Трудно оспорить пессимистичные оценки российско-американских отношений, которые превалировали в конце прошлого года. К сожалению, отношения ухудшились из-за планов предыдущей администрации США - в частности, по развертыванию американской глобальной системы противоракетной обороны в Восточной Европе, попыток передвинуть границы НАТО на восток и отказа от ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Все эти позиции подрывали интересы России, и в случае их реализации неизбежно потребовали бы ответа с нашей стороны.

Я считаю, что ликвидация таких препятствий хорошим отношениям была бы выгодна обеим странам - особенно ликвидация "токсичных активов" с целью пополнения негативного баланса - а также выгодна всему миру.

Для этого потребуются совместные усилия. Произошедший в этом году обмен посланиями между мной и президентом Обамой продемонстрировал готовность обеих сторон к построению зрелых двусторонних отношений в деловой и прагматичной манере. Для этого у нас есть "дорожная карта" - декларация о стратегических отношениях, подписанная нашими странами в Сочи в 2008 году. Крайне важно воплотить в жизнь те позитивные идеи, которые содержатся в декларации. Мы к этому готовы.

Возможных областей сотрудничества великое множество. Например, я согласен с президентом Обамой в том, что возобновление процесса разоружения должно стать нашим ближайшим приоритетом. Желание обеспечить абсолютную безопасность в одностороннем порядке является опасным заблуждением. Меня обнадеживает то, что наши новые партнеры в Вашингтоне осознают это.

Похоже, все мы понимаем необходимость поиска совместных решений проблем Афганистана с участием всех влиятельных игроков. Действуя в этом духе, Москва организовала проведение представительной конференции по Афганистану под эгидой Шанхайской организации сотрудничества. Мы приветствуем выдвинутую США инициативу о созыве международной конференции ООН в Нидерландах. Крайне важно, что Россия и Соединенные Штаты расценивают эти конференции как взаимно дополняющие друг друга, а не как соперничество двух стран.

Ни Россия, ни Соединенные Штаты не могут мириться с пассивностью и безразличием в наших отношениях. Я говорил в Вашингтоне в ноябре прошлого года о необходимости положить конец кризису доверия. Для начала мы должны договориться, что преодолеть наше общее негативное наследие можно, лишь обеспечив равенство и взаимную выгоду, а также приняв во внимание наши обоюдные интересы. Я готов к такой совместной работе с президентом Обамой на основе этих принципов, и я надеюсь начать ее уже завтра, на нашей первой встрече в Лондоне перед саммитом "Группы 20".

Состояние мировой экономики вызывает у всех нас большую обеспокоенность. Мы можем обеспечить жизнеспособность мировой финансовой системы лишь путем построения ее взаимодополняющей архитектуры, основанной на диверсифицированной системе региональных резервных валют и финансовых центров. Во время саммита Россия и Соединенные Штаты смогут возглавить усилия по созданию универсальных правил и порядков, которые будут действовать в отношении всех без исключения сторон. Мы должны также вместе подумать о целесообразности введения мировой наднациональной резервной валюты, возможно, под эгидой Международного валютного фонда.

В двусторонних отношениях нам нужно больше успешных инвестиционных проектов, совместных исследований и разработок компаний, нам надо наращивать торговлю высокотехнологичной продукцией.

С окончанием "холодной войны" и последовавшей за ней глобализацией в корне изменился геополитический контекст наших отношений, и существенно выросло значение руководства. Сегодня эффективное руководство должно быть коллективным, основанным на желании и способности находить общие знаменатели в интересах международного сообщества и основных групп государств. Саммиты "Группы 20" являются крупным шагом в этом направлении.

Я убежден, что Россия и Соединенные Штаты могут многое предложить миру, сохраняя при этом нашу особую ответственность в мировых делах. Такие возможности более всего видны в вопросах стратегической стабильности и ядерной безопасности. Характер российско-американских отношений в значительной мере определяет трансатлантическую политику, основой которой могло бы стать трехстороннее сотрудничество между Европейским союзом, Россией и США.

Необходимость перезапуска нашего сотрудничества подсказана отчасти историей наших отношений, которая включает в себя целый ряд весьма эмоциональных моментов: дипломатическую поддержку России Соединенным Штатам на критических этапах развития Америки, нашу совместную борьбу с фашизмом и эпоху разрядки.

В своем инаугурационном обращении президент Обама недвусмысленно выразил свое понимание того, что Соединенные Штаты должны меняться вместе с остальным миром. Его речь произвела на меня глубокое впечатление своей непредвзятой оценкой проблем Америки. Я согласен, что величие никогда не является чем-то данным. Его надо заслужить.

Еще давно Алексис де Токвиль (Alexis de Tocqueville) предсказал великое будущее двум нашим странам. Пока каждая страна пытается доказать истинность этих слов себе самой и всему миру, действуя в одиночку. Я твердо верю в то, что на этом витке истории мы должны действовать вместе. Мир ждет, что Россия и Соединенные Штаты предпримут энергичные шаги для установления климата доверия и доброй воли в глобальной политике, что они не станут томиться в бездействии и разобщенности. Мы не можем обмануть эти ожидания.

Автор статьи - президент Российской Федерации

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.