Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нервное возбуждение по поводу ожидаемых авианалетов Израиля

Страны Персидского залива в ожидании нападения на иранские ядерные объекты

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Государства-члены Совета по сотрудничеству стран Персидского залива - Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман - готовятся к возмездию Ирана в ответ на израильские бомбардировки его ядерных объектов, которые, как полагают многие, будут осуществлены чуть позднее в нынешнем году.

Государства-члены Совета по сотрудничеству стран Персидского залива - Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман - готовятся к возмездию Ирана в ответ на израильские бомбардировки его ядерных объектов, которые, как полагают многие, будут осуществлены чуть позднее в нынешнем году.

И там и здесь на территории этих стран вокруг главных нефтяных объектов потихоньку развертываются ракетные батареи 'Пэтриот'. Система 'Пэтриот' предназначена для обнаружения, сопровождения и уничтожения приближающихся ракет длиной от 10 до 20 футов, которые летят со скоростью, в три-пять раз превышающей скорость звука. У Ирана сотни таких ракет - как управляемых, так и неуправляемых.

В Вашингтон зачастили высокопоставленные военные начальники из стран Совета по сотрудничеству, в том числе, командующие сухопутными войсками, ВВС и ВМС. Руководители стран Персидского залива опасаются, что новое израильское правительство, которое возглавил жесткий и бескомпромиссный премьер-министр Беньямин Нетаньяху (Benjamin Netanyahu), откажется от любой возможности урегулирования в Палестине. Именно это имел в виду министр иностранных дел Авигдор Либерман (Avigdor Lieberman), который четко заявил: 'Мы больше не считаем себя связанными обязательствами предыдущего правительства по переговорам о палестинском государстве'.

А как насчет соглашения от 2007 года о решении проблемы в рамках сосуществования двух государств, принятого в Аннаполисе? Это было до нас, заявляет новая правящая команда из Израиля. Либерман даже хочет лишить всех прав тех израильских арабов, которые нелояльны к еврейскому государству.

Новый 'суперпереговорщик' по ближневосточному урегулированию Джордж Митчелл (George Mitchell) не останавливается ни перед чем. Он уже в третий раз прибыл в этот регион после избрания Барака Обамы президентом. Митчелл видит проблеск надежды на достижение мирного соглашения с Сирией, которое позволит разорвать тесные связи правящей диктатуры этой страны с Ираном. Тем не менее, правительство Нетаньяху не собирается отказываться от контроля над Голанскими высотами, которые Израиль оккупировал еще в 1967 году во время 'шестидневной войны'.

Хотя Иран на словах и разжимает свои кулаки, как это сделал президент Обама с кулаками Америки, никто в Израиле, и мало кто в других странах верит в то, что иранские религиозные лидеры откажутся от своих ядерных амбиций, которые они тайно вынашивают последние двадцать пять лет. Нетаньяху выразил едва ли не единодушное мнение всех израильтян, когда сказал, что иранская бомба вкупе с угрозами президента Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad) уничтожить еврейское государство создает опасность самому существованию Израиля, и что Израиль не может и не будет это игнорировать.

Умеренный президент Израиля Шимон Перес (Shimon Peres) добавил к этому свое жесткое предостережение. Если предстоящие переговоры с Ираном не дадут результатов, предупредил он, 'мы нанесем удар'. Вместе с тем, он отметил, что без Соединенных Штатов этого сделать нельзя. Шеф израильской военной разведки Амос Ядлин (Amos Yadlin) заявил членам комитета кнессета по иностранным делам и обороне, что появление у Ирана ядерного арсенала сейчас 'главным образом зависит от политического решения'.

Большая часть правителей государств, входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, предполагает, что Израиль направит свои бомбардировщики на некоторые из 27 ядерных объектов Ирана, как только на предстоящих шестисторонних переговорах станет ясно, что муллы не согласны отказаться от своих планов создания атомной бомбы. Соединенные Штаты и Иран сядут за один стол переговоров - вместе с Китаем, Россией, Британией, Францией и Германией - сделав это впервые с того момента, как иранская революция тридцать лет назад свергла покойного ныне шаха.

