Канадский поставщик автокомплектующих Magna International Inc. рано утром в субботу был выбран правительством Германии в качестве партнера принадлежащей корпорации General Motors компании Adam Opel GmbH.

Перспектива заключения сделки с европейским подразделением GM стала крупным достижением для компании Magna и ее колоритного основателя Фрэнка Стронака (Frank Stronach).

Выступая после продолжительных переговоров в Берлине, на которых в предварительном плане была утверждена сделка между руководством Magna и GM, министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк (Peer Steinbrueck) сказал, что его правительство согласилось предоставить около 1,5 миллиарда евро (2,09 миллиарда долларов) в виде промежуточного займа на то время, пока Magna и GM будут согласовывать и оформлять контракт.

Штайнбрюк также сказал, что стороны по контракту договорились о создании опеки для компании Opel, чтобы изолировать европейское отделение от ожидаемого банкротства GM.

Канцлер Германии Ангела Меркель ранее заявила, что такая изоляция и предварительное соглашение о покупке Opel является ее условием для оказания финансовой помощи со стороны Германии.

Magna участвует в данном конкурсе в партнерстве с российским автопроизводителем ОАО "ГАЗ" и государственным ОАО "Сбербанк". Цель компании - приобрести Opel, британское подразделение GM Vauxhall, а также бизнес Chevrolet в России.

Если соглашение будет подписано, Стронак добьется своей долгожданной цели - превратить Magna в самостоятельного автопроизводителя, а не просто изготовителя комплектующих и сборщика автомашин для других компаний.

Два года назад он попытался купить компанию Chrysler LLC у группы Daimler AG, однако его превзошла компания Cerberus Capital Management LP, подавшая лучшее предложение. Получить комментарий у Стронака не удалось.

Стронак сумел "пройти путь от мальчишки из гаража до совладельца автомобильной компании", говорит автор его биографии "Magna Cum Laude" Уэйн Лилли (Wayne Lilley). "Я думаю, он считает это венцом своей карьеры".

Через эту компанию Стронак реализовывал свое увлечение лошадьми, скупая ипподромы. В 2000 году из состава автокомпании вышла фирма Magna Entertainment, которой сегодня принадлежит ипподром Pimlico. Там проводятся конные состязания Preakness Stakes, являющиеся вторым этапом знаменитых скачек "Тройная корона" (Triple Crown).

Покупка Opel позволит Стронаку компенсировать горечь недавнего поражения. В марте Magna Entertainment подала заявление о защите от кредиторов согласно закону о банкротстве, и сейчас пытается распродать значительную часть своих ипподромов.

Стронак эмигрировал из Австрии в Канаду в 1954 году, и спустя три года открыл маленькую компанию по производству инструмента и штамповочных форм. Благодаря серии слияний и приобретений он создал одну из крупнейших в мире компаний по производству комплектующих для автомобилей. Его фирма - одна из немногих, сохранившая относительное благополучие, несмотря на глубокий спад во всей отрасли. В 2008 году чистая прибыль Magna составила 71 миллион долларов, а объем доходов 23,7 миллиарда.

Magna уже сейчас является важным игроком в секторе сборки автомобилей. В одном из ее подразделений Magna Steyr осуществляется сборка автомашин для австрийского автопроизводителя Graz. Компания также производила пассажирские мини-фургоны, "джипы" для Chrysler и родстеры BMW Z4.

Однако покупка Opel может создать компании Magna и массу проблем. Так, приобретя производителя автомашин, она станет конкурентом для многих своих покупателей. Расположенная в городе Аврора, провинция Онтарио, Magna производит буквально все - от сидений и электроники до деталей интерьера и двигателей, а также продает свою продукцию большинству самых крупных в мире автопроизводителей.

Magna сталкивается также и с другим вызовом. Ей необходимо "проявить сообразительность" на рынке, а также "понять, что нужно публике", говорит аналитик автомобильной отрасли из консалтинговой и прогнозной фирмы CSM Worldwide Джим Джиллет (Jim Gillette). "Насколько я знаю, у них нет никакого опыта работы с конечными потребителями".

Magna уже несколько лет обращает внимание на Россию, считая ее своим приоритетным рынком для расширения. У компании тесные взаимоотношения с магнатом Олегом Дерипаской, которому принадлежит контрольный пакет ОАО "ГАЗ".

Дерипаска купил 20 процентов акций Magna в 2007 году, когда эта компания пыталась приобрести Chrysler. Но после этого он уступил свой пакет кредиторам, поскольку финансовый кризис осенью прошлого года нанес удар по его бизнес-империи.

В этом месяце премьер-министр Владимир Путин обсуждал вопрос об участии России в заявке Magna во время телефонного разговора с Ангелой Меркель. Кремль уже довольно длительное время поддерживает стремление российских компаний приобретать иностранные активы, однако многие сделки наталкиваются на политическое сопротивление владельцев таких активов.

С началом экономического кризиса Кремль отчаянно пытается укрепить явно неблагополучные позиции российской автомобильной отрасли, которая является крупным работодателем. Он выделяет на эти цели миллиарды рублей субсидий.

ГАЗ, который борется за реструктуризацию своего долга в размере миллиарда с лишним долларов, и одновременно с этим переживает резкое падение спроса на свою продукцию, сократил тысячи рабочих мест и урезал расходы. Поэтому свой финансовый вклад в покупку Opel он внести не в состоянии. Однако у него есть довольно современная сборочная линия, приобретенная несколько лет назад у Chrysler, на которой можно собирать более 180000 автомашин в год, и которая сегодня простаивает.

На данной линии можно производить продукцию Opel, сохранив при этом рабочие места для местных рабочих. Об этом говорят близкие к компании люди. В долгосрочном плане партнерство с Opel даст ГАЗу новые, более современные модели, которые придут на смену его устаревшим маркам автомашин.

Есть и другие новости из автомобильной отрасли. Возглавляемая китайской автомобильной компанией Geely Holding инвестиционная группа больше не является кандидатом на покупку шведского подразделения GM Saab, о чем сообщили два знакомых с ситуацией человека. Представитель Saab подтвердил, что поле сузилось до "двух или трех кандидатов", однако назвать их он отказался.

Свой материал для статьи предоставили Кристоф Раувальд (Christoph Rauwald) и Клаус Брюн (Klaus Brune).

___________________________________________________________

Opel стал проблемой для Брюсселя ("The Wall Street Journal", США)

Российское преимущество ("The Globe And Mail", Канада)

Обсудить публикацию на форуме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.