Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белорусская оппозиция: причины противоречий

Белорусская оппозиция: причины противоречий picture
Белорусская оппозиция: причины противоречий picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Между белорусскими оппозиционными политиками, которые выступают за европейскую интеграцию, несколько последних месяцев ведется полемика вокруг стратегии европейских сил Беларуси.

Между белорусскими оппозиционными политиками, которые выступают за европейскую интеграцию, несколько последних месяцев ведется полемика вокруг стратегии европейских сил Беларуси. Недавно эта полемика приобрела публичных характер и перенеслась на страницы независимых изданий. Основной причиной наших противоречий является разное видение возможных путей демократизации Беларуси, которое наиболее выразительно проявилось в разных ответах на один вопрос: способен ли белорусский режим демократизироваться под воздействием Европы? Представители движения 'За свободу' и их союзники положительно отвечают на этот вопрос, представители Европейской коалиции и Партии БНФ уверены в обратном.

Почему ответ на этот вопрос является таким важным? Все очень просто - если диалог с Европой способен демократизировать белорусский режим, то оппозиции нужно только помогать этому диалогу и ожидать результатов. Если нет, то оппозиция должна действовать сама, чтобы повернуть страну к демократии. Наша негативная оценка способности режима на демократические трансформации основана на анализе политико-экономической системы, которая сформирована в Беларуси. Этот анализ был сделан Европейской коалицией два года назад и недавно дополнен в связи с экономическим кризисом и диалогом с ЕС. На наш взгляд, этот анализ доказывает, что основные составляющие созданной в нашей стране системы (государственная экономика, избирательная система, 'вертикаль' власти, послушный парламент, подконтрольные СМИ) взаимосвязаны и поддерживают друг друга. Попытка демократизировать эти процессы ведет к развалу всей системы.

Кто прав - те, кто надеется на европейских политиков, или те, кто считает, что белорусам придется самим бороться за освобождение своей страны, мы предлагаем определиться самим читателям, вниманию которых представляем сделанный нами анализ белорусской ситуации и выводов из него.

Николай Статкевич, координатор Европейской коалиции

Анализ ситуации в стране и вокруг нее

1. Белорусская общественность

За годы независимости в массовом сознании произошли кардинальные изменения. Белорусская общественность:

- ощущает свою принадлежность к самостоятельной белорусской нации и хочет независимости своему государству;

- не считает реальным возвращение к советской системе и принимает необходимость строительства собственного белорусского дома;

- в большинстве соглашается с необходимостью рыночных экономических реформ;

- в большинстве не против присоединения Беларуси к ЕС;

- в значительной мере хочет замены авторитарной политической системы на демократическую.

У общественности наблюдается определенная психологическая усталость от фигуры неизменного руководителя государства. Вместе с тем, белорусская общественность:

- является раздробленной, "атомистической", с низкой способностью к самоорганизации;

- склонная к персонификации политики, власти, государства;

- в большинстве желает стабильной и сильной власти, которую идентифицирует как 'сильную руку' во главе;

- в большинстве ожидает от власти патерналистского отношения к себе;

- в большинстве не против создания "союзного государства", под которым понимают российские преференции суверенной Беларуси;

- в основном преодолела психологические последствия экономического и социального шока начало 90-х, но в значительной степени продолжает связывать этот шок с демократией и демократической оппозицией;

- в большинстве легко поддается манипулированию с помощью ТВ.

Белорусская общественность все еще сохраняет разделение на "европейскую" и "советскую" части, полюсами которых являются молодой образованный житель столицы и колхозный пенсионер.

2. Власть

Главной и доминирующей целью сегодняшней власти является сама власть. Все остальные ее цели носят подчиненный характер. Для достижения своей главной цели правящий режим стремится к тотальному контролю над всеми сферами общественной жизни от экономики до искусства. Именно этой главной целью обусловлен выбор экономической модели, структуры государственных институтов, официальной идеологии, внешнеполитической ориентации. Все белорусское государство преобразовано его руководителем в приспособление, основная функция которого - обеспечить неизменность власти одного человека и его приближенных.

Основной инструмент этого приспособления - так называемая "вертикаль" исполнительной власти, которая обеспечивает контроль и реальное управление на всей территории страны. Она руководит предприятиями, контролирует общественную жизнь и через назначенные ею избирательные комиссии обеспечивает необходимые результаты "выборов" президента, недееспособного "парламента", полностью декоративных местных "советов".

Принадлежность к "вертикали" гарантирует высокий социальный статус, значительно более высокий уровень официальных доходов, возможность манипулирования в свою пользу государственной собственностью и средствами. Ошибки в управлении и освобождение от должности обычно сопровождаются перемещением по служебной лестнице по горизонтали. Самая большая провинность - проявление нелояльности к главе режима - в большинстве случаев завершается криминальными делами. Признаком нелояльности является терпимость к оппозиции. Либеральное отношение к независимому от власти бизнесу вызывает подозрение в коррумпированности или оппозиционном мышлении. Наоборот, репрессии против оппозиционеров или притеснение малого бизнеса служат доказательством надежности чиновника. Наказания за чрезмерность репрессий не бывает. Поэтому "вертикаль" разных уровней все чаще берет на себя решение о репрессиях и никогда - об их отмене. В результате центр приятия решений об увольнениях, арестах, ликвидации негосударственных газет, ухудшении условий для малого бизнеса опустился очень низко по властной "вертикали", а сами эти решения носят все более независимый от центра характер.

Марионеточный "парламент" обеспечивает принятие законов, необходимых для предупреждения угроз смены власти. Полностью зависимая судебная система озвучивает решения, принятые "вертикалью" соответствующего уровня. Государственные СМИ, которые доминируют в медийном пространстве, а в эфире обладают монополией, достаточно эффективно промывают мозги населению, создавая полностью позитивный образ власти и отрицательный - ее оппонентов. Многочисленные силовые структуры осуществляют контроль общественности, "вертикали" и друг друга. Кроме того, они осуществляют подавление оппозиции в обществе. Жестокость подавления определяется представлением должностных лиц о потенциальной опасности и не имеет принципиальных ограничений.

Таким образом, те, кто пробует добиться смены власти, воспринимаются государством как враги, как опасность, которую необходимо нейтрализовать любыми способами.

Социальной базой власти являются консервативные слои населения, наименее восприимчивые к демократическим ценностям и наиболее зависимые от государства. Это - пенсионеры, колхозники, рабочие тех крупных государственных предприятий, которые дотируются. Кроме того, это чиновники, которые получают высокие легальные доходы и возможность нелегального обогащения, крупный и средний бизнес, который тесно переплелся с властью и имеет административные преференции, некоторые сотрудники силовых структур, которые бояться криминального преследования за преступления против оппонентов режима в случае смены власти. Работники построенных на жестком командном принципе государственных систем здравоохранения и образования используются как принудительные волонтеры для работы с населением в избирательных комиссиях во время электоральных кампаний.

3. Народное хозяйство страны

Экономика страны за исключением части мелкой торговли и приусадебных земельных участков в деревне почти полностью контролируется государством. Руководящий режим не воспользовался разрушением советского народного хозяйства для создания конкурентоспособной рыночной экономики. Вместо этого на территории страны была реанимирована административно-командная модель экономики. Большая часть валового внутреннего продукта экспортируется. Внутренний спрос очень низкий. Основными статьями белорусского экспорта являются:

- экспортируемые на Запад нефтепродукты, изготовленные из дешевой для Беларуси российской нефти;

- промышленная продукция, которая продается в основном на открытом для нее российском рынке по программе государственных закупок и имеет низкую конкурентоспособность на других рынках;

- калийные удобрения и другие сырьевые товары.

В условиях резкого снижения цены нефти на мировых рынках доходы от экспорта нефтепродуктов существенно снизились. Значительно упал экспорт белорусских товаров в Россию, поскольку объем российского рынка, который основывается на доходах от нефти и газа, кардинально уменьшился с падением цен на углеводороды. Столкнувшись с резким ростом дефицита внешнеторгового баланса, белорусские власти пробуют "законсервировать" экономику в надежде на скорое завершение мирового кризиса и значительный рост цен на нефть. Они перешли на поиск кредитов по всему миру. С целью получения кредитов на Западе началась имитация экономической и политической либерализации.

Кризис выявил очевидную тупиковость белорусского пути экономического развития, основанного на административном управлении народным хозяйством и привязки нашей экономики к экономике другой страны, которая сама зависит от цены бочки нефти на мировом рынке. Но малоконкурентная, административно управляемая промышленность позволяет режиму сохранять контроль над значительной частью избирателей по месту их работы. Этот контроль осуществляется:

- идеологической обработкой работников специально назначенных должностными лицами;

- выявления, запугивания или преследования противников режима;

- принуждения к досрочному голосованию на выборах;

- руководством участковыми избирательными комиссиями, которые создаются из сотрудников одной организации.

Сохраненное без изменений сверхзатратное колхозное сельское хозяйство еще более эффективно использует функцию контроля, поскольку затрагивает еще и место жительства.

4. Россия

Цель этой страны в отношении к Беларуси - политический и экономический контроль, а в идеале - присоединение. Именно огромные по белорусским масштабам российские дотации сделали возможным существование в нашей стране административной экономики, а значит, и существующего режима. Конфликты между субъектами "союзного государства" связаны не с нарушением прав человека в Беларуси, а с ее нежеланием еще большего политического или экономического контроля со стороны России. Для Кремля более желаемым, чем сегодняшний глава государства, будет только тот политик, который готов на большие уступки политического и экономического суверенитета. Любая демократическая власть в Беларуси в национальных интересах будет стремиться иметь хорошие отношения со всеми соседями нашей страны. Россия же очень негативно воспринимает возможность тесных контактов Беларуси с Западом. Поэтому Кремль, по сути, не заинтересован в демократизации нашей страны. Он хочет постепенно снизить дотации белорусской экономики, чтобы принудить режим к интеграции на своих условиях или хотя бы уменьшить затраты на ее поддержание.

Тяжелое экономическое положение принудило белорусский режим к значительным уступкам России. Он подписал с Москвой соглашение о единой ПВО, взяв на себя обязанность не только обеспечивать Россию информацией об обстановке в воздушном пространстве, но и уничтожать средства воздушного нападения других стран по приказу российских генералов. Таким образом, Беларусь снова, как в советское время, сделалась потенциальным объектом нападения со стороны возможных противников России.

Вместе с тем, чтобы сбалансировать давление Москвы, белорусский режим активизировал поиск поддержки на Западе. С этой целью он объявил о готовности к политической и экономической либерализации и пошел на "точечную" демократизацию, сделав ряд небольших уступок, которые не угрожают его основам.

5. Запад

Европейский Союз, который граничит с нашей страной, и США хотели бы преобразования Беларуси в демократическую предсказуемую и успешную страну. Они готовы для этого оказывать воздействовать на белорусский режим и помогать его оппонентам. Политическое давление со стороны основывается на непризнании международной легитимности белорусской власти и отказе от контактов на высоком уровне с ее первыми лицами. При всей неприятности для этих лиц политических санкций они не угрожают существованию белорусского режима.

Экономическое давление на режим в наибольшей степени готовы оказывать США, которые не имеют экономических интересов в Беларуси. Наименьшую склонность к экономическим санкциям выражают страны ЕС, которые заинтересованы в Беларуси как в транзитере российских энергоносителей в Европу и европейских товаров в Россию. В первую очередь, это страны-соседи Беларуси, которые кроме того еще заинтересованы в белорусском рынке или в загрузке белорусскими экспортными товарами своих портов. Власти стран ЕС не заинтересованы в дестабилизации обстановки в Беларуси, потому что это угрожает им прекращением поставок российских нефти и газа, а также появлением большого числа беженцев.

Политическая поддержка демократических сил Беларуси реализовывалась путем контактов с их представителями официальных лиц США и стран ЕС, а также регулярными заявлениями государственных и международных организаций с протестами против нарушения прав человека в Беларуси. При внешней неэффективности таких подходов они оказали необходимую психологическую поддержку белорусской оппозиции, поскольку доказали моральность ее позиции в условиях прессинга со стороны власти.

Размеры экономической помощи гражданскому сообществу Западом позволяют только поддерживать ее существование и не дают возможности демократическим силам, создать например реальную конкуренцию прогосударственным СМИ на информационном поле страны.

Вместе с тем есть примеры и эффективной практической помощи. Это в первую очередь реализация ряда проектов по лечению и оздоровлению детей из чернобыльских районов в странах Европейского Союза, "Программа имени Калиновского", проект спутникового телевидения "Белсат".

После российско-грузинской войны в августе 2008 года руководство объединенной Европы поняло, что страны, находящиеся между Россией и ЕС, являются объектами сильного давления Москвы. Кремль до сих пор не может смириться с их независимостью. Чтобы уменьшить российское давление и дать этим странам альтернативу, ЕС решил усилить сотрудничество с ними. С этой целью была разработана программа 'Восточное партнерство'. Руководство ЕС также положительно отреагировало на шаги официального Минска по налаживанию диалога. В ответ на его заявления о готовности к либерализации, которые сопровождались отдельными шагами, ЕС начал диалог с белорусским режимом. МВФ выделил Беларуси значительный кредит на поддержку ее экономики. Поддержка Западом белорусского режима в критический для него час имеет следующие положительные и отрицательные последствия для нашей страны:

- Беларусь начинает процесс возвращения в Европу;

- укрепляется независимость Беларуси от России;

- оппозиция получила передышку ввиду приостановки процесса эскалации репрессий;

- активисты демократических организаций, которые строили свой протест на европейских идеалах свободы, получили мощный психологический удар и почувствовали себя обманутыми недобросовестной, на из взгляд, позицией европейских политиков;

- белорусский режим получил возможность продолжить финансирование своего репрессивного аппарата и "советской" экономики за счет западных кредитов и дополнительной помощи России, напуганной белорусско-европейскими контактами;

- первое демократическое правительство Беларуси получит в наследство, кроме неэффективной экономики и социальных проблем, еще и долги в десятки миллиардов долларов.

6. Оппозиция

Основой белорусской оппозиции являются демократические партии, представители которых составляют также основу наиболее значимых неправительственных организаций. Эти партии формировались как партии парламентского типа и успели наработать значительный опыт организации и ведения выборных кампаний. В условиях превращения в современной Беларуси выборов в фикцию избирательный опыт партий оказался невостребованным, а организации и формы их работы потребовали перемен. В связи с отсутствием возможности парламентской деятельности основной площадкой деятельности оппозиции в перерывах между электоральными кампаниями стали уличные акции. В связи с этим возросла роль неформальных молодежных организаций.

Белорусская оппозиция, как и белорусское общество, расколота по геополитической и ценностной ориентациям на "европейскую" и "советскую", или "пророссийскую", части. Это не позволяет ей в сегодняшнем "объединенном" формате сформировать общие убедительные ответы на самые важные вопросы развития страны. Раскол в оппозиции может расти, поскольку ее пророссийская часть оказалась перед искушением использовать дрейф белорусского режима в сторону Запада и занять место более надежного партнера Москвы в нашей стране.

Наибольшей проблемой для оппозиции является отсутствие эффективных средств массовой коммуникации с избирателями. Это позволяет властям создавать любой образ оппозиции с помощь, во-первых, монопольно контролируемого телевидения и даже 'красть' ее отдельные предложения, выдавая их за свои.

Оппозиция не имеет возможности привлечения финансовых средств внутри страны, поскольку поддержка ее программ угрожает бизнесменам арестами. Пропаганда режима использует зависимость оппозиции от внешних источников финансирования. В результате перечисленных факторов оппозиция воспринимается как позитивная альтернатива лишь малой частью общества.

Потенциальной социальной базой демократических сил являются представители малого и части среднего бизнеса, работники частных предприятий, студенчество, интеллигенция, наиболее молодая и образованная часть населения крупных городов. Из-за отсутствия реальных выборов трудно оценить реальную популярность демократических сил. Социологические опросы обременены административными ограничениями в связи с отсутствием учета "рейтинга страха" респондентов, вынужденных отвечать на небезопасные вопросы социологов по месту жительства. Некоторое представление об электоральном потенциале можно получить по результатам экзит-пулов. Последний такой экзит-пул удалось провести во время парламентских выборов осенью 2004 года. Согласно ему оппозиционные кандидаты, несмотря на неравноправные условия агитации, при объективном подсчете голосов победили в 40% округов.

7. Выводы

Из анализа ситуации в Беларуси вытекает следующее:

1. Белорусская общественность в основном подготовлена к демократическим механизмам управления страной.

2. Правящий режим охватывает и использует в общем механизме контроля над страной все области публичной деятельности - предприятия, органы социального обеспечения, образования и здравоохранения, СМИ, суды, силовые структуры и представительные органы. Потеря контроля над любой из этих областей угрожает устойчивости режима.

3. Созданная режимом политико-экономическая система не является самодостаточной. Она требует для обеспечения своего существования на сегодняшнем уровне внешней поддержки. Основной источник такой поддержки - Россия - требует за нее платы политическим и экономическим суверенитетом. Новый потенциальный донор - ЕС - требует политической и экономической либерализации.

4. Система мотивации руководства в государственных учреждениях стимулирует расширение и углубление репрессий против вольнодумцев. Режим ориентирован на сохранение его контроля над страной.

5. Политическая и экономическая либерализация угрожает устойчивости режима. У его главы есть, учитывая летальный результат для СССР опыт демократизации советской системы, твердая уверенность в недопустимости либерализации. Также опасным для режима является прекращение репрессий против оппозиции, тем более - признание ее равноправным субъектом переговоров, поскольку это дезориентирует и деморализует созданную систему власти.

6. При сохранении сегодняшнего режима переход страны к демократии невозможен. Даже демократизируя под нажимом западных доноров избирательное законодательство, режим найдет новые возможности для такого его практического использования, которое обеспечит необходимый властям уровень фальсификации результатов выборов.

7. Проблема демократизации Беларуси не может быть решена извне, без решающего вклада демократических сил, которые могут использовать определенные "либеральные" уступки ослабевшего режима.

8. Белорусская оппозиция пока не способна предложить обществу очевидной для большинства позитивной альтернативы и стать для этого большинства воплощением этой альтернативы. Причина этого - геополитический и ценностный раскол оппозиции.

Перевод: Светлана Тиванова

Обсудить публикацию на форуме

_____________________________

Приглашение на саммит 'последнего диктатора' из Белоруссии вновь пробуждает в ЕС страхи перед расколом ("The Guardian", Великобритания)

Белорусская оппозиция не считает выборы достижением ("The Wall Street Journal", США)