Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Учимся слушать собеседника - в Кабуле

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Представьте себе сцену, которая разыгралась здесь в понедельник: американский дипломат, известный своей бесцеремонностью, и военный высокого ранга сидят за столом переговоров вместе с грозной на вид делегацией бородатых афганских племенных лидеров в тюрбанах, один из которых два года был узником лагеря в Гуантанамо. Они пришли к этим старейшинам за советом по выбору политической стратегии для США в Афганистане

Tuesday, April 7, 2009; A23

Кабул - Представьте себе сцену, которая разыгралась здесь в понедельник: американский дипломат, известный своей бесцеремонностью, и военный высокого ранга сидят за столом переговоров вместе с грозной на вид делегацией бородатых афганских племенных лидеров в тюрбанах, один из которых два года был узником лагеря в Гуантанамо. Они пришли к этим старейшинам за советом по выбору политической стратегии для США в Афганистане.

Немолодой мужчина из провинции Пактия, ведущий переговоры от имени всей группы, смотрит на высоких представителей США немигающим взором, который словно пришел из другого тысячелетия. Когда-то Соединенные Штаты помогли Афганистану бороться с русскими захватчиками, говорит он, но теперь они идут по стопам русских. Америка должна прекратить убивать афганских мирных жителей и начать переговоры о прекращении боевых действий с некоторыми из повстанцев-талибов, советует он.

Американцы согласно кивают. Ричард Холбрук (Richard Holbrooke), специальный посланник по Афганистану и Пакистану, славящийся упрямством и прямолинейностью, ласково спрашивает племенных лидеров: 'В чем привлекательность 'Талибана' для народа?'. Адмирал Майк Маллен (Mike Mullen), председатель Объединенного комитета начальников штабов, допускает перед лицом группы, что военным понадобилось 'слишком много времени для того, чтобы признать ущерб, который мы причинили обысками в домах и бомбардировками' и обещает изучить новые способы ограничения подобного ущерба для гражданского населения.

Таковы первые плоды новой политики администрации Обамы по Афганистану. Главный пункт плана, о котором было объявлено в конце марта, - это направление еще 4000 американских военнослужащих для обучения афганской армии и полиции. Помимо переговоров с племенными старейшинами, два высоких представителя США встретились с делегациями политиков-диссидентов, женщин-парламентариев, экспертов по сельскому хозяйству и мусульманских лидеров из совета под названием 'улема'.

Общаясь с каждой из групп, Холбрук и Маллен повторяли одно и то же: Соединенные Штаты не поддерживают и не выступают против какого-либо кандидата на президентских выборах, намеченных на август; они тратят миллиарды на обучение армии и полиции Афганистана для того, чтобы войска США и коалиции могли покинуть страну как можно раньше, а также стремятся наладить диалог с некоторыми из своих нынешних противников.

Это было великолепное дипломатическое шоу, и желаемый эффект, по-видимому, был достигнут. 'Именно этого мы и ждали', - говорит Ханиф Атмар, министр внутренних дел Афганистана. Он назвал политику Обамы 'афганизацией' войны и прогнозирует, что большинство его соотечественников 'поддержит ее всем сердцем'. Пожалуй, президент Афганистана Хамид Карзай, уделивший американским гостям чуть больше времени, чем улема, не испытывал такого энтузиазма, учитывая, что на выборах Америка займет нейтральную позицию.

Во многом стороны сошлись: многие афганцы прямо обвиняли Пакистан и его разведывательную службу ISI в финансировании боевиков движения 'Талибан', критиковали правительство Карзая за коррупцию и хвалили излюбленный проект Холбрука по резкому увеличению помощи сельскохозяйственному сектору Афганистана.

Визит в Афганистан был необычным упражнением в умении слушать для сверхдержавы, которая в годы Буша считала, что стратегия коммуникации заключается в том, чтобы говорить громче. Особенно интересно было наблюдать за Холбруком, слушающим собеседников. 'Посоветуйте нам, как достичь примирения с талибами', - призывал он религиозных лидеров. 'Какие еще у вас есть предложения?' - спрашивал он племенных вождей.

Но этот оптимистичный тур мог создать ложное впечатление: мол, проблемы Афганистана можно решить новыми открытыми переговорами. Иллюстрацией того, насколько сложно будет добиться перелома в войне, служит карта в кабинете Атмара. Те районы, в которых боевики представляют существенную угрозу, обозначены красным, а те, которые контролируются противником - черным. Южная половина страны, где живет более 50 процентов населения, почти полностью закрашена красным и черным.

На другом конце города, в пресс-центре американского военного командования, демонстрируется презентация в PowerPoint. Заголовок слайда гласит: 'Стакан наполовину полон!' Возможно, это так, но впереди целое лето тяжелых боев, и прежде, чем в войне Обамы произойдет перелом, его могут ждать еще большие трудности.

При виде Холбрука, мило беседующего с афганцами, у меня родился заголовок: 'Бульдозер знакомится с трясиной'. Дипломат, начинавший свою внешнеполитическую карьеру в Сайгоне, ищет здесь способ избежать очередного Вьетнама.

Но Афганистан - еще не самая большая проблема для Холбрука и Маллена. Еще больше их пугает появление боевиков 'Талибана' в соседнем Пакистане, куда они прибыли поздно вечером в понедельник в рамках своего турне. Как заметил один из афганских племенных старейшин: 'Разберитесь с ISI, и проблема будет решена'.

Дэвид Игнатиус - соведущий интернет-форума международной тематики PostGlobal