Очередные президентские выборы в Иране назначены на 14 июня. В этот день Ахмадинежад может лишиться своего президентского кресла, уступив его кандидату, которого западные державы считают сравнительно умеренным. Тем не менее, согласно последним заявлениям специалистов по Ирану, верховный духовный лидер аятолла Али Хаменеи (Ali Khamenei) выступает за повторное избрание своего протеже-экстремиста. Тем самым он зажжет еще один зеленый свет на пути коалиционного правительства Нетаньяху к нанесению авиационных ударов.

Что весьма любопытно, не все правящие суннитские семьи в странах Персидского залива настроены против израильской попытки сорвать ядерные планы Ирана. Большинство из них ощущает угрозу, исходящую от режима шиитских клерикалов с его ядерными устремлениями, который мечтает о господстве в зоне Персидского залива - как мечтал об этом шах, когда Британия в 1968 году отказалась от всех своих обязательств к востоку от Суэца.

В 1971 году шах захватил три стратегически важных острова возле Ормузского пролива - Абу-Муса и Большой и Малый Томб, которые Британия доверила правителю Абу-Даби. Муллы отказались их возвращать, а затем укрепили их, установив там корабельные орудия.

По всему заливу тлеет масса фитилей, которые могут вызвать крупное пожарище в масштабах всего региона, если Израиль нанесет удар по Ирану. Муллы со своими стражами исламской революции и разветвленными разведслужбами обладают грозным потенциалом для нанесения асимметричного удара возмездия. У них в распоряжении для нужд подрывной деятельности имеются также 'Хезболла' в Ливане и ХАМАС в Газе. Плюс к этому постоянно увеличивается влияние Ирана на Западном берегу реки Иордан.

Недавно Марокко разорвала дипломатические отношения с Ираном, поймав за руку его агентов, которые обращали местных жителей в свою шиитскую веру и агитировали против суннитского ислама и короля Мохаммеда VI.

В Дубае - одном из семи эмиратов ОАЭ - проживает 400000 иранцев, среди которых масса тайных агентов. В восточной провинции Саудовской Аравии, где сосредоточена большая часть ее нефтяных месторождений и находится крупнейший в мире морской нефтяной порт Рас Танура, а также расположен основной центр добычи королевства - город Абкаик, также проживает многочисленное шиитское меньшинство. А в Бахрейне, где находится штаб 5-го флота ВМС США, большинство населения шииты, и их часто агитируют против правящей суннитской семьи.

Катар, где самый высокий в мире уровень жизни, а доходы на душу населения составляют 78000 долларов, занял выжидательную позицию, прижав уши к земле. Весьма несуразная поза, но так он чувствует себя в гораздо большей безопасности. Правящая семья Аль-Тани создала телевизионную станцию 'Аль-Джазира' известную своими провокационными передачами, штаб-квартира которой расположена в столице Дохе.

Но она также разрешила Соединенным Штатам построить в Катаре базу с одной из самых длинных в мире взлетно-посадочных полос для военной авиации. В Катаре размещается передовой штаб Центрального командования США, которое базируется в Тампе и которое возглавляет генерал Дэвид Петреус.

На протяжении последних пятнадцати лет харизматичная супруга катарского эмира шейха Моза возглавляет образовательную кампанию в стране, что заставило ряд ведущих университетов США открыть в Катаре свои филиалы.

В случае нападения на Иран, который соседствует с Ираком, Тегеран вполне может помешать организованному выводу американских войск из этой страны в 2010 году. Два государства с 1980 по 1988 год вели длительную восьмилетнюю войну, унесшую жизни около 1 миллиона человек с обеих сторон. Иран пользуется большим влиянием и в западных районах Афганистана.

Оман, расположенный как раз напротив Ирана через Ормузский пролив, всегда в качестве важнейшего приоритета выдвигал поддержание хороших отношений с Тегераном. Но у предусмотрительных оманцев самая лучшая в районе Персидского залива система внутренней безопасности.

Арно де Борчгрейв - редактор по общим вопросам Washington Times и United Press International.

Обсудить публикацию на форуме