Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Здоровенная и неуклюжая панда в Тихоокеанском регионе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
США часто сравнивают с трехсоткилограммовой гориллой, идущей по планете напролом, как через джунгли. Китай, напротив, по мнению многих, сумел избежать недостатков, свойственных крупным державам, и проводит искусную, продуманную внешнюю политику.

США часто сравнивают с трехсоткилограммовой гориллой, идущей по планете напролом, как через джунгли. Китай, напротив, по мнению многих, сумел избежать недостатков, свойственных крупным державам, и проводит искусную, продуманную внешнюю политику.

Пекин, не скованный рамками избирательных циклов, действительно может без лишнего шума воплощать в жизнь долгосрочную внешнеполитическую программу, и заполнять вакуум, образовавшийся в результате раздражения от бесцеремонности громадной 'гориллы'. Соответственно, считается, что по мере упадка американского могущества, 'мягкое влияние' Китая медленно, но неуклонно растет. Кое-кому эта гипотеза может показаться правдоподобной, однако - по крайней мере в некоторых регионах мира - она весьма далека от реальности, особенно в том, что касается помощи другим странам.

Китай рассматривает конкретные сведения на этот счет как государственную тайну: в отличие от других государств-доноров, он не публикует ежегодно отчетов о помощи зарубежным странам. Неудивительно, что это приводит к чрезвычайно завышенным оценкам ее объема. На сайте Госдепартамента США, к примеру, можно найти утверждение о том, что Пекин пообещал крохотному Науру 130 миллионов долларов США; получается по 13000 на каждого жителя этой страны.

Подобные завышенные оценки подпитывают представление о быстром усилении могущества и влияния Пекина. В Тихоокеанском регионе - да и не только - многие утверждают, что Китай реализует долгосрочной план, который позволит ему заменить Америку в качестве мирового гегемона. Однако, если вытащить на свет божий детали относительно китайских программ помощи, - несмотря на окружающую их завесу тайны, это возможно - выяснится, что на самом деле все обстоит далеко не так.

Хотя Пекин не желает делиться информацией о своих программах помощи, официальные цифры на сей счет можно получить от стран Тихоокеанского региона: на их основе мы составляем наиболее точную на сегодняшний день оценку ее объема. Результат получается довольно неожиданный: притом, что Китай, несомненно, превратился в одного из крупных международных доноров, ему далеко до первого места по объему помощи государствам региона. Кроме того, наши данные демонстрируют, что подход Пекина к оказанию помощи другим странам отличается крайней неуклюжестью и отсутствием внятной стратегии.

Когда в июне прошлого года были опубликованы итоги аналогичного, но менее детального исследования на тему помощи Китая странам региона, все наглядно убедились, насколько болезненно Пекин воспринимает обнародование любых сведений о своей деятельности в этой сфере. Министерство иностранных дел КНР расценило выводы доклада как 'абсолютно бессмысленные и неприемлемые'. Сегодня, когда мы яснее видим проблемы, связанные с китайской программой помощи, подобную реакцию понять нетрудно.

Если Австралия ежегодно предоставляет странам региона помощь на сумму в 600 миллионов долларов, то Китай в прошлом году выделил на эти цели всего 53 миллиона безвозмездно, и еще 153 миллиона долларов в форме льготных кредитов. Эта цифра, конечно, существенна, и сопоставима по объему с ассигнованиями других крупных доноров, например, Японии, Новой Зеландии и Евросоюза. Однако подход Китая к вопросу о помощи зарубежным странам и реакция на него позволяют предположить, что эта программа не слишком способствует повышению престижа Пекина в регионе, не говоря уже о конкретных результатах в плане развития государств-реципиентов.

У Китая на данном направлении нет долгосрочной стратегии: он не может выбраться из заколдованного круга конъюнктурных соображений. Подобная ситуация стала результатом его долгой борьбы с Тайванем по вопросу о дипломатическом признании последнего, в жертву которой Китай приносит как собственные долгосрочные интересы, так и экономическую стабильность на юге Тихоокеанского региона.

Если рассматривать потоки китайской помощи в хронологической перспективы, Пекин предстает непоследовательным и непредсказуемым донором. Год от года их объем резко колеблется, в результате чего крохотные островные государства просто не могут положиться на Китай в плане развития своей экономики. Принимая решения о финансировании тех или иных проектов, Пекин совершенно не учитывает сопутствующие издержки реципиентов: в результате Самоа, к примеру, получило плавательный бассейн олимпийского уровня стоимостью в 13 миллионов долларов, который и более крупному государству было бы не по силам содержать.

Другая потенциальная проблема связана с долговым бременем. К примеру, Острова Кука (страна с населением в 21000 человек) взяла у Китая кредит почти на 10 миллионов долларов на создание спортивных сооружений. На вопрос китайского вице-премьера, как реципиенты собираются отдавать долг, прозвучал безмятежный ответ: 'Мы надеемся, что с этим нам поможет Новая Зеландия'. В 2007 г. другое карликовое государство - Тонга - получила от Китая льготный кредит в размере 22% от всего своего ВВП.

Завеса секретности вокруг китайской программы порождает вопросы: не завышает ли Пекин намеренно стоимость объектов инфраструктуры, сооружаемых в рамках межгосударственной помощи, вынуждая тихоокеанские государства брать у него займы в объеме, превышающем необходимость?

В целом картина получается довольно неприглядная, и это прискорбно, поскольку страны региона отчаянно нуждаются в хорошо скоординированной и эффективной помощи в целях развития. Кроме того, у Китая, учитывая его достижения в борьбе с бедностью внутри страны, есть неоценимый опыт, котором можно было бы поделиться.

Недавно заключенное 'дипломатическое перемирие' между Китаем и Тайванем дает Пекину уникальную возможность вырваться из заколдованного круга краткосрочной коньюнктурщины - ее последним проявлением стали неразумные попытки поддержать диктатуру на Фиджи. Китаю необходимо наладить более содержательное сотрудничество со странами региона. И это нисколько не вредит его собственным долгосрочным интересам.

Подобно США, Китай временами будет становиться жертвой собственных гигантских размеров. В Тихоокеанском регионе он пока напоминает скорее трехсоткилограммовую панду, а не гроссмейстера тонкой дипломатии. И Пекину явно стоит переосмыслить свой подход.

Фергюс Хэнсон - научный сотрудник Института международной политики им. Лоуи (Lowy Institute for International Policy)

____________________________________________________________

Гондурас, Китай, Россия и суверенитет государств ("Ultimo Segundo", Бразилия)

Вашингтон подписывает пакт с АСЕАН в качестве противовеса Китаю ("France-Presse", Франция)

Обсудить публикацию на форуме