств, подписавших Шенгенский договор, стали совершенно открытыми. Люди и автомобили беспрерывным потоком, даже не притормаживая в пунктах пропуска через некогда неприступные кордоны, колесят по странам Центральной, Западной и Восточной Европы. Но расслабляться не стоит. Документ, подтверждающий гражданство, нужно всегда иметь при себе и быть готовым, что даже за десятки километров от границы вас остановит пограничный патруль и дотошно проверит законность пребывания в той или иной стране. Пограничников на внутренних границах ЕС хоть и стало меньше, но они там есть, а полномочий у них даже больше.

Комендант польского пограничного отдела 'Швецк' подполковник Криштоф Чак прекрасно помнит динамику упрощения контроля на польско-немецкой границе. Еще пять лет назад в пункте пропуска 'Швецк' польские и немецкие инспектора работали каждый в своей кабине паспортного контроля, а людей и автомобили по очереди проверяла каждая из сторон. В 2004 г., когда Польша вошла в ЕС, узаконили совместный контроль по проверке документов и транспортных средств, но многокилометровые очереди все равно оставались. После вступления Польши в Шенгенскую зону проезд через пункты пропуска стал свободным, а кабины паспортного контроля приспособили под пункты обмена валюты. Автоперевозчики наконец-то перестали сутками простаивать на границе.

Теперь выборочный контроль проводится по всему приграничью. Мобильные группы, в которые входят сотрудники пограничной службы, полиции, таможни, транспортной инспекции, лесного хозяйства, а при необходимости еще и представители службы охраны железнодорожных путей, работают в пределах стокилометровой зоны от линии национальной границы. Они проводят комплексные проверки законности пребывания в стране и поддерживают правопорядок на международных путях сообщения. При этом тотальной проверки нет - сейчас всячески поощряется инициатива и нестандартность мышления всех сотрудников. Креативный подход к оценке ситуации и адекватное планирование своей службы становится чуть ли не всеобщим правилом.

Внутри Шенгена противоправных деяний все же хватает. В докризисные времена чаще всего европейцы злоупотребляли продажей сигарет без акцизных марок и трудоустройством нелегальных мигрантов. Как оно будет дальше - прогнозировать никто не берется. Но к возможному всплеску контрабандной деятельности пограничники стран ЕС готовы, теперь они не привязаны к пунктам пропуска и национальной территории. Между ними установлены прямые контакты, они работают более гибко и при необходимости могут преследовать нарушителей даже на сопредельной территории.

Облавы на дорогах

С челноками на внутренних границах ЕС, как правило, не борются - суеты много, а толку мало. Другое дело - водители-дальнобойщики. В нескольких километрах от границы выставляется временный контрольный пункт, в состав которого входят все надзорные службы и, например, три десятка машин одна за другой выводятся из потока для тщательной проверки. Каждая служба действует в рамках своей компетенции, но в итоге проверяется абсолютно все вплоть до того, сколько часов за прошедшие сутки водитель провел в движении и не нарушил ли он европейские правила грузоперевозок. На таких передвижных пунктах контроля дорожная инспекция может установить весы и заодно проверить соответствие веса автомобиля и его груза указанному в сопроводительных документах. Даже если в такой инспекционной группе не оказалось представителей всех контролирующих служб, пограничники, скажем, польского мобильного патруля могут легко обойтись и без них: после вступления Польши в Шенген их полномочия расширились и во многом пересеклись с функциями таможни и инспекции дорожного транспорта.

Тактика мобильного патруля проста и эффективна. Зная, что все водители имеют радиостанции и мобильные телефоны, по которым они обмениваются информацией друг с другом, пограничники с помощью биноклей высматривают автомобили, пытающиеся изменить маршрут. Информацию о подозрительной машине передают вспомогательным постам, которые расположены ближе к границе, или полиции сопредельной страны. При этом любой европейский правоохранитель прежде всего будет думать не как остановить и проверить автомобиль, а как при этом не мешать общему движению. Поэтому редко тормозится машина, следующая в плотном потоке, - реакция водителей на взмах полицейского жезла типична: или резко нажать на тормоз, или увеличить скорость, а это уже предпосылки к ДТП. Вопросам общественной, впрочем, как и личной безопасности в ЕС уделяют большое значение.

В одном месте контрольные посты находятся недолго - 2-3 часа, после чего переезжают на другой участок. Иногда проводятся масштабные акции по проверке автотранспорта, тогда подключаются правоохранительные службы сопредельной страны. В униформе и в штатских костюмах пограничники вместе с полицией перекрывают все дороги, чтобы проверить реакцию водителей и выявить тех, кто стремится избежать контроля. В этом случае задерживаться на автозаправках дольше обычного не рекомендуется - это уже серьезный повод для проверки. Такой подход очень дисциплинирует людей в приграничье.

Центр оперативного сотрудничества

Недалеко от Франкфурта-на-Одере в бывшем пункте пропуска 'Швецк' вот уже год действует Центр сотрудничества пограничных, таможенных и полицейских служб Польши и Германии. 8 контрольных служб обеих стран круглые сутки обмениваются информацией о состоянии дел на границе и вообще обо всем, что нужно знать правоохранительным органам этих государств.

В ЕС действует единая информационная система Шенгена - SIS, но при этом каждое ведомство имеет доступ к своей корпоративной базе данных и в случае необходимости предоставляет нужные сведения коллегам. Так, если в Германии задержан поляк без водительских прав, то немецкий патруль может оперативно связаться с сотрудником этого центра, который в свою очередь через польских представителей выяснит, выдавались ли права такому-то гражданину и не изымались ли за правонарушения. В случае задержания в Германии или Польше группы иностранцев можно быстро выяснить статус этих людей и законность их пребывания в стране.

Кроме обмена информацией, здесь координируют действия немецких и польских правоохранительных органов, производят депортацию задержанных лиц, оформляют сопроводительные документы. Основная задача центра - решать все возникающие вопросы в максимально сжатые сроки.

В Европейском Союзе действуют 20 подобных центров трансграничного сотрудничества, которые и координируют работу правоохранительных служб в Шенгенской зоне. Без таких центров на уточнение элементарного вопроса потребовалось бы несколько часов или дней, теперь это делается за считанные минуты.

По словам немецкого национального координатора в Центре 'Швецк' капитана Маркуса Лореншайта, Германия имеет десятилетний опыт работы таких центров и считает их деятельность оптимальным способом решения возникающих на границе и приграничье проблем: 'Это наикратчайший путь к общению, у нас нет языкового барьера, полное понимание и доверие. Если к нам обращаются немецкие правоохранительные службы, то я знаю возможности моих польских коллег и на какую помощь можно рассчитывать'.