'15 лет царя Белоруссии', - так в 'Газете выборчей' в пятницу озаглавлена статья Анджея Почобута, в которой публицист анализирует 15-летие с момента прихода к власти Александра Лукашенко. Почобут напоминает, что когда 10 июля 1994 года во втором туре президентских выборов, получив 80 процентов голосов граждан, победил 39-летний председатель совхоза Городец, даже его самые большие сторонники не ожидали, что он будет управлять страной так долго. Оппозиция давала ему год, в крайнем случае два. Публицист напоминает, что Александр Лукашенко так и не смог исполнить два своих главных предвыборных обещания - создать российско-белорусское союзное государство и побороть коррупцию в правительственном аппарате. Хотя ему удалось победить всех своих политических конкурентов и стать арбитром враждующих белорусских политических кланов. Также выгодная для Лукашенко политика 'Газ за поцелуи' в российско-белорусских отношениях, стала одним из их главных элементов. 'Однако, - пишет Почобут, - спустя 15 лет господства в Белоруссии рыночного социализма, гордость Лукашенко все больше страдает. С того момента, когда к власти пришел Владимир Путин, Россия постепенно припирает непокорного диктатора к стенке, заставляя его уступать и требуя в замен за выгодные условия поставки сырья наиболее лакомые куски белорусской промышленности. Лукашенко на это не соглашается, так как это серьезно ограничило бы его влияние в экономике и усилило бы зависимость Белоруссии от России. А с каждой очередной газовой войной газовая российская петля на шее белорусского лидера все больше затягивается. Означает ли это, что эпоха Лукашенко подходит к концу?, - задается вопросом публицист. - Лукашенко без борьбы не сдастся. Ирония судьбы заключается в том, что защищая власть, он вынужден защищать независимость Белоруссии. Ту независимость, которой в начале своего правления так отчаянно жертвовал во имя интеграции с Россией', - замечает в 'Газете выборчей' Анджей Почобут.

'Грюнвальд польский, литовский, или белорусский?', - под таким заголовком газета 'Жечпосполита' опубликовала статью посвященную празднованию 600-летней годовщины Грюнвальдской битвы, в которой войска Речи Посполитой полностью разгромили Тевтонский орден. Причиной для обсуждения темы в газете стало заявление литовской стороны, что она намерена вместе с белорусскими соседями праздновать это историческое событие. Также Вильнюс намерен координировать вместе с Польшей мероприятия этому посвященные. Как поясняет газета, Грюнвальдская битва сыграла важную роль в литовском национальном возрождении в конце XIX века. Ведь в литовской традиции именно знаменосцы Литвы, а не Польши, внесли решающий вклад в победу над крестоносцами. Грюнвальдская битва стала символом борьбы за собственное государство. И до сих пор это историческое событие играет особую роль в национальном самоопределении литовцев. В честь события названы улицы, площади, корабли, спортивные клубы, самый известный баскетбольный клуб Литвы и даже алкогольный напиток крепостью в 75 процентов. Совсем иначе происходит в Белоруссии. Там традиции Великого княжества Литовского чтит только оппозиция, которая в свою очередь уверена, что последний решающий удар по крестоносцам нанесли... белорусы. Будет ли возможно общее празднование годовщины? По мнению опрошенных газетой 'Жечпосполита' экспертов, что касается белорусского участия, то все будет зависеть, от экономической ситуации. Если помощь придет с Запада, то белорусские власти будут праздновать все, что понравится Западу. А если больше поможет Москва, Минск забудет о Грюнвальде, - считают они. В свою очередь в Польше пока нет программы празднования 600-летия Грюнвальда. Но скорее всего, как каждый год на исторических полях Грюнвальда пройдет реконструкция битвы.

'Законы под надзором церкви', - в публикации под таким заголовком газета 'Жечпосполита' затрагивает тему появившейся в России инициативы принятия светских законов государства при консультации с патриархом московским и всея Руси. Как замечает в беседе с газетой российский политолог Дмитрий Орешкин, церковная консультация не является чем-то новым и практикуется в российском парламенте уже несколько лет. Он также напоминает, что согласно конституции церковь официально не должна иметь ничего общего с законодательством России, а партия Единая Россия прибегая к консультации духовенства, по мнению политолога, во-первых работает на публику, а во-вторых показывает, что партия эта потихоньку впадает в маразм. 'Жечпосполита' добавляет, что православная церковь начала возвращать себе утерянное во времена коммунизма значение с момента избрания на пост президента России Владимира Путина. Именно тогда она вернулась в общественную жизнь, а православие постепенно стало элементом государственной идеологии. Эти отношения церкви и российских властей политолог Дмитрий Орешкин называет 'виртуальной любовью лицемеров'. Как поясняет, в них церковь пользуется государственной поддержкой, а власти - поддержкой церкви. Это официальная показная религия. Однако огромной части российского общества она безразлична, так как на самом деле религиозных людей сегодня немного, - считает российский политолог.

Обсудить публикацию на форуме

_______________

ИноВидео: Лукашенко - 15 лет у руля ("Russia Today", Россия)

Как Россия может играть мускулами ("Грузия online", Грузия)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.