Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Такого не ожидал даже МВФ

Нет той цены, которую бы Ющенко не отдал за уничтожение Тимошенко

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Yа Украину вернулась миссия МВФ. Но парламент вдруг проваливает весь пакет законов, которые требовал фонд. И власть, и МВФ - в ступоре. Кредит нашим 'високопосадовцям', конечно, нужен позарез. Но условия фонда - беспощадны. Принять их и получить кредит - означает железобетонно проиграть любые выборы, когда бы они ни состоялись.

Революция доедает своих героев

Итак, на Украину вернулась миссия МВФ. Но парламент вдруг проваливает весь пакет законов, которые требовал фонд. И власть, и МВФ - в ступоре. Кредит нашим 'високопосадовцям', конечно, нужен позарез. Но условия фонда - беспощадны. Принять их и получить кредит - означает железобетонно проиграть любые выборы, когда бы они ни состоялись. Эффект ожидается точь-в-точь такой же, каким он был всегда в других странах, отдававшихся на милость советчиков фонда. Вполне закономерно, что между двумя главными персонажами (Ющенко и Тимошенко) начался очередной спектакль по замыливанию глаз. Друг другу, собственным гражданам и, наконец, самому Международному валютному фонду.

Месть народу за плохой рейтинг

'Я не принимаю никаких обвинений от кого бы то ни было, - заявил Ющенко в ответ на упрек в его адрес за провал законопроектов, требуемых МВФ. - Хочу ясно и четко заявить: в стране есть парламент, у парламента есть коалиция и лидером коалиции является премьер-министр'.

По словам президента, не его задачей является, каким образом сформировать или найти 226 голосов для голосования. Из 6 законопроектов, необходимых для возобновления финансирования МВФ, парламент смог принять лишь два (о повышении акцизов на алкогольные и табачные изделия, а также дизельное топливо). Оставшиеся законопроекты, по словам Ющенко, - это минимум, с которого начинается возобновление диалога с МВФ.

Стоит отметить, что на рассмотрение Верховной рады было предложено пока только три законопроекта - о внесении изменений в госбюджет, связанных с введением новых надбавок к цене на газ, а также законопроекты, касающиеся наполнения Пенсионного фонда. Провал первой серии законов в парламенте говорит, пожалуй, не просто о разногласиях по отдельным пунктам, а о более серьезных переменах в настроениях, прежде всего коалиционных депутатов.

В частности, во избежание финансового коллапса НАК 'Нафтогаз Украины' кабмин предлагал передать компании 4,5 млрд грн. за счет повышения цен на газ для промпредприятий (введение 2%-ной надбавки), населения, которое потребляет более 2,5 тыс. кубометров (на 5-10%), и увеличение в 3,5 раза цен на электроэнергию категориям граждан, потребляющим более 600 киловатт в месяц. Несмотря на то что все три законопроекта не набрали необходимого количества голосов, чтобы быть включенными в повестку дня, Тимошенко сразу после этого собрала экстренное заседание кабмина, на котором перечисленные нормы были приняты, правда, пока в виде правительственных постановлений.

С момента официального возвращения миссии МВФ в Киев Виктор Ющенко принимал участие во всех переговорах с фондом. Более того, перед телекамерами грозно призывал коалицию и премьера безотлагательно принять законы. Но когда намеченные законопроекты начали набирать лишь немногим более 200 голосов, причем поддержать весь пакет вдруг отказалось самое пропрезидентское крыло НУНС - депутатская группа 'За Украину!', позицию Виктора Андреевича, мягко говоря, никто опять не понял.

'Сегодня, 14 апреля, по прямому очевидному указанию президента Ющенко был провален антикризисный пакет законов... Виктор Ющенко дал прямое указание части депутатов, которых он лично контролирует, не голосовать за указанный пакет, - заявил лидер фракции БЮТ Иван Кириленко после провала голосования. - Теперь становится понятной и настойчивая 'работа' Ющенко по защите, а на самом деле по разрушению национальной валюты, по развалу банковской системы. Это не отдельные ошибки, а сознательная политика, своеобразная месть народу за нелюбовь и разочарование в президенте'.

По словам лидера фракции БЮТ, если бы не установленная Радой на 25 октября дата президентских выборов, то 'фракция БЮТ уже сегодня проголосовала бы за процедуру импичмента президенту': 'Что касается господина Ющенко, то после такого поступка мы уже не просим его ни цементировать парламентские силы, ни поддерживать антикризисные законы, ни консолидировать политические элиты. Наша единственная просьба к нему - никогда больше не говорить высокие слова об интересах нации'.

Гипнотизирование граждан

На днях прозвучало очередное, надо сказать, по-особому занимательное заявление в адрес самой Юлии Владимировны. Его озвучил замглавы секретариата президента Андрей Кислинский, высказавший позицию по ту сторону фронта. По словам чиновника, премьер только тем и занята в последние месяцы, что пытается 'гипнотизировать граждан яркими картинками об оживлении экономики, заставив Госкомстат скрывать реальные статистические показатели'. Замглавы секретариата не без оснований заметил, дескать, все антикризисные меры г-жи Тимошенко пока ограничиваются перечнем требований МВФ, хотя кредит фонда предназначен лишь для 'тушения пожара' кризиса.

'С одной стороны, премьер умышленно создает завышенные ожидания в связи с кредитом МВФ, - отметил Кислинский. - С другой - сознательно 'спускает на тормозах' выполнение обязательств по кредитному соглашению, так как практически каждый пункт, под которым поставила свою подпись премьер, требует принятия правительством или коалицией непопулярных решений. Вероятно, таким образом Тимошенко в очередной раз готовится перевести свою вину на кого-то, как мы уже видели не один раз'.

