Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На основе общих принципов

На основе общих принципов picture
На основе общих принципов picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последнее время отношения Белоруссии и различных европейских институтов активно развиваются. Без преувеличения можно сказать, что весна 2009 года стала по-настоящему европейской для нашей страны.

В последнее время отношения Белоруссии и различных европейских институтов активно развиваются. Без преувеличения можно сказать, что весна 2009 года стала по-настоящему европейской для нашей страны. Программа 'Восточное партнерство', к которой присоединилась Белоруссия, определила новый формат отношений с Европейским Союзом. Еще одной влиятельной континентальной европейской структурой является Совет Европы, который объединяет не только государства ЕС. Белоруссия пока не присоединилась к этой международной организации. Однако развертывание активного диалога между Белоруссией и западноевропейскими странами дает основание думать, что процесс вступления в Совет Европы, как говорится, процесс пошел. За комментариями по вопросам развития этого процесса мы обратились к специальному докладчику по Белоруссии Парламентской ассамблеи Совета Европы Андрэа Ригони, который в начале июня находился в Минске.

- Господин Ригони, мы рады Вас приветствовать в Минске. Совсем недавно Вы предложили вернуть Белоруссии статус специально приглашенного государства в Парламентской ассамблее Совета Европы. Не связан ли Ваш визит с обсуждением этого вопроса? Можно ли нам ожидать его позитивного решения?

- Я нахожусь здесь в качестве специального докладчика по ситуации в Белоруссии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Кроме того, именно 8 июня, в Минске открылся информационный пункт Совета Европы. Это очень важное событие, оно даст возможность вывести на новый уровень отношения между Белоруссией и Советом Европы, позволит активнее пропагандировать европейские ценности в вашей стране. Воспользовавшись такой возможностью, я встречаюсь в том числе и с представителями власти. Во время этих встреч мы подчеркиваем не только важность открытия пункта, но и необходимость тех шагов, которые направлены на сближение Белоруссии и Совета Европы на основе общих принципов. Интересы Парламентской ассамблеи состоят в том, чтобы здесь, в Белоруссии, наблюдался рост осознания значимости темы прав человека, правового государства и других ценностей демократии. Все эти встречи ставят целью расширение диалога между сторонами. Я рад, что они проходят очень позитивно. Что касается возвращения Белоруссии статуса специально приглашенного, то это будет зависеть от решения Парламентской ассамблеи, которая состоится 23 июня. Именно там будет обсуждаться мое предложение, высказанное в последнем докладе о ситуации в Белоруссии. Я не буду давать сейчас какие-либо прогнозы, поскольку демократия учит нас, что результаты появляются после голосования.

- В таком случае ответьте, пожалуйста: возможное возвращение статуса - это заслуга Белоруссии или определенное изменение отношений со стороны самих европейских государств?

- Диалог имеет двусторонний характер. Для того чтобы присоединиться к Парламентской ассамблее Совета Европы, необходима определенная готовность, как со стороны Совета Европы так и со стороны Белоруссии. Если это не совпадет, то ничего не получается.

- 26 мая текущего года Политический комитет Совета Европы обсудил Ваш доклад о ситуации в Белоруссии. Есть разные суждения на его счет. Одни отмечают его объективность и рассудительность, даже некоторое добродушие. Но есть и голоса критиков. Причем разные мнения есть, насколько я знаю, как в Белоруссии, так и в Парламентской ассамблее. Не могли бы Вы донести до наших читателей основную идею, смысл этого доклада?

- Все мнения должны уважаться, как положительные, так и отрицательные. Поскольку только разнообразие мнений и составляет сущность демократии. Если говорить про основную идею, то можно сказать так - это не подарок Белоруссии. В моем докладе предлагаются абсолютно конкретные, ясно названные шаги, движение вперед в смысле развития демократических институтов в Белоруссии. Кроме того, предусматривается проверка, мониторинг реализации этих шагов. В нашем комитете по политическим вопросам, а также в подкомитете по делам Белоруссии предусмотрен такой устойчивый мониторинг приближения вашей страны к европейским ценностям. Мы хотели бы, чтобы снизу в белорусском обществе росло понимание этих ценностей, чтобы тут был слышан голос Совета Европы. Нужно отметить, что эти ценности не противоречат той общественной модели, которую строит ваша страна. В целом, современная демократия вдохновляется именно европейскими принципами. На вой взгляд, Белоруссия не должна оставаться за пределами Совета Европы. Но, с другой стороны, Белоруссия должна продемонстрировать свое желание, готовность присоединиться к Совету Европы.

- Вы говорите о конкретных шагах по развитию демократических институтов. Хотелось бы знать, какие именно это шаги? И от кого вы их ожидаете: от руководства государства, от политических, общественных структур? Сколько примерно времени может занять процесс мониторинга?

- Это процесс, который займет определенное время. Никто не требует от Белоруссии сделать одномоментно десять шагов в сторону Европы. Тут важен сам процесс. Поскольку если топтаться на месте вокруг одних и тех же вопросов, то результата не будет. Что касается конкретных шагов, то одним из них могло бы стать заявление относительно приостановки или моратория на смертную казнь. Белоруссия не может оставаться за гранью общеевропейского процесса отказа от смертной казни. Другими такими шагами могут быть гарантия на свободу мнений, также либерализация избирательной системы. Мы считаем, что крайне необходимо упрощение процесса регистрации политических партий и организаций. Но тут тоже необходимо подчеркнуть, что от вашей страны никто не ожидает односторонних действий. Европа тоже должна содействовать Белоруссии в этом процессе. Мы такую же помощь оказываем странам Центральной Европы, кавказским государствам, Турции и т.д. Я вам скажу больше, такая помощь оказывается государствам, которые считаются странами зрелой демократии. Дело в том, что демократия - это не такое явление, которое можно ввести каким-либо указом. Это созидательный процесс. Задача Совета Европы как раз в том и состоит, чтобы сопровождать, опекать страны молодой демократии. Кроме Белоруссии мы осуществляем определенный мониторинг также в России, Грузии, Армении, Украине, Молдове и т.д. Но мониторинг исполнения демократических процедур осуществляется и в отношении стран, где демократия существует уже давно. Приведу конкретный пример. В Италии была отменена смертная казнь, но по законодательству она могла быть введена в случае военного положения. Так вот буквально несколько лет тому назад даже эту оговорку отменили. Теперь смертная казнь в Италии отменена полностью. Это подчеркивает, что каждый процесс развития демократических процедур, правового государства, требует времени и терпения.

- Вы затронули тему смертной казни. Но тут есть проблема. В Белоруссии эта мера наказания была сохранена решением народа, высказанным на всенародном референдуме в 1996 году. Не вступят ли тут в противоречие два демократических принципа: главенство воли народа и неприкосновенность человеческой жизни? Что из них должно быть определяющим?

- Я не совсем согласен с такой постановкой вопроса. Во-первых, если в Белоруссии появится такое желание, то можно провести новый референдум по этому вопросу. Во-вторых, нам известно, что в Конституции Республики Беларусь записано, что смертная казнь - это временная мера. Кроме того, в белорусском законодательстве число преступлений, за которые предусматривается смертная казнь, радикально уменьшено. Более того, в статьях Уголовного кодекса, где присутствует смертная казнь, - это не единственная мера, там есть альтернатива. Также нам известно, что уже на протяжении года сметные приговоры не исполнялись. Это означает, что де-факто введен мораторий на смертную казнь. И новые приговоры тоже не выносятся. Что касается самой проблемы смертной казни, то это одно из условий членства в Совете Европы. Нужно убедить белорусскую общественность в том, что само наказание смертью не решает проблему преступности. Кстати, давайте задумаемся, есть же какая-то причина, по которой все больше стран не только Европы, но и всего мира выступают за отмену этого вида наказания. Организация объединенных Наций преобладающим числом голосов вынесла решение, чтобы во всех государствах был введен мораторий на смертную казнь. Но, понятно, никто не требует, чтобы именно завтра это было осуществлено. В самом обществе должно вырасти понимание того, что жизнь нам дали наивысшие силы, и у нас нет права ею распоряжаться. Есть и другие способы наказания. Например, 50 лет каторги. Что, это легче смерти? Какая тут разница? Но мы не лишаем человека жизни.

- Знаете, 50 лет каторги, возможно, даже более жестокое наказание...

- Да. Существуют также разные виды тюремного режима. Например, строгий для особо опасных преступников. Но, снова подчеркну, - мы не имеем права лишать человека жизни. Сделаем небольшой экскурс в историю. Задолго до того, как вся Италия объединилась в единое государство, знаменитый представитель династии Медичи Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции и всей Тоскании, отменил в своем государстве смертную казнь. Это был первый случай на государственном уровне. С тех пор прошло более пятисот лет - вот сколько времени занимает этот процесс.

- Ваш визит пришелся на время активного развития сотрудничества Белоруссии с европейскими структурами. 7 мая в Праге стартовала новая программа 'Восточное партнерство', к которой присоединилась и наша страна. Очевидно, что ЕС значительно активизировал восточный вектор своей внешней политики. Возможно, это связано с желанием как-то противостоять амбициям России? Не приведет ли развитие диалога между Белоруссии с Европой к ухудшению отношений с большим восточным соседом?

- Мы с вами живем на огромном континенте. Отношения с Россией - очень важны для нас. Это огромная страна и с территориальной, и с экономической точек зрения. Было бы ошибкой отделять Россию от всей Европы и поссорить Россию и Белоруссию. В европейских традициях не разъединять, а наоборот, объединять страны. В общих интересах, чтобы не существовало разделительных линий, какие были в прошлом. Именно в этом русле должна идти работа по новой программе 'Восточное партнерство'. Мы стремимся активизировать развитие сотрудничества в целях экономического роста, создания общего рынка. Уверен, что такой была мотивация Европейского союза, когда начиналась работа по созданию единого пространства после Второй мировой войны. И значительные успехи на этом пути достигнуты, в прошлом были войны и кровопролитные столкновения государств, а в последние 60 лет никаких крупных военных конфликтов, во всяком случае, в границах Евросоюза, нет. Поэтому 'Восточное партнерство' - это расширение сотрудничества и мира.

- А что именно принесет этот проект Белоруссии?

- Сама программа 'Восточное партнерство' - это проект Европейского союза, а не Совета Европы. Что касается лично меня, то я был одним из тех, кто подписал предложение об уменьшении стоимости шенгенских виз для граждан Белоруссии. Если рассуждать об опыте Евросоюза, то, очевидно, что он достиг определенных результатов. Но одни из самых значимых - это общая валюта и создание так называемой Шенгенской зоны. Каждый гражданин ЕС может перемещаться в Европе от Франции до стран Балтии без всяких виз, даже без паспорта, необходимо только иметь какое-то удостоверение личности. Почему Европа менее пострадала от экономического кризиса? Потому что у нее мощная общая валюта, общее экономическое пространство. Это осуществление идей основателей ЕС, которые говорили, что нужно не разделять, а объединять.

- Если посмотреть на проблему шире, не только в отношении Совета Европы или программы 'Восточное партнерство', то Вы, зрелый эксперт по Белоруссии, могли бы оценить европейские перспективы для нашей страны?

- Еще раз повторю, тут могут быть самые разные прогнозы. Я не думаю, что Белоруссия сегодня должна продекларировать свое желание вступить в Европейский Союз, а завтра ее туда примут. Улучшение отношений Белоруссии и Европы, различных европейских институтов - это новая политика открытости в отношении Белоруссии. И тут есть несколько измерений. С экономической точки зрения для Белоруссии открывается возможность выйти на большой европейский рынок. Но есть и гуманитарное измерение, те ценности, которые мы все с вами разделяем: демократия, права человека и правовое государство. Эти принципы должны объединить Белоруссию и Европу.

Ригони Андрэа, родился в 1960 году в Милане. Экономист. Член Палаты депутатов Итальянской Республики Тоскана. Представляет Демократическую партию. С 2001 года член Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Входит в Альянс либералов и демократов в поддержку Европы (АЛДЕ). Член комитета экономики развития, комитета мониторинга и подкомитета по Белоруссии ПАСЕ. С 2007 года специальный докладчик ПАСЕ по Белоруссии.

Обсудить публикацию на форуме

________________

Новая Восточная Европа ("Новая Эуропа", Белоруссия)

Беларусь и Европа вышли на тропу партнерства ("Белорусские Новости", Белоруссия)