Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Когда Россия 'вернется' в Азиатско-Тихоокеанский регион?

Когда Россия 'вернется' в Азиатско-Тихоокеанский регион? picture
Когда Россия 'вернется' в Азиатско-Тихоокеанский регион? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Однако для нас Россия представляет стратегическую важность лишь в том случае, если одним из ее внешнеполитических приоритетов станет Азиатско-тихоокеанский регион. Сегодня, несмотря на то, что 60% территории России расположено на севере Азии, ее региональные приоритеты прочно 'завязаны' на Европу.

Россия - важная страна, но с большим знаком вопроса. Если разработанный ее руководством план развития будет успешно реализован, примерно 70 процентов 142-миллионного населения России к 2020 г. обретут жизненный уровень, характерный для среднего класса ('План 2020' см. на сайте www.kremlin.ru). ВВП на душу населения в стране повысится с нынешних 12000 до 30000 долларов. Если все это станет реальностью, Россия по экономической мощи займет пятое место в мире - после США, Китая, Индии и Японии - и, таким образом, вернет себе статус ведущей державы в Евразии.

Однако для нас Россия представляет стратегическую важность лишь в том случае, если одним из ее внешнеполитических приоритетов станет Азиатско-тихоокеанский регион. Сегодня, несмотря на то, что 60% территории России расположено на севере Азии, ее региональные приоритеты прочно 'завязаны' на Европу.

Географическая близость - важный фактор для Москвы. Внешнюю политику России можно изобразить в виде нескольких стратегических окружностей, первая из которых охватывает Содружество независимых государств (СНГ). С входящими в него странами Россию, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, давно уже связывает 'привилегированное партнерство'.

Вместе со своими непосредственными соседями Россия создала Евразийское экономическое сообщество (т.е. систему стратегических взаимоотношений с Беларусью и Казахстаном), и Организацию договора о коллективной безопасности. Недавние конфликты России с Украиной (по поводу использования газопроводов) и Грузией (из-за суверенитета Южной Осетии и Абхазии) привели к укреплению контроля России над зонами ее 'привилегированных' интересов.

Следующая 'окружность' охватывает Европейский Союз, на долю которого приходится до 50% объема внешней торговли России. Она, в частности, является для ЕС крупнейшим поставщиком природного газа. На уровне двусторонних отношений основные торговые партнеры России в этом регионе - Германия, Нидерланды и Италия.

Третья 'окружность' - это евроатлантический регион. Москва хочет, чтобы Совет Россия-НАТО превратился в стратегический форум для политического диалога. В рамках этого форума могли бы решаться деликатные вопросы, связанные, в частности, с планами НАТО по приему в свой состав Украины и Грузии, или американскими планами по созданию военных баз в Румынии и Болгарии, а также размещению ракет в Польше и Чешской Республике. Москва выступает против этих планов, поскольку через большинство зон, в которые НАТО намеревается 'вторгнутся', проходит сеть жизненно важных для российской экономики трубопроводов, по которым транспортируется газ, поставляемый в ЕС.

Четвертая 'окружность' включает Северную Америку: Россия пытается улучшить отношения с США и Канадой. Помимо экономических соображений, это обусловлено стремлением снизить напряженность на натовском направлении.

Таким образом, с прагматической точки зрения, основные экономические возможности и непосредственные угрозы в сфере безопасности для России лежат на Западе.

Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой пятую 'окружность' в российской внешней политике. Москва, скорее всего, будет уделять этому региону больше внимания лишь после того, как наладятся ее отношения с НАТО, а, значит, возрастет и уверенность в безопасности западных границ. Однако российские элиты четко осознают, что будущее страны связано с Азией и Тихим океаном, поскольку уже сейчас на долю этого региона приходится 57% общемирового ВВП, 48% мировой торговли и 40% общего объема прямых зарубежных инвестиций.

Россия - член АТЭС; в настоящее время она возглавляет в рамках этой организации Рабочую группу по проблемам горнодобывающей и металлургической промышленности. Хотя доля стран АТЭС во внешнеторговом обороте России составляет 'всего' 18% (по данным на 2007 г.), что куда меньше доли ЕС, из-за географической близости организация может играть важную роль в развитии Сибири и Дальнего Востока - регионов, богатых нефтью и газом.

Подобно ЕС, страны Азиатско-тихоокеанского региона являются крупными потребителями энергоносителей. И Россия - один из крупнейших в мире экспортеров природного газа, в настоящее время создает газовый картель, призванный, по словам Москвы, гарантировать бесперебойные поставки энергоносителей в Азиатско-тихоокеанский регион.

Нефте- и газопроводная инфраструктура России сосредоточена в основном в Европе; вблизи Азиатско-тихоокеанского региона у нее нет подобной сети. Поэтому в настоящее время Россия сооружает трубопровод 'Восточная Сибирь - Тихий океан.

В начале нынешнего года началась транспортировка танкерами сжиженного газа в Японию в рамках реализации проекта 'Сахалин-2' (в нем, помимо России, участвуют Япония, Великобритания и Нидерланды). Москва также проявляет большой интерес к прокладке энергетических и транспортных маршрутов через Северную Корею, чтобы выйти на рынок ее южного соседа, и, возможно, 'охватить' также восточные провинции Китая. Помимо Японии и Корейского полуострова, Россия стремится и к налаживанию сотрудничества с Китаем в газовой сфере.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) также всегда пользовалась вниманием Москвы. Через Юго-Восточную Азию (и в частности Индонезийский архипелаг) проходят морские коммуникации, крайне важные с точки зрения поставок энергоносителей с российского Дальнего Востока на потенциальные рынки сбыта в странах Индийского океана.

Если считать, что именно поставки энергоносителей станут предпосылкой для 'возврата' России в Азиатско-тихоокеанский регион, необходимо обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, следует избегать зависимости Азиатско-тихоокеанского региона от любой отдельной страны или группы стран в плане энергоснабжения.

Налаживание энергетического сотрудничества с Россией - дело полезное и многообещающее, но здесь необходимо проявлять осторожность, имея в виду, что в нефтегазовом бизнесе Москва прибегает к выкручиванию рук и шантажу: об этом свидетельствует опыт Европы, Казахстана, Украины и Грузии.

Во-вторых, хотя в долгосрочной перспективе в сфере производительности в российских добывающих отраслях весьма вероятны резкие улучшения, по крайней мере, до 2015 г. она останется низкой из-за устаревших технологий, неэффективности бюрократического аппарата и плохого инвестиционного климата. Развитию нефтегазового сектора страны также препятствуют высокие налоги, коррупция и националистический характер энергетической политики.

Азиатско-тихоокеанским странам следует приветствовать полномасштабное 'пришествие' России в наш регион, - когда для этого придет время - и воспользоваться этим для укрепления сотрудничества в сфере международной энергетической безопасности. Решение Москвы о проведении саммита АТЭС 2012 г. во Владивостоке можно воспринять как позитивный признак того, что полномасштабное 'возвращение' России в регион уже не за горами.

Данная статья отражает личную точку зрения автора - научного сотрудника отдела политического планирования Министерства иностранных дел Индонезии

____________________________________________________

Российско-китайское нефтяное соглашение не снимает противоречий ("Radio Free Asia", США)

Китай - партнер, а не угроза ("The Moscow Times", Россия)

Россия видит в Азии импортера своего газа ("The Washington Times", США)

Япония заинтересовалась российским газом ("Le Figaro", Франция)

Обсудить публикацию на форуме