Ханой. На северокорейские ракетные и ядерные испытания мир ответил ритуальным осуждением, но в разных странах они были восприняты по-разному.

На Западе их считают серьезной угрозой режиму нераспространения, а также Южной Корее, Японии и даже Соединенным Штатам. На Востоке же многие склонны считать их не угрозой миру, а грубым жестом в адрес Запада и ходом в игре за престолонаследие.

Зато ситуация в Южно-Китайском море, где действительно сталкиваются интересы ведущих держав, воспринимается как куда более опасная.

В Азии распространено представление, согласно которому в условиях близости позиций США, Китая и Японии Северная Корея не может причинить серьезного вреда. А небольшие страны исподволь даже восхищаются тем, как Север демонстрирует свое неповиновение не только США и Японии, но и Китаю.

Что касается нераспространения, то подход Азии таков: зачем тревожиться из-за Северной Кореи, когда создание бомбы Пакистаном не вызвало такой реакции? Ядерное оружие Северной Кореи, как и Израиля, воспринимается как средство сдерживания и символ изоляции. Каким бы отвратительным ни был режим, его единственная цель - выжить.

Возможно, такие взгляды немного наивны, но они вполне объяснимы: Запад столько раз поднимал ложную тревогу из-за северокорейского оружия и так мало может сделать для того, чтобы предотвратить его создание. Почему нельзя проигнорировать Кима, явно добивающегося внимания? - так думают в Азии. Пускай этим займутся китайцы.

Китай - не только ближайший сосед, но и та страна, которая по определению и по факту поставок продовольствия и топлива позволила Северной Корее разработать ядерное оружие. И кому надо больше бояться обладающей ядерным оружием и потенциально объединенной Кореи - Китаю или Соединенным Штатам?

Китай сам создал проблему у себя под боком и дал Японии оправдание для наращивания сил обороны. Теперь Пхеньян - забота главным образом Китая.

Если бы США перестали делать пустые угрозы в том духе, что они 'не допустят' превращения Северной Кореи в ядерную державу, то весь остальной мир мог бы увидеть, сколь близоруко вел себя Китай, пытаясь воспользоваться Северной Кореей в качестве козыря на переговорах с США, конечной целью которых должно было стать выдворение американских сил из Кореи.

Между тем, с точки зрения долгосрочной стабильности в Восточной Азии более существенно возобновление споров о Южно-Китайском море. Недавно поступили известия о том, что Вьетнам намерен купить у России шесть подводных лодок и 12 истребителей Су-30 за 2,3 миллиарда долларов. Это говорит о том, что Вьетнам, нуждаясь в хороших экономических отношениях с Китаем, тем не менее, не намерен мириться с его территориальными претензиями.

Эта сделка была заключена после того, как в марте китайцы подвергли преследованию корабль ВМС США. Инцидент был связан с давними противоречиями относительно 'исключительной экономической зоны' Китая.

В марте же президент Филиппин Глория Арройо подписала закон, очерчивающий притязания страны на восточные районы моря. Хотя закон всего лишь официально оформил существующие притязания, это немедленно вызвало протест Китая, который направил в район свои корабли.

Бывший премьер-министр Малайзии Абдулла Бадави навлек на себя критику со стороны Китая тем, что вновь подтвердил притязания своей страны на острова в Южно-Китайском море, посетив один из спорных островов. Он также посетил Бруней и сделал первый шаг к урегулированию спора о шельфе, что позволит вести разработку полезных ископаемых в тех районах, на которые претендует Китай.

Однако это был единственный признак сотрудничества по вопросу Южно-Китайского моря между государствами-членами АСЕАН, хотя им нужно действовать согласованно, если они хотят противодействовать притязаниям Пекина на все море, простирающееся на 2 000 километров от материкового Китая до побережья Малайзии и Филиппин вплотную к индонезийским месторождениям газа.

В 2002 г. государства-члены АСЕАН подписали с Китаем Декларацию о принципах поведения с целью предотвращения конфликта из-за перекрывающихся притязаний и совместной разработки ресурсов. Хотя поначалу декларация способствовала снижению напряженности, к совместной разработке стороны так и не приступили, а раскол в АСЕАН сохранился.

Ни одно из государств-членов АСЕАН не предложило помощи Вьетнаму перед лицом Китая, угрожающего его разработке шельфовых месторождений, и никто не изъявил готовности создать в отношении Китая единый фронт.

Для Китая вопрос заключается не только в углеводородах - их запасы ценны для небольших стран, но с точки зрения потребностей Китая довольно маргинальны. Основное значение моря - стратегическое, поэтому многие считают его ареной противостояния между Китаем и США и их союзниками в Азии, среди которых - бывший противник Америки Вьетнам.

Борьба за то, чтобы не допустить превращения моря в китайское озеро интенсифицируется, если Китай нейтрализует Тайвань, который держит под контролем северные проходы.

Так что, хотя газетные заголовки кричат о 'северокорейской бомбе', более значимое стратегическое противоборство разворачивается на юге.

___________________________________________________________

Китай отвергает идею G-2 ("Asia Times", Гонконг)

На пороге Китая ("The Times", Великобритания)

Чему нас учит Вьетнам ("The International Herald Tribune", США)

Обсудить публикацию на форуме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.