По словам Кислинского, кабмин внес в Верховную раду всего 10 законопроектов по преодолению экономических проблем, из которых парламент, где якобы работает правительственная коалиция с 226 голосами, принял лишь два.

Что ж, оба наших властвующих и воюющих друг с другом лагеря, конечно, на все 100% правы. По части упреков в предательстве, да и непрофессионализме противоположной стороны. Оппозиции остается лишь прибавить кое-что по существу.

Сразу после провала законов по МВФ один из лидеров Партии регионов, министр финансов оппозиционного правительства Николай Азаров сказал: 'В очередной раз, к сожалению, мы сталкиваемся с попыткой коалиции цинично обмануть своих партнеров по парламенту, обмануть оппозицию в лице Партии регионов и 'протащить' законы, связанные с получением транша МВФ'. Азаров утверждает, что в предлагаемых законопроектах коалицианты не сходятся лишь в степени жесткости некоторых мер, требуемых фондом.

'Что интересует сегодня правительство Тимошенко? Любой ценой получить кредит МВФ. В результате вместо реалистичных изменений в бюджет, которые предусматривали бы меры социальной защиты населения и поддержки реального сектора экономики, мы видим законопроект, цель которого одна - узаконить те безобразия, ту бесхозяйственность, которые происходят в системе 'Нафтогаза Украины', - заявил Азаров. - Второй законопроект, предложенный правительством, имеет целью фактически развалить систему упрощенного налогообложения (повышение отчислений в ПФ для предпринимателей-упрощенцев в 2,5-4 раза. - Авт.). А третий ограничивает право наших граждан на получение пенсий'.

В частности, по словам Николая Яновича, кабмин предлагает либо отказаться от выплаты пенсий работающим пенсионерам, либо существенно их понизить. <...> Как заявил Азаров, 'регионалы' в целом не столько против самого МВФ, сколько против условий, которые правительство не попыталось смягчить. 'Эти условия должны предусматривать необходимость направления средств в реальный сектор экономики, а не возможность того, чтобы за счет государственного кредита частные корпорации и фирмы рассчитались по своим валютным обязательствам перед западными банками', - подытожил он.

Все на спасение банков!

Николай Азаров, один из самых матерых министров финансов в истории Украины, хорошо представляет, о чем идет речь на самом деле. Как известно, одна из ключевых целей (если не единственная), под которую МФВ нам вообще дает эти $16,5 млрд., - рефинансирование банковской системы. Совершенно очевидно, что МВФ важны прежде всего удержание на плаву и стабилизация дочерних учреждений иностранных банков, которые работают в Украине. До кризиса доля иностранного капитала в нашей банковской системе была немногим более трети. Сколько будет по его итогам - один из самых интересных вопросов, пожалуй, для всех финансистов.

Простые граждане и реальный сектор экономики на эти деньги, конечно, могут даже не рассчитывать. Понятное дело, что банки, от которых зависит судьба и сотен тысяч компаний, и, простых вкладчиков, нужно как-то поддерживать. Даже если они оказались на грани банкротства и даже пусть по глупости (или безответственности) их частных акционеров. Но заведения, в которых считают деньги, перечисляют их со счета на счет и которые по идее должны бы выдавать кредиты, однако особо их не выдавали для реального сектора (пока не будем говорить, по каким ставкам они эти кредиты сейчас предлагают), - только одна сторона медали. Тогда как реальная экономика, где работу уже теряют или потеряют в недалеком будущем миллионы граждан, - совсем другая история.

Банкиры, проблемами которых все почему-то сейчас озабочены, больше, чем другими, уверяют нас, что, дескать, получив рефинансирование, они не только 'самостабилизируются', но и смогут возобновить кредитование всей экономики.

Звучит, конечно, не очень убедительно, особенно если учесть, что наш банковский капитал и в докризисные времена был не особо щедрым на кредиты под инвестиционные проекты реального сектора. Он кредитовал промышленность и бизнес вообще крайне вяло, если не сказать хуже. Например, взглянув на статистику поступлений капитальных инвестиций (инвестиций в основной капитал), мы с удивлением обнаружим, что доля кредитов в структуре основного капитала (то есть базовых инвестиционных бизнес-проектах) даже в самые тучные годы была не более 14-15%.

Кстати, доля иностранных инвесторов в общем объеме инвестиций на реальное развитие страны - около 3%! И более 60% - собственные средства предприятий. Иными словами, начиная с 90-х годов и до сих пор предприятия Украины, как и вся экономика страны, развиваются исключительно за счет собственных, внутренних ресурсов, так и не дождавшись обещанных иностранных инвестиций и более-менее дешевых кредитов.

Большинство же кредитов, по злому сговору банкиров или нет, все эти годы уходили либо под самые быстроокупаемые проекты (вроде торговых сетей и автосалонов), либо на сугубо потребительские цели граждан - под покупку импортных автомобилей, стиральных машин, микроволновок и т. д. То есть все туда же, на поддержку зарубежного производителя. Hу и, конечно же, на покупку квартир - по искусственно вздутым ценам на рынке недвижимости (в Украине, как ныне уже признали все, за последние несколько лет отмечался классический 'мыльный пузырь').

Скупость банковского сектора по отношению к реальной экономике заставляла даже крупнейших промышленников выходить на внешние рынки и брать хоть и более дешевые, но все же валютные кредиты зарубежных кредиторов. Корпорациям почти всех наших пресловутых олигархов, этих 'благодетелей' нашего времени, ныне присвоены преддефолтные рейтинги. Что будет с украинскими олигархическими империями по итогам кризиса, в чьей собственности останутся все эти активы - пожалуй, одна из главных интриг для Украины.

Обсудить публикацию на форуме