Задолго до финансового кризиса, около двух лет назад, американский финансовый горизонт омрачило небольшое, почти незаметное облачко, Тогда на него не обратили внимания. Однако сейчас, когда ведущее рейтинговое агентства предупреждает, что страна рискует потерять свой рейтинг ААА, если не начнет приводить финансы в порядок, оно вернулось, и его тень нависает над нами.

Предостережения Moody's касались главным образом растущих взрывными темпами расходов на здравоохранение и социальное обеспечение, благодаря которым правительство может на десятки лет увязнуть в долгах. Факты же свидетельствуют о том, что на самом деле мы сейчас еще в худшей форме, и к тому же, судя по некоторым признакам, вера в способность Америки контролировать свои финансы начинает разрушаться.

Растет стоимость страховки от дефолта по государственным облигациям США. Это означает, что инвесторам придется больше платить за защиту своих вложений в облигации Казначейства, чем до кризиса. Короче говоря, страховать средства, вложенные в государственные обязательства, сейчас стоит дороже, чем страховать средства, вложенные в обязательства 'Макдональдса'. Еще один предупредительный сигнал мы получил из-за океана: китайский премьер и глава Народного банка Китая выразили сомнение в долговременной кредитоспособности Америки и в надежности доллара.

Разумеется, несмотря на кризис у США все еще достаточно ресурсов, знаний и стойкости, чтобы восстановить свою экономику и выполнить свои обязательства. Более того, можно надеяться, что триллионы долларов, закаченные в нашу финансовую систему за последнее время спасут ее и смогут стимулировать нашу экономику.

Тем не менее, пока неясно, как долго правительство США сможет сохранять рейтинг ААА, который оно не теряло с 1917 года. На мой взгляд, мы лишаемся нашего рейтинга в случае развития событий по любому из двух приведенных ниже вариантов.

Во-первых, хотя полномасштабная реформа здравоохранения, безусловно, нужна, но она не должна носить еще больший ущерб финансовому состоянию страны. В противном случае она будет означать, что мы готовы пренебрегать благоразумной бюджетной политикой ради социальных проектов, жертвуя будущим Америки.

Во-вторых, если федеральное правительство не сможет начать процесс, который позволит ему, по окончании экономического кризиса принять трудные решения по расходам, налогам и бюджетному контролю это будет означать, что наша политическая система неспособна справиться с крупными, хорошо известными и продолжающими расти структурными нарушениями равновесия.

Слишком долго США откладывали принятие трудных, но необходимых решений, с помощью которых можно было бы выправить плачевное положение с финансами. Многие даже сочли бы, что с учетом нашего текущего финансового состояния, структурного дисбаланса бюджета и политического тупика, в котором мы оказались, правительство уже сейчас не заслуживает рейтинга ААА. Собственно рейтинговым агентствам не впервой всерьез ошибаться - доказательством тому являются, например, ипотечные ценные бумаги.

Непонятно, как можно оправдать наличие рейтинга ААА у хозяйственного объекта, пассивы которого превышают активы в общей сложности на 11 триллионов долларов, не считая внебалансовых обязательств объемом в 45 триллионов? А у объекта, бюджетный дефицит которого только в текущем году составит 1,8 триллиона долларов и будет превышать триллион долларов еще несколько ближайших лет?

Почти шесть лет я находился на переднем крае борьбы за финансовую ответственность. Нам следовало насторожиться, когда в 2001 году налоги были сокращены, а расходы остались на прежнем уровне, в то время как лишь их сокращение могло бы предотвратить рост дефицита бюджета. В 2003 президент Джордж Буш усугубил эту ошибку, предложив включить оплату отпускаемых по рецепту лекарственных средств в программу 'Медикэр'. На таких ошибках следует учиться.

Финансовая безответственность может принимать двоякую форму - действия и бездействия. И то и другое угрожает нашему будущему.

В Вашингтоне вот-вот начнутся очередные дебаты по поводу реформы здравоохранения - на этот раз всеобъемлющей. В их основе в немалой степени лежит осознание того факта, что расходы на здравоохранение - один из главных источников нашего бюджетного дисбаланса. Также приходится признать, что США остаются единственной крупной индустриальной страной без гарантированного медицинского обслуживания хоть на каком-то уровне.

Таким образом, тот факт, что эта страна нуждается в полномасштабной реформе здравоохранения, которая бы затрагивала важнейшие сферы - стоимость, доступность, качество, личную ответственность, сомнений не вызывает. Однако, хотя реформа, безусловно, требуется, причем добиваться она должна всеобщей доступности здравоохранения на некоем минимальном уровне, очень важно, чтобы мы опять не повредили сами себе. В частности следует отказаться от завышенных и необеспеченных фондами обязательств, имеющихся на настоящий момент (так, по данным на прошлый сентябрь только по программе 'Медикэр' они составляли 36 триллионов долларов), и снизить масштабный и продолжающий расти структурный дефицит, угрожающий нашему будущему.

В качестве одного из вариантов решения этой проблемы президент и Конгресс могли бы создать 'комиссию по финансовому будущему', в компетенцию которой входили бы, в том числе, контроль над бюджетом, реформы социальных программ и повышение налогов. Эта комиссия не должна замыкаться в Вашингтоне, но напротив, напрямую обращаться к американскому народу, активно применяя цифровые технологии. И если ее рекомендации получат поддержку подавляющего числа американцев, Конгресс должен обязательно принимать их.

Исследования, проведенные недавно по заказу Фонда Питерсона, показывают, что 90 процентов американцев выступают за то, чтобы правительство навело порядок в финансах. Они также показывают, что две трети американцев поддерживают создание финансовой комиссии. Однако Вашингтон никак не хочет проснуться, и становится понятно, что на то, что политики смогут осуществить резкие трансформационные перемены на нескольких фронтах сразу, используя обычные законодательные процедуры, надеяться нельзя. Нам следует действовать, пока мы не столкнулись с еще более масштабным кризисом. Не стоит ждать, пока наш кредитный рейтинг снизится. Вашингтону пора просыпаться.

Дэвид Уокер - президент Фонда Питера Г. Питерсона (Peter G. Peterson Foundation), бывший генеральный контролер США.

Обсудить публикацию на форуме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.