Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Армяно-турецкие переговоры: ставки высоки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Берлин. Уже несколько месяцев лидеры Турции и Армении, рискуя навлечь на себя гнев националистов своих стран, ведут в Швейцарии тайные переговоры, нацеленные на прекращение одного из конфликтов в этом крайне нестабильном регионе на окраине Европы. Почти через сто лет после уничтожения примерно миллиона армян-христиан в Османской империи в 1915 г. президент Турции Абдулла Гюль и его армянский коллега Серж Саркисян достигли прорыва на своих крайне деликатных переговорах.

Берлин. Уже несколько месяцев лидеры Турции и Армении, рискуя навлечь на себя гнев националистов своих стран, ведут в Швейцарии тайные переговоры, нацеленные на прекращение одного из конфликтов в этом крайне нестабильном регионе на окраине Европы.

Почти через сто лет после уничтожения примерно миллиона армян-христиан в Османской империи в 1915 г. президент Турции Абдулла Гюль и его армянский коллега Серж Саркисян достигли прорыва на своих крайне деликатных переговорах.

На прошлой неделе они разработали 'дорожную карту', которая может привести к восстановлению дипломатических отношений и открытию границ. Если соглашение окажется успешным, то это будет иметь огромное значение для всего региона. 'Южный Кавказ сможет, наконец, стать стабильным и привлекательным для инвесторов', - говорит Суат Кыныклыоглу (Suat Kiniklioglu), депутат турецкого парламента и официальный представитель его комитета по международным связям.

В таком случае, господство в регионе не будет принадлежать Соединенным Штатам и ЕС, роль которых в этом мирном процессе крайне мала.

Доминирующими державами станут Турция и Россия - две бывшие империи, стремящиеся восстановить свое влияние в регионе, богатом газом и нефтью и являющемся важным маршрутом транзита в Европу.

Главным победителем может оказаться Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Турции и лидер исламистской Партии справедливости и развития. После прихода к власти в 2003 г., Эрдоган проводит реформы, призванные подготовить Турцию к членству в ЕС.

Он радикально снизил влияние военных, которые стопорили реформы, опасаясь потери своей политической роли. Генералы поддерживали активно проамериканскую внешнюю политику за счет отношений с соседями. Это не позволяло пользоваться всеми преимуществами стратегического положения Турции, которая является связующим звеном между Европой и Центральной Азией.

Все это изменил Эрдоган. Он разработал 'политику соседства', предполагающую, что национальные интересы Турции будут во все больше степени определяться ее отношениями с соседями - Болгарией и Сирией, Азербайджаном и Грузией, Ираком и Ираном. И, наконец, Арменией - самым непростым соседом.

'Решение о нормализации отношений с Арменией было турецкой инициативой, - говорит Ричард Гирагосян, директор Армянского центра национальных и международных исследований в Ереване. - Речь не идет о том, чтобы сделать приятное США или ЕС. Все дело в национальных интересах Турции'.

Соединенные Штаты давно призывают к восстановлению связей между Турцией и Арменией. Но влиятельная армянская диаспора и националисты постоянно давят на президентов США, требуя, чтобы Турция сначала признала резню армян в 1915 г. геноцидом, а уже потом восстанавливала отношения.

Но под влиянием армии одно турецкое правительство за другим считало непризнание геноцида делом национальной гордости, и даже упоминание о резне армян было объявлено преступлением. Эрдогану уже пришлось совершить очень большой шаг, когда он согласился на создание специальной турецко-армянской исторической комиссии для того, чтобы этот вопрос не похоронил усилия дипломатов.

ЕС не сыграл конструктивной роли, так как переговоры Турции с Брюсселем о вступлении завязли во взаимных обвинениях. Франция и Германия категорически против вступления Турции в ЕС, несмотря на то, что Турция играет стратегическую роль в этой части Европы и проводит реформы. В результате, 'ЕС пользуется здесь все меньшей популярностью, что весьма досадно для руководства, серьезно относящегося к проведению реформ', - говорит Суат Кыныклыоглу, депутат турецкого парламента и официальный представитель его комитета по международным связям.

Итак, оставив в стороне США и ЕС, Эрдоган начал осуществлять стратегию, которая соответствует национальным интересам Турции, но чревата риском.

Во внутренней политике Эрдогану противостоят яростные националисты и опасно раздраженные военные, выступающие против сближения с Арменией.

В региональном масштабе Турция может испортить отношения с Азербайджаном, страной, близкой Турции в лингвистическом и экономическом плане и при этом богатой нефтью и газом.

Турция поддержала Азербайджан во время войны 1992 г. в Нагорном Карабахе - районе Азербайджана, населенном армянами. После подписания соглашения о прекращении огня в 1994 г. силы этнических армян оккупировали примерно восьмую часть территории Азербайджана, а Турция закрыла границу с Арменией, в результате чего экономическое выживание Армении стало зависеть от России.

Сдвиг во внешней политике Турции нервирует Азербайджан. Он опасается, что Турция и Армения нормализуют отношения без урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

'Сегодня существует огромная возможность увязать нормализацию отношений между Турцией и Арменией с прекращением конфликта в Нагорном Карабахе', - говорит Лейла Алиева, директор Национального комитета по интеграции Азербайджана в Европу. - Если не будет такой увязки, то импульс, возможно, будет утерян, и это может изменить направление внешней политики Азербайджана'. Если Азербайджан почувствует себя преданным в результате турецко-армянского сближения, то он может обратиться к России, говорит Алиева.

Россия, поддержавшая Армению во время нагорно-карабахской войны, а сегодня даже контролирующая армянские телекоммуникационные, энергетические и железнодорожные сети, уже заявила о себе как о миротворце. При поддержке Турции она начала переговоры о выводе армянских сил с оккупированных территорий Азербайджана, в результате чего азербайджанские беженцы могли бы вернуться в свои дома.

Потенциальные выгоды велики. Азербайджан восстановил бы контроль над большей частью своей территории, а Россия оказалась бы в более сильной позиции при заключении энергетических контрактов с Азербайджаном - несмотря даже на то, что Азербайджан ведет переговоры с ЕС о поставках газа для европейского трубопровода 'Набукко'. Россия также могла бы стать гарантом любого мирного соглашения, направив в Карабах свои миротворческие войска и тем самым укрепив свое влияние в регионе.

Наконец, нормализация отношений между Арменией и Турцией также ослабила бы Грузию, в которую Россия вторглась в августе прошлого года. Если границы будут вновь открыты, то Армения сможет стать новым маршрутом для транзита энергоносителей и других товаров, что маргинализует Грузию, а именно это, по мнению Ричарда Гирагосяна, является целью России.

Для Соединенных Штатов и Европы результат всего этого процесса может быть неоднозначным. Нестабильный Южный Кавказ, где процветают коррупция, контрабанда наркотиков и торговля людьми, а органы государственной власти неэффективны, мог бы стать гораздо более мирным и богатым.

Но если Европа и Соединенные Штаты не ответят на крупные перемены, происходящие в Турции, то они могут потерять заметную часть влияния, когда к своим историческим сферам влияния вернутся Турция и Россия, новые региональные сверхдержавы.

Обсудить публикацию на форуме