Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Одноклассники умирают первыми

Наши школы становятся все опасней

Одноклассники умирают первыми picture
Одноклассники умирают первыми picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Этой девочке повезло - она осталась в живых. Девять ее ровесников никогда больше не смогут пойти в школу. Почему их бывший соученик, семнадцатилетний Тим Кречмер решил свести счеты таким диким образом, так никогда и не станет ясно.

Одетый в униформу

'Мы сидели в классе, когда услышали пять-шесть выстрелов подряд, - вспоминает одна из учащихся винненденской школы. - Сначала я подумала, что это чья-то неудачная шутка, но когда увидела, что люди выпрыгивают из окон, сама бросилась бежать. Потом мы увидели, как к школе стали подъезжать многочисленные полицейские автомобили и скорая помощь...'

Этой девочке повезло - она осталась в живых. Девять ее ровесников никогда больше не смогут пойти в школу. Почему их бывший соученик, семнадцатилетний Тим Кречмер решил свести счеты таким диким образом, так никогда и не станет ясно. Известно лишь, что в полдесятого утра он, одетый в маску и черную униформу, ворвался в школу и стал прицельно расстреливать людей. 60 выстрелов совершил Тим, как потом установила полиция, и убил на месте 9 детей и 3 учительницы. Несмотря на то, что полиция тут же оцепила здание школы и взяла под контроль все дороги, ведущие из Виннендена, преступнику удалось сбежать. В парке он убил еще одного случайного прохожего. После этого он взял в заложники владельца Volkswagen и заставил водителя ехать по направлению к автобану.

В соседнем Вендлингене убийца выпрыгнул из автомобиля и побежал к автосалону. На территории салона новые убийства - Тим застрелил продавца и одного из посетителей, после чего пытался бежать. В этот момент его настигли полицейские, завязалась перестрелка. Двое полицейских были ранены, раненый в ногу Тим покончил с собой... 17 человек - вместе с убийцей - вот ужасающий результат этой трагедии. Кстати, если бы не директор школы Астрид Хан (Astrid Hahn), жертв могло бы быть гораздо больше. Узнав о происходящем в школе, директор тут же передала по громкой связи закодированное сообщение: 'Frau Koma kommt'. Услышав его, учителя немедленно закрыли классы, преградив дорогу убийце.

Помешанный на оружии

Как могла произойти эта драма, и откуда убийца достал оружие? Если на первый вопрос до сих пор нет ответа, то на второй удалось почти сразу получить информацию. Злополучный пистолет 'Беретта' и огромное количество патронов были взяты... дома. Отец Тима, владелец собственной фирмы и увлеченный член местного стрелкового клуба, хранил дома 15 единиц огнестрельного оружия. Большинство из них было заперто в сейфе, а 'Беретта' и часть патронов лежали в спальне, где Тим их преспокойненько и взял. За нарушение правил хранения оружия против Кречмера-старшего завели уголовное дело.

'Он был помешан на оружии, - рассказывает бывший приятель Тима, Михаэль из города Вайлера. - Когда-то мы с ним дружили, он увлекался настольным теннисом и был очень талантлив в спорте. Выигрывал кубки и медали в соревнованиях. Но два года назад мы перестали общаться, он становился все более странным. Вместо спорта его стали интересовать фильмы ужасов, которые он беспрерывно смотрел, компьютерные игры и пистолеты. И он упражнялся повсюду: в подвале своего дома, на турнирах и даже на детской площадке...'

Видимо, стрельба по живой мишени в какой-то момент перестала быть для него только виртуальной реальностью. И в ночь перед преступлением он тоже играл в свою любимую компьютерную игру, расстреливая человечков...

То, что юноша страдал раздвоением личности и был психически болен, его родители не подтверждают. Однако директор психиатрической клиники в Вайнсеберге вблизи Хайльбронна Матиас Михель (Matthias Michel) рассказал о том, что в прошлом году подросток неоднократно лечился от депрессии в этой больнице амбулаторно и стационарно, и ему было рекомендовано дальнейшее пребывание в больнице Виннендена. Но Тим лечение отклонил.

Несчастная любовь или насмешки окружающих?

Почему Тим решил совершить это страшное преступление, теперь трудно понять. Запись в чате, где подросток якобы рассказывал о будущем убийстве, оказалась подделкой, фальшивый след. Однако достоверно известно, что юношу очень интересовали драмы, произошедшие в школах Эрфурта и Эмсдеттена. Он не раз появлялся на форумах сайтов, на которых обсуждались эти убийства, и под разными именами высказывал свое мнение.

Возможно всему виной - несчастная любовь и девочка, которая не разделила страсти Тима. Ведь 8 из 9 расстрелянных школьников были девушками, причем почти все они были убиты прицельным выстрелом в голову.

Другая возможная версия - насмешки окружающих. Его знакомые признают, что над Тимом многие смеялись. Некоторые даже говорят о травле. 17-летний в ответ все больше уходил в себя, почти все свободное время проводя дома перед компьютером. Возможно, что вину за свою изоляцию Тим возложил на окружающих...

Избежать нового Виннендена и Эрфурта

Теперь власти пытаются понять, каким образом можно избежать новых трагедий, ставших, к сожалению, в Германии почти обыденностью. Превратить школы в неприступные крепости, приставив к каждой дюжину полицейских? Или ужесточить закон, регулирующий правила торговли и владения оружием? Некоторые политики, например, потребовали запретить членам стрелковых обществ держать дома оружие. Но тогда пистолеты и винтовки будут складироваться на базах стрелковых клубов, которые не достаточно защищены от возможных разбойных нападений, - парируют другие эксперты.

Есть и предложения более активно привлекать к работе в школах детских психологов, которые должны работать с такими, как Тим, страдающими от насмешек окружающих.

Пока же психологи и педагоги опекают ребят из школы Виннендена. В понедельник в спортзалах и общинных центрах города начались уроки по желанию. Здание школы, где все произошло, закрыто на неопределенный срок, а обычные занятия начнутся не раньше, чем через неделю. Пока же детей ожидают дальнейшие печальные мероприятия - похороны жертв убийства.

Комментарий психолога Александра Файна

Амок - от малайского 'менгамук' ('впадать в ярость') - социокультурный симптом, проявляющийся в результате совокупности самых разных обстоятельств и поведенческих особенностей человека.

Вероятность его проявления наступает, когда человек попадает в сложные, экстремальные условия и чувствует себя в безвыходном положении. Кстати, многие ошибочно думают, что в основе амока лежит исключительно болезненное психическое состояние. Это неверное понимание приводит к совершенно неправильным выводам, порождая проблему в подходах и оценках. Причины же проявления амока могут быть самые разные, назову некоторые из них. Первое - желание свести счеты с жизнью и унести с собой как можно больше жизней, чтобы, уходя, навредить этому миру. Второе - намерение прославиться любой ценой ('слава Герострата'). Третье - психическое расстройство.

У подростков же одной из причин проявления этого социокультурного симптома может быть возрастная дезориентация в современном мире. Гибкая подростковая психика проявляет себя неадекватно под тяжестью различных обстоятельств, происходит смешивание действительности и фантазий. В этом состоянии юноши ведут себя агрессивно по отношению к окружающим. И в исключительных случаях, при трагическом стечении обстоятельств, да еще если под рукой оказывается оружие, они могут совершить убийство. Не было бы оружия - в большинстве случаев не было бы и трагедии, которая произошла в городке Винненден.

Есть ли средства предотвратить амок? Его невозможно ни лечить, ни предложить эффективную профилактику. Каждый случай уникален. Пересечение личных проблем с общественной неустроенностью говорит о том, что мы не застрахованы от следующих трагических эпизодов. Между прочим, хотя сегодня все больше ситуаций, которые осложняют жизнь человека, амок не является каким-то современным проявлением. Он существует давно и многократно описан в литературе. Но сегодняшняя опасность - в наличии современного скорострельного оружия, такого простого в применении, что даже ребенок может с ним справиться. Именно поэтому запретить хранение оружия дома, спрятать его с глаз - было бы вполне разумно. Ведь беда случается только тогда, когда под руку отчаявшемуся человеку с агрессивными фантазиями попадает оружие. А что касается компьютерных игр, корень зла - не в них, во время игры агрессия, наоборот, уходит. Известно, что в 'войнушку' играли всегда.

Задумываясь над тем, как освобождаться от накопившейся внутренней агрессии, можно было бы обратиться к опыту других стран. Японцы, как известно, решают эту проблему, избивая 'кукол-начальников'. Для Германии, где на распродажах можно накупить предостаточно дешевой посуды, я бы рекомендовал идти по другому японскому пути - устраивать дни битых чашек.

Но если говорить совсем серьезно, ясно одно, проблема амока - практически неразрешимая. Нужны определенные преобразования в работе общественных институтов. Следует приступить к совместно выработанным комплексным мерам, способствующим усилению работы служб помощи семье. А отдельные подростки, находящиеся в состоянии кризиса, должны быть в поле зрения специалистов, общаться с которыми следует так же интенсивно, как с домашними врачами.

И хотя в Германии вопрос помощи населению хорошо продуман, есть и социологические службы, но их количество необходимо увеличить раз в десять. Люди должны иметь возможность обращаться в эти службы в момент глубоких переживаний. Человек, когда ему плохо, не должен находиться один, ведь чувство одиночества разрушает психику. Прелюдия амока - отсутствие умного собеседника, друга, помощника. n

Хроника трагедий в Европе

Не только в Америке, но и в школах Европы массовые убийства и нападения на людей в последние десятилетия стали, к сожалению, почти обыденным явлением. Вот лишь некоторые из страшных трагедий:

13 марта 1996 года, Данблейн, Шотландия. Маньяк убивает в спортзале начальной школы 16 первоклассников и их учительницу. Еще 12 детей и два педагога были ранены. Убийца застрелился.

9 ноября 1999 года, Майсен, Германия. 15-летний ученик саксонской гимназии задушил преподавательницу на виду у всего класса. Пытался скрыться с места преступления, но был задержан местной полицией.

8 июня 2001 года, Осака, Япония. 37-летний маньяк задушил 8 детей в местной школе и еще 20 школьникам нанес тяжкие телесные повреждения.

26 апреля 2002 года, Эрфурт, Германия. Выпускник местной гимназии ворвался в здание своей бывшей школы, где расстрелял 16 человек - 12 преподавателей, двоих учащихся, секретаршу и полицейского, после чего покончил с собой.

20 ноября 2006 года, Эмсдеттен, Германия. Вооруженный выпускник реальной школы ворвался в здание и стал стрелять во всех без разбору. Пятеро человек получили огнестрельные ранения, еще 32 ученика - отравление дымом. Убийца покончил с собой.

7 ноября 2007 года, Йокела, Финляндия. 18-летний ученик убил 8 человек в здании школы.

23 сентября 2008 года, Каухайоки, Финляндия. Ученик профессиональной школы застрелил 10 человек, после чего покончил с собой.

23 января 2009 года, Дендермонд, Бельгия. Маньяк проник в детский садик, где зарезал двух малышей и воспитательницу. Психически невменяемый преступник был задержан полицией.

В школах России и стран бывшего СССР вместо винтовок и автоматов в ход идет холодное оружие. Так, в марте 2007 года в литовской Клайпеде ученики забили до смерти топором своего учителя физкультуры. В сентябре 2006 года конфликт двух десятиклассников из московской школы ? 563 закончился поножовщиной, в результате - один школьник зарезал другого. В 2007 году в Днепропетровске трагедия вышла за пределы учебного заведения, но от этого не стала менее ужасной. Три одноклассника, дети богатых родителей и недавние выпускники школы, за короткое время убили 19 человек в городе. Все преступления были совершены не из-за наживы, а лишь ради развлечения! Заядлые компьютерные игроки и любители стрелялок, 'детишки' снимали свои убийства на видеокамеры мобильных телефонов.