Самый популярный топ-менеджер Европы с доходом более 70 миллионов евро в год. Человек, признанный журналом Fortune персоной, 'перехитрившей рынок'. Руководитель, превративший Porsche - легенду автоспорта - в легенду автобизнеса. Кто он, Венделин Видекинг?

В бизнес-кругах Германии, да и вообще всего мира, это имя известно всем. По данным опроса среди руководителей крупных немецких компаний, кого из коллег они хотели бы видеть федеральным канцлером Германии, 57% назвали Венделина Видекинга.

Любитель сигар, коллекционер автомоделек не чужд крестьянского быта. Самый популярный топ-менеджер Европы любит пахать поле на своем тракторе - кстати, марки 'Порше'. Со своим доходом в 70 миллионов евро он предпочел остаться в деревушке Bietigheim-Bissingen в Баден-Вюртемберге. Теперь уже бывший шеф Porsche, Видекинг еще в юношестве поставил себе цель к 30 годам заработать первый миллион. Однако сейчас он с уверенностью говорит, что деньги - не главное, гораздо интересней 'процесс их зарабатывания'.

Porsche: спасение утопающих

Венделин Видекинг пришел в Porsche в 1983 году, сразу после защиты докторской диссертации в Техническом университете Ахена. Уже в 1992 году наблюдательный совет предложил ему пост исполнительного директора компании.

Выбор акционеров был не случаен. 'Порше' переживал тяжелые времена, ему вот-вот грозило банкротство. Видекинг был единственным, кто на протяжении долгих месяцев убеждал владельцев в необходимости радикальных изменений и санации всего предприятия. Ему дали шанс. И он его использовал.

Что у японцев есть чему поучиться, молодой специалист понял еще в университете. Для консультаций он пригласил знаменитого инженера марки Toyota Йошики Ивату. Началась немедленная реанимация бренда. 'Все, что не приносит прибыли, - это хобби. Хобби я на рабочем месте не занимаюсь', - заявил новый шеф. Не обошлось и без перестройки кадровой структуры: сокращению подверглось около 20% рабочего персонала. Хотя Видекинг обеспечил выплату высоких компенсаций и гарантировал оплату переквалификации уволенных сотрудников, его решение вызвало широкий резонанс в профсоюзах. Позже он скажет: 'Я чувствовал себя врачом, которому, чтобы спасти жизнь, приходится ампутировать ногу'.

Пытаясь сократить расходы, Видекинг частично перенес производство в Финляндию и Чехословакию. 'Бережливый менеджмент' стал главным девизом компании.

Следующую ставку Видекинг сделал на глубокую модернизацию популярной модели 911. И не прогадал. Продажи начали расти. Затем последовал 'демократичный' Boxter, прельщавший не только внешним видом и качеством, но и относительно невысокой ценой. Заказов на новинку было на год вперед.

Но самым дерзким и прибыльным детищем Венделина Видекинга стал внедорожник Porsche Cayenne. Кто бы мог подумать! Спортивный шик 'Порше' с его гнутыми линиями и грубый, неотесанный внедорожник - эксперты только что не крутили пальцем у виска. 'No risk, no fun', - парировал Видекинг и таки убедил акционеров рискнуть. Покупатели были в восторге. А 'адептов' марки только прибавилось.

Человек, обхитривший рынок

К 2005 году дела у компании шли как нельзя лучше. Porsche начинает планомерную скупку относительно недорогих тогда акций Volkswagen. К концу 2008 года она уже владеет более 50% акций своего старшего брата. Вот тут-то Видекинг и решает обвести вокруг пальца весь рынок. Всегда недолюбливавший рвачей-биржевиков, он на пару с финдиректором Porsche Хольгером Хертером изобретает гениальный финансовый план.

В рыночном сегменте есть так называемые хедж-фонды, которые делают деньги на перепродаже чужих акций. Хедж-фонд берет в долг (именно в долг) небольшое количество акций какой-то компании и продает их по максимально высокой цене. Затем хедж-фонд выжидает момента, когда акции подешевеют, снова приобретает их и благополучно отдает владельцу. Разница с покупки-продажи, как вы понимаете, идет в карман хедж-фонда. А что если акции не дешевеют, а еще, не дай бог, и растут в цене? Правильно: тогда хедж-фонды оказываются 'в пролете' и несут огромные потери.

В октябре 2008 года компания Porsche через цепочку посредников одолжила акции разным хедж-фондам. И, когда фонды выставляли их на продажу, скупали их сами. В какой-то момент акций в свободной продаже оказалось чертовски мало, меньше, чем фонды должны были вернуть концерну. Хеджеры запаниковали - акции с каждым днем дорожают, а отдавать-то все равно придется! Боясь понести еще большие потери, они кинулись скупать по высоким ценам. Но не тут-то было! Желающих купить - пруд пруди, а акций - кот наплакал. Цены взлетели в небеса. Поседевшие от паники трейдеры хедж-фондов выкупали то, что есть, уже не глядя на цифры. По оценке экспертов, реальная цена акции VW на тот момент составляла 150 евро за штуку. Однако на пике биржевого безумия они покупались за 1050 евро. В этот момент компания VW стоила 296 млрд евро и являлась самой дорогой в мире. Разумеется, купленные хедж-фондами 'золотые' акции возвращались Porsche. В итоге компания получила несколько миллиардов евро просто из воздуха. А на вырученные деньги прикупила очередную порцию акций VW. Венделин Видекинг, лукаво улыбаясь, разводил руками: поделом хедж-фондам за жадность и плохую разведку. С тех пор на его столе появились две фигурки саранчи - насекомые напоминают ему финансовых махинаторов. 'Этот образ наглядно отражает обстановку в мировой экономике', - убежден он.

Хвосту собакой не вилять

Однако Видекингу так и не удалось осуществить свой амбициозный план по поглощению 'Фольксвагена' - пока хвосту собакой не вилять. 23 июля он подал заявление об отставке. По договору ему причиталась рекордная сумма отступных - 140 миллионов евро, но стороны ограничились 50-ю. Но и это тоже рекорд, который лишил сна 'псевдосоциалистов' страны. Впрочем, Видекинг показал себя достойным человеком. Он уже заявил, что отдаст 25 миллионов на создание специального фонда для нуждающихся работников компании и тех, кто лишится рабочих мест в ходе слияния. Еще по 500 тысяч евро будут переведены журналистским ассоциациям земель Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония. Похоже, его частые слова о 'менеджменте с социальной ответственностью' были не пустыми.

Обсудить публикацию на форуме

_____________________

Икра, помпезность и пропаганда ("Spiegel", Германия)

Налог на роскошь в России. В эту категорию может попасть и вареная колбаса ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)