Основным событием, которое произошло 29 июня в ходе рабочего визита российского президента Дмитрия Медведева в Азербайджан, стало подписание соглашения о поставках азербайджанского газа в Россию. Подписанное соглашение предполагает, что начиная с 1 января 2010 года 'Газпром' будет закупать азербайджанский газ объемом 500 млн кубометров, а затем предусматривается постепенное увеличение объема закупок. Что касается цены, то, как сказал глава 'Газпрома'А.Миллер, закупки будут производиться на базе формулы цены, которая является коммерчески привлекательной для азербайджанской стороны. В то же самое время, по сообщению газеты 'КоммерсантЪ', Россия готова закупать у Азербайджана газ по рекордно высокой цене в 350 долларов за тысячу кубометров.

Еще одно важное заявление, прозвучавшее во время визита Д.Медведева, заключается в том, что 'Газпром' включен в список потенциальных покупателей газа второй очереди месторождения Шах-Дениз. Об этом также сообщил глава 'Газпрома' А.Миллер. 'При этом также достигнута договоренность, что при всех прочих равных условиях со стороны других потенциальных покупателей преимущество будет отдано 'Газпрому', - добавил он.

Это является прямым подтверждением того, что Россия при помощи экономических рычагов пытается оставить газопровод 'Набукко' без последней надежды - азербайджанского газа из крупнейшего на Каспии газового месторождения.

Невезучий 'Набукко', который в мае 'лишился' возможности привлечь туркменский газ, а в июне не 'дождался' подписания соглашения в Анкаре, дающего старт реализации этого проекта, теперь вот столкнулся с новой проблемой. Намерения России скупать азербайджанский газ по цене выше 300 долл. за кубометр на фоне все еще ведущихся согласований по цене за газ для Турции, которая по самым смелым прогнозам не превысит 250 долл., не оставляет сомнений относительно того, каким образом будут расставлены приоритеты в газовой политике Азербайджана в ближайшей перспективе.

При этом стоит отметить, что президенты Азербайджана и России согласились не рассматривать газовые договоренности в политическом контексте. Эти договоренности основаны на экономической выгоде и имеют большие перспективы, подтвердили они.

Что касается политической составляющей переговоров, то, несмотря на то, что во время встречи рассматривался самый широкий круг вопросов (начиная от событий в соседних странах и заканчивая глобальной политикой), приоритетом стала проблема карабахского урегулирования.

Ильхам Алиев поблагодарил Россию и лично Дмитрия Медведева за активное участие в процессе урегулирования этой проблемы. Он отметил, что прошедшая встреча в начале июня в Санкт-Петербурге между президентами России, Азербайджана и Армении 'создала хорошую атмосферу для продолжения переговоров'.

По словам лидера Азербайджана, нагорно-карабахский конфликт необходимо урегулировать на основах международной правовой базы, но с учетом территориальной целостности Азербайджана.

'Принцип самоопределения народов может успешно быть реализован в рамках территориальной целостности единого Азербайджанского государства', - сказал он.

При этом Алиев добавил, что переговорный процесс вступает в завершающую фазу и заключил, что сторонам удастся выйти на урегулирование проблемы.

Оптимизм азербайджанской стороны разделил и российский лидер, и, это, пожалуй, самая важная политическая новость прошедших переговоров. Обращает на себя внимание, что никогда прежде Ильхам Алиев не делал столь оптимистичных заявлений, и различные источники тут же стали выдавать информацию о том, что, возможно, уже до конца года будут освобождены пять или семь оккупированных районов, а дальнейший статус Нагорного Карабаха станет темой предметного обсуждения уже вслед за этим.

Если совершить экскурс в историю, то в 20-х годах прошлого века статус Нахичеванской автономии в составе Азербайджана также был предметом споров между Арменией и Азербайджаном, и тогда гарантом существующего статуса выступила Турция, что было зафиксировано договором о дружбе и братстве между Турцией и Советской Россией.

Сегодня у России есть все шансы выступить гарантом будущего статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, что могло бы устроить и Азербайджан, и Армению, являющихся близкими друзьями и партнерами России. Не говоря уже о России, которая сможет наглядно продемонстрировать всему миру, что располагает серьезным потенциалом для решения самых сложных конфликтов, как минимум, на постсоветском пространстве.

Надо сказать, что такое положение могло бы устроить и Турцию, которая может приступить к решению своих проблем с Арменией без предусловий, по крайней мере, без тех предусловий, которые касаются решения нагорно-карабахского конфликта. Таким образом, Россия, Азербайджан, Армения и Турция окажутся участниками единого процесса, который приведет к созданию новых политических реалий на Кавказе. Лягут ли эти реалии в основу платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе или станут условием возникновения какой-либо иной конструкции, можно будет говорить лишь после того, как процесс карабахского урегулирования реально начнется.

Обсудить публикацию на форуме

__________________

Визит Медведева в Азербайджан как символ партнерства с Москвой ("Trend News Agency", Азербайджан)

"Газовый вопрос" продвинулся на йоту ("Зеркало.az", Азербайджан)